13

   Невозможно полноценно говорить о Переживании, не подключая к тому тему Искусства. Сделаем же "первый заход" в эту, до сих пор, не рассматриваемую нами область.
Будем считать это ещё одним узелком или моментом, который нам нужно связать или ухватить, чтобы двигаться дальше.
На протяжении долгого времени в Искусстве идёт одна очень интересная война. И развязана она вопросом о подлинности самого Искусства. Если излагать смысл этой войны на пальцах, то получится следующее.
Пустое, глупое, банальное содержание, Искусство, всегда было распознавать в состоянии, так дурные стихи вызывают лишь смех и скуку, пиликание на скрипке того, кому "слон на ухо наступил" - приступ зубной боли и не более того, фотография "наша семья на даче, где я в красных тапочках" тоже, скорей всего на выставку не попадёт, в общем, идиотизм содержания, Искусство, как правило, отметает сразу. Но уже совершенно не так обстоит дело с формой. Если в произведении всё красиво по форме и достаточно профессионально сделано, то Искусство(а под ним я понимаю всю совокупность наработанных пространств Культуры, вместе со всеми носителями, представляющими это пространство), останавливается в задумчивости: шедевр или не шедевр?!
Найденная, наконец-то Красота или голая эстетика?!
Искусство постоянно плодит и растит рядом с собой своего самого злейшего и опасного врага - свою искусственность. Искусство постоянно впадает в соблазн не сотворить жизнь заново, а порезвиться и поискуссничать в своих формах.
Пастернак говорил о стихах - "глыба дымящейся совести", а о строчках, которые появляются - "нахлынут горлом и убьют" - теперь представьте себе, рядом с этими выражениями любого эстета от Искусства, разве он ТАК пишет свои стихи?!
И вот отделить подлинное от неподлинного, при известном мастерстве формы, и того, и другого, не так-то легко, хотя гении в этих вопросах всегда ориентировались безошибочно.
Например, Пушкин представил эту проблему во взаимоотношениях Моцарта и Сальери. Считается, что в этой маленькой трагедии речь идёт о гениальности и таланте, и о пропасти между ними, но на самом деле, талант может быть также добротен в своей, более узкой сфере, как и гений, который просто в отличие от таланта - всеохватен. Сальери же не образчик таланта, а нечто совершенно другое, вспомним начало трагедии - "музыку я разъял на части", "я алгеброй гармонию поверил"(это формалист до глубины души, до мозга костей) и он пишет своим формализмом качественные вещи. Однако, имея перед глазами Моцарта - совершенно иной принцип творчества, он не выдерживает своей неправды и, в действительности, осуждая себя, осуждает Моцарта(здесь ещё и интересная психологическая картина просматривается) подсыпает ему яда - идёт на злодейство. Значит, эстетика, взятая в своём чистом виде, всегда стремится убить всё живое - во имя отточенности собственных форм и их предельной завершённости.
В своё время, современники называли Шекспира варваром, а всё почему? да потому что в его в форме не было достаточной утончённости и изящества, каковой бы хотелось благородным эстетам его времени, они сразу же видели, что что-то с Шекспиром не так, что он дескать, груб, первобытен, а потом оказалось, что это и есть нечто настоящее, пережившее века.
Другой пример, пожалуйста. При поступлении Высоцкого в театральную студию, в его характеристике было написано: голоса нет... Высоцкого в студию взяли, но в связи, с иными его талантами, а голоса, который считался немаловажной теаатральной характеристикой, в нём не нашли. Продолжение этой истории, вам, конечно, известно, не хуже меня - тот голос, которого нет, слушала вся страна на протяжении многих и многих лет.
Кто же сказал, что "голоса нет"? Люди с улицы? Нет, деятели искусства, сами актёры и певцы, знающие люди, люди формы... Но, что же они знают? Невольно возникает такой вопрос.
Здесь уже тема перекликается с тем, что мы писали о формализме сегодняшней философии и о формализме сегодняшнего человека. Искусство, как прообраз человеческой Свободы, просто давно уже ввязано в эту войну, которая ещё только ожидает Философию и практику действительного освобождения Человека. Речь идёт не о великом восстании против форм, до чего порой и доводится отчуждённое существование человечества, когда они уже просто сметаются с лица земли, как сдерживающие и не выражающие новые творческие силы, но о разумной борьбе, демонстрируемой нам Искусством.
Одним из первых таких борцов в Философии выступает Ницше, когда говорит, что по существу большинство философов, существовавших до наших времён, никакие не философы вообще, а всего лишь "работники философии". Узнаете? Работники Искусства - формалисты и эстеты, и работники философии.
Но как же эти "проклятые Ницше" отличают одно от другого?
Да очень просто... Живой нерв Искусства лежит за пределами его самого, он то самое "что-то ещё", которое мы с вами и ищем, без него, опять же, повторим, всего Искусства недостаточно, чтобы создать подлинное произведение искусства.
А мы... Мы охотимся за этим "что-то ещё" и мы его обязательно найдём, где бы оно от нас не скрывалось)))


Рецензии
Очень интересно.

Угол Пародий   05.06.2015 19:53     Заявить о нарушении
рада... скоро поставлю продолжение, заходите)))

Марина Артюх   05.06.2015 19:55   Заявить о нарушении