6

   Теперь поговорим о действительном Понимании и с позиций этого положительного основания, снова вернёмся ко всем недоделанностям, недоговорённостям и тщетным нашим попыткам что-то самим понимать или быть понятыми.
Значит, мы уже проговорили, что Понимание не есть нахождение "похожего" и подтверждение в нём своего "я", не является оно и формальным принципом узнавания себя в среде знаков и обозначений, в среде правил и готового мира "ты мне - я тебе", такую связь имеют и животные, и роботы. Но где же тогда искать действительное Понимание Человека?
Начнём с такой простой, казалось бы, фразы: чудо Понимания не происходит автоматически, оно происходит стихийно, спонтанно. И проговаривая эту фразу, я уже разделяю и отделяю друг от друга два мира - один из них функционирует и движется по уже существующему контуру, другой - возникает. Один ищет понимания в том мире, какой есть, другой - ещё только должен родиться.
К чему я веду? Говоря проще, Понимание это не то, что мы должны отыскать в мире(как утверждают многие философские и псевдофилософские банальности), а то, что мы должны сами создать. Не создадим Сами - не будет Понимания. Нужно чётко проговорить эту Истину: никакого Понимания в мире нет и найти его нигде нельзя.
Можно только - самому создать.
Но как же так, скажите вы, ведь только что было написано, что Понимание - стихийно и спонтанно?! - Да, так оно рождается, когда уже созрело - рождается как прорвавшаяся стихия, но чтобы оно созрело и родилось мы очень сильно должны постараться. И вот это банальное слово "постараться" включает в себя все условия, при которых Понимание только и возможно. И условия эти достаточны жёстки и даже жестоки, по отношению к нашему сонному миру, где мы влачим свои бренные дни))
В этих условиях, и заключена, в принципе, вся суть Понимания и сейчас мы будем о них говорить.
Об одном из них я уже упоминала, это - Культура(которую тоже кстати, надо правильно узреть - что имеется тут ввиду), но не с этого условия всё начинается. Всё начинается с нашей действительной заинтересованности, Мераб Мамардашвили называет её ангажированностью и эта заинтересованность не равна обычному человеческому "хочу". Поскольку обычное человеческое "хочу" присутствует абсолютно у всех людей(кто из нас не хочет понимания?), но никуда по-настоящему нас не ведёт и не приводит(я раскрою секрет - и не может привести, так что не расстраивайтесь когда видите, что чем больше хотите, тем больше получаете "тумаков") - здесь просто человеком сделана неправильная "ставка", не на то надо ставить - не на своё "хочу". Так вот, под заинтересованностью понимается, скорее больше, нечто вроде его неподдельного Участия в чём-то, будь то другой человек, или дело, или предмет или даже сам же этот человек(горько это проговаривать, но мы во многом бываем безучастны к самим себе). А это, извините меня, вовсе не одно и тоже, что и абстрактное "хочу". Такая заинтересованность может быть радостью, удивлением, но может быть и болью, и страданием, потому что боль и страдание это тоже наше заинтересованность чем-то, здесь уже виднее к чему мы подходим - к переживанию. Значит не своё "хочу" надо класть во главу угла, а своё переживание. А переживание может быть как отрицательным, так и положительным и при этом, и то, и то, является нашим Участием.
(Своё же "хочу" оставьте для уже готового мира предметов, вещей и людей).
Следовательно, вот это ваше Участие - Переживание - Заинтересованность, как первоначальный и простейший элемент Бытия открывает вам дорогу для создания чего-то Нового, для Понимания(а Понимание - всегда ново и всегда новость в нашем мире). Обратите внимание, что максимально важно перевести внимание вашего сознания с ваших "хотелок" на ваши же "переживания". Как это ни парадоксально звучит для обывательского мышления, но человек должен двигаться не от своего "хочу", в котором его "я" сразу же принимается как данность и то, что хочется, как внешняя данность, а от своего переживания, в котором некоторый мир - уже находится в вас. Когда вы думаете о том, что переживаете - вы думаете и о себе и о мире одновременно, о себе и о мире, как о целом, как об одном и том же. И эта казалась бы незначительная поправка, на самом деле является кардинальной переориентацией Человека, его первой Свободой. Люди "запирают" самих себя и мир, который мог бы им открыться, больше всего, именно своими желаниями и хотениями(только не поймите меня неправильно, что я от них предлагаю избавиться совсем - нет, я всего лишь говорю, что всему своё место - "кесарю - кесарево" и я покажу дальше какое место занимают наши желания в нашей жизни, но пока, я говорю лишь, что условием любой Свободы, а Понимание это свободный мир, является некоторый "контроль" самих наших чувств и желаний, нельзя делать их последней инстанцией, определяющей всё и вся, для того чтобы сами наши чувства развивались и не были "вздорными", "произвольными" в нашу Жизнь должно входить нечто большее, чем мы сами).
Значит, направляем наш Разум и наше Сознание на наши переживания, вместо того, чтоб постоянно думать только о том, чего нам хочется. И не сомневайтесь, в ваших переживаниях вы найдёте гораздо больше своих "хочу" и "не хочу", представленных гораздо сложнее и разнообразнее, в том числе и много "скрытых" от прямого взгляда на себя, укоренённых в вашем подсознании и вам не доступных - всё это "покоится" в ваших переживаниях. То есть, иными словами говоря, предлагая вам эту переориентацию, я предлагаю вам брать самих себя полнее и вернее, чем вы обычно берёте...


Рецензии