Сальвадор Дали. Дождливое такси

  Недавно мне посчастливилось  побывать в Театре-музее Сальвадора Дали в небольшом каталонском городке Фигерасе.

  Нашей небольшой группе  очень повезло.
 
  Во-первых,  у нас был замечательный гид. Сам  Сальвадор Дали  запретил   проводить в своём Театре-музее организованные  посещения  в сопровождении экскурсоводов. Он  считал, что каждый должен видеть только  то что видит и понимать увиденное так, как сам понимает. Но по своему опыту скажу, что с хорошим гидом всё же лучше.
 
  Во-вторых, в этот день в расположенном неподалёку от Фигераса старинном городе Жирона  начался ежегодный праздник цветов, который отвлёк на себя больше половины потенциальных посетителей музея Дали.

  В результате мы часа два ходили с прекрасным гидом, а потом ещё несколько часов сами по полупустым залам.

  В музее можно фотографировать (но только без вспышки), и сделанные там сотни снимков буду ещё долго рассматривать и изучать.
 
  Сегодняшняя заметка посвящена инсталляции  Сальвадора Дали, которая называется "Дождливое такси".

  Сам художник считал эту работу величайшей инсталляцией в мире.
 
  О ней много опубликовано в интернете, кроме  самого главного.

  Поэтому свою заметку я построил так,  как строят реферат: вначале  -  коротко об  известном про  "Дождливое такси",  затем - свою версию, чем является на самом деле эта скульптурная композиция.

  Те, кто знаком с содержанием и историей "Дождливого такси", могут перейти сразу ко второй части.

  Итак, часть первая. Назовём её: "Однажды под  дождём в Париже".

  Да, именно однажды в вечернем Париже Дали попал под ливень. Ливень в Париже ничуть не лучше чем, скажем в деревне Гадюкино. Художник вымок до нитки, на что было совершенно наплевать пассажирам, сидевшим  в тепле и уюте  в  сновавших мимо такси.

  Эта несправедливость задела и разозлила Дали.
 
  Он задумался,  чем    отомстить  этим равнодушным созерцателям чужих неприятностей, как  восстановить справедливость, чтобы они в своих авто мокли под дождём, а комфортно было бы тем, кто вынужден смотреть на эти машины снаружи…
 
  Благо, в том же Париже скоро предстояла всемирная выставка художников-сюрреалистов.
 
  И вот на выставке 1938 года появился самый крупный экспонат – автомобиль "кадиллак",  пол которого был устлан плющом, а по  пассажирам - манекенам  ползали живые улитки.  Когда зрители бросали   монетки  в специальную прорезь,  с крыши  машины начинал литься дождь на её пассажиров.

  Должен отметить, что сам Дали в дальнейшем не упоминал о том, как вымок под ливнем. Думаю, это происшествие не вписывалось в распространяемые им утверджения о себе, как о всегда уверенном и успешном человеке. Поэтому в своей "Тайной жизни..."  он приводит совсем другую побудительную причину...

  Но вернёмся к "такси".

  Критики обрушились на Дали с упрёками в профанации искусства, но толпы зрителей, желающих вложить в "кадиллак" свои монеты непрерывно увеличивались…

  Эта инсталляция и получила название  "Дождливое такси".

  За многие  годы менялись "кадиллаки" и их пассажиры, но инсталляция пользовалась непременным успехом.
 
  Теперь в патио Театра-музея Сальвадора Дали выставлен   окончательный вариант скульптурной композиции. Кстати, патио - внутренний двор - называется "Двор Траяна".

  Как пишут, когда-то давно Дали украл в Риме табличку с этим названием. "Двор Траяна" расположен на месте бывшего партера сгоревшего много лет назад городского театра. Дали ничуть не смущало, что его и его гостей будут называть "актёрами погорелого театра". Наоборот, он настоял на том, чтобы обгоревшие концы балок остались торчать из стен между ниш, в которых расположилась в разных позах его Муза и Богиня.   
 
  В "Кадиллаке" с  откидным верхом, принадлежавшем,  по уверениям Дали,  легендарному Ал-Капоне,  сидят  водитель и на заднем сидении - два манекена.   

  Их видно на фотографии в центре коллажа. Под крышей авто проведены трубки, из которых – брось монетку – льётся дождик.

  На капоте установлена статуя "Великая Эсфирь" – символ справедливости и мести - работы известного австрийского скульптора Эрнста Фукса.

  "Великая  Эсфирь" двумя цепями впряжена в "колонну Траяна", выполненную  из автомобильных шин.

  В верхней части колонны, внутри установленных вертикально шин, Дали поместил небольшой и не очень заметный мраморный бюст.

  Над шинами с этим бюстом  видна  чёрная статуя, держащая  плоскодонную лодку - барку. Устойчивость барке придают два костыля – неизменный символ надёжности, часто используемый Дали.

  На мачте установлен черный зонтик, а с днища барки свисают большие голубые капли.

  Эти капли при ближайшем рассмотрении оказываются – вот ужас … презервативами, заполненными голубой краской. Всё это видно на моих снимках.

  Барка – подарок художника Гале. Дали присвоил лодке двойное имя: "Gala - Milagros", что значит "Чудеса", в дополнение к имени своей музы.

  Барка, действительно, оказалась чудесной - когда в сильнейший шторм её понесло на скалы, в последний момент ветер поменял направление и аккуратно вернул лодку на песчаный берег недалеко от дома художника.

  А презервативы,  как пишут в статьях, означают, что Дали знал, что его муза и супруга на этой барке выискивала своих молодых любовников,  скрывавшихся от стареющей дамы на  укромных  островах.

  Колонна Траяна, как пишут, связана с Марком  Ульпием  Нерва Траяном.   Траян  (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus)  —  римский император  испанского происхождения  из династии Антонинов, 98—117 годы),  к которому  Дали относился с большим интересом.

  Как выглядит настоящая колонна Траяна в Риме, показывает правый снимок.

  А над  колонной Дали едва виден мраморный бюст великого французского скульптора Франсуа Жирардона,  руководившего оформлением Версальского дворца, автора многих известных работ, в том числе, скульптуры в честь победы Франции над Испанией.

  Большая чёрная фигура, поддерживающая барку Галы и опирающаяся на бюст Франсуа Жирардона, выполнен Дали по мотивам скульптуры "Раб" Микельанджело.  Снимок оригинала помещён над крышей "кадиллака", справа от "Раба" работы Дали.

  Теперь читатель знает не просто всё, но и чуть больше, чем можно найти в интернете о "Дождливом такси".

  Таким образом, первая часть нашего "реферата" – "Обзор литературы" - завершена с небольшим даже перевыполнением.

  Не очень понятно только одно  –  какое отношение имеют все перечисленные скульптуры к этому самому такси?

  Самое время перейти ко второй части: "Что же это на самом деле?"

  Если "Великую Эсфирь" ещё можно понять, как символ справедливости "по Дали" – богатым пассажирам дождь, бедным пешеходам уют, то остальное никак с этой справедливостью не вяжется.  Да и это как-то мелко для такого гения, как Сальвадор Дали…

  Поэтому будем рассуждать так:  всю инсталляцию художник задумал установить над своей будущей могилой.

  Вот он и соорудил, только в своём стиле, знаменитую памятную колонну Траяна – одного из самых властных императоров.

  Вверху колонны, внутри шины он поместил небольшой бюст великого классика скульптуры  Франсуа Жирардона. А над ним крупная скульптура "Раб".  Почему так?  Микельанджело  для надгробия  одного из пап должен был выполнить серию "Рабы" из пяти скульптур. Он успел сделать только две: "Скованный, или восставший раб" и "Умирающий раб". Остальные остались неоконченными.

  Дали взял за основу скульптуру "Скованный, или восставший раб" – это видно,  если сравнить все скульптуры.
 
  И эта скульптура, опирающаяся на бюст классика и несколько его попирающая (намёк Дали, что его Театр-музей превзошёл Версаль!), стоит на самом верху колонны – как стоит на настоящей римской колонне статуя великого и жестокого завоевателя, императора Траяна.

  Мне кажется, что создавая этот памятник, именно Восставшим Рабом, разорвавшим цепи условностей и покорившим вершины искусства, видел себя Сальвадор Дали!

  Над "Рабом" Дали – только  обитель его Богини, его Музы, его Галы – подаренная ей лодка. И презервативы под ней – ответ на злословие  и ещё один способ,  как раз в стиле этого великого мистификатора,  уподобить  Галу богам – ведь по преданиям именно купанием в сперме молодых рабов  обеспечивали богини свою неувядающую красоту.

  О каких, мол, изменах речь!

  Так что эта инсталляция -  никакое не дождливое такси, а собственноручный памятник самому себе! В дополнение к его дневникам, которые каждый может прочесть.

  Ведь Сальвадор Дали мечтал,  чтобы по его могиле ходили  посетители   Театра – музея, ставшие, не подозревая,  ещё и актёрами этого же театра. 

  Даже не зная об этом, привлечённые только  дождливым "кадиллаком",  гости стоят часами на его могиле, выполняя  волю великого художника. 


Рецензии
Да, трудно все это осмыслить без гида:)))))
Но судя по дождю в "Кадилаке" зрители рады насолить тем, кому
живется лучше, чем им:))))))))

Нонна Рыбалко   06.06.2015 09:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Нонна! Насчёт дождя и зрителей - это точно. Как ты поняла, об этой инсталляции даже хороший гид ничего не сказала! Зато рассказала о многом другом!

Борис Готман   06.06.2015 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.