Покров земного чувства

"For in that sleep of death what dreams may come,
When we have shuffled off this mortal coil..."*

William Shakespeare (from “The tragical history of Hamlet…”)

А если на миг отключить сердечное око,
пропасть на секунду, не чувствуя скрипа уключин,
То там, под корявой ключицей, замрут одиноко
подземные реки с песком золотистым колючим.
Застынут зрачки, будто свечи задутые окон...
А как всколыхнется над пламенем эхом из пещи
боязнь темноты — поневоле зажмурится око,
и ну — притворятся убогим, ослепшим и спящим.
А коли не слеп, кто тогда нам позволит «а если»,
От чистого сердца не видеть в прозрении — дара?
Давай, просыпайся, включай соловьиные песни
И думать не смей уклоняться от жизни удара!
Всплывай и смотри: прорезается правда потери,
Не стискивай зубы, кричи, выбиваясь из роли,
Тебя сотворяли, лепили и жгли, и потели,
И ночью кидали твой жребий на старом пароме.

Затеплятся окна напротив — одно от другого.
И в каждом засвечены жизненных смыслов эстампы...
— Вам дурно?
— Напротив — чудесно! Почти дураково...
Не окна, а вскрытые письма чужие. И штампы
закатного цвета, и сны, непременно дурные,
мгновенно сбываются, стоят всегда дорогого,
ключи зазвенят и уключины, петли дверные
застонут... затеплятся окна одно от другого,
затем, чтобы видеть, дышать и терпеть, и зависеть**
от участи или нежданного вовсе участья...
Не глянет уже свысока високосный завистник***,
сквозь дрёму ума, окаянное око, включайся!


29.05.2008



* В заголовке намеренно дана отсылка к переводу Б. Пастернаком известного монолога, этот перевод автору ближе, чем иные, но и он утрачивает по дороге... поэтому дан эпиграф на языке оригинала.

**Спряжение этих, в частности, глаголов русского языка связано с их «исключительной» ролью, иными словами, они входят в те самые исключения из грамматических (и не только) правил, которые нужно просто вызубрить.

*** Касьян-завистливый, день високосный, отмечался по старому стилю 29 февраля. Народ сохранил нам такие поговорки: «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Николе благому помощнику (Николаю Угоднику) два праздника в году, Касьяну завистливому - раз в четыре года». Сейчас, соответственно, эта дата приходится на 14 марта (в жизни автора стихотворения символическая, мартовоИдовская). Между тем, Кассиан Римлянин, почитаемый святой и латиноязычный писатель, в своё время полемизировал с «Исповедью» св. Августина Блаженного. Понятно, что "високосный завистник" не относится конкретно к святому и его имени, более - к дате и году високосному.


Рецензии
Ответ Ольге Разумовской, которая удаляет "ботву". ))) (поскольку функция редактировать здесь не предусмотрена, и я не могу вставить отредактированный комментарий).
Поскольку Вы удалили ветку, я свой ответ, или, как Вы изящно выразились, "ботву" восстанавливаю. Там есть прямые цитаты из Вашего комментария. Считайте это вторым томом оправданий. Сожжённым Вами. )

Вот он:
Спасибо, что ответили на мой вопрос, Ольга, он уже более развернутый, чем "бла-бла-бла", правда, уже с первой строки включается явная хамская интонация, но я ее на время проигнорирую.
Начнем с последнего. То, что Вы здесь написали - не критика, а оценочность, выражение своего вкуса и предпочтений, Ваши личные ассоциации и проекция на меня своих представлений о несказанных мной словах, иными словами - досужие домыслы. О троллинге в моей ремарке нет ни слова, как и о том, люблю ли я Пастернака или нет, и он тут действительно оказался ни при чем (так пишется это сочетание, к слову), а это большой мастер с широким диапазоном тем, и его цикл в "Докторе Живаго" простым назвать никак нельзя.
Кроме этого, я нигде не сказал о том, что мне Ваша фамилия не нравится, наоборот - сделала неявный комплимент.
"Сколько усилий, чтобы показать мне – на КОГО я тут замахнулась…" Не вижу ни усилий, ни вашего замаха, не предмета замахивания. Похоже - это отголоски каких-то стихирских баталий. Я совсем не хотела Вас поставить в тупик словом тезаурус (такое вообще возможно с кем-то в эпоху интернета?). В тупик, думаю, может завести привычка говорить "бла-бла" вместо осмысленных слов. На мой взгляд - это пубертатный сленг, в первую очередь, демонстрирующий низкую языковую культуру человека, а во вторую - неуважение к автору.
Далее Вы пишете: "Не понравилась Ваша словесная погремушка. Много слов, мало смысла. По прочтении никаких ясных образов не возникает. Но возникает впечатление, что автор пытается покрасоваться перед читателем каким-то изобилием, но не удосужился определиться – изобилием чего именно..."
Здесь нет присущего критике анализа текста, но проступает личное восприятие, вернее, невосприятие стихотворения. Полагаю, что это стихотворение для Вас закрыто, Вы в него попросту не вошли (на всякий случай - эти мои слова не призваны вас как-то ущемить в читательском плане, невхождение в мои стихи - для Вас отнюдь не потеря, как и для меня, кстати). У Вас лично - с Вашим опытом и мировоззрением - образов не возникло, но почему Вы отказываете другим читателям, да и самому автору - в метафорическом восприятии? В том и отличие анализа (а Вы сами заговорили о критике, Вас за язык никто не тянул) от оценочной шкалы "нра-не нра", что он аргументировано опирается на текст в рамках литературоведческих понятий.
Критик - "санитар леса"? Лучше эти литсайтовские шаблоны оставить без комментариев.

Для Вас здесь все замысловато, загромождено, для меня - яснее ясного то, о чем я писала. Но Вы же еще и совет мне даете (от лица кого? Критика? Но мы уже выяснили, что Ваш любительский разбор не тянет на критику. Читателя? Но откуда у Вас основания говорить за всех читателей?) Советуете писать проще, но я пишу, как пишется, как проживается ситуация - в частности, связанная с этим стихотворением. Получается, что если читатель не понял, то во всем виноват автор, значит это - цитирую "претензия на некую элитарность". А может быть не в авторе дело?
Сноски - абсолютно легитимный элемент текста, они входят в справочный аппарат любой книги, и опять же если вы начинаете себя чувствовать "дураком", то разве автор в этом виноват?
Пользуясь Вашей аналогией замечу, что вы расставляете мебель в своей комнате, как Вам удобно. Но я нахожусь в своей комнате, у меня другое зрение, опыт, вкус, тот же тезаурус, возраст и еще много составляющих, позволяющих отличить свой дом от другого дома или общежития.

Ольга Пахомова-Скрипалёва   08.06.2015 01:27     Заявить о нарушении
нечасто соглашаюсь с Разумовской, но по этому тексту солидарен на 100%: погремушка - как нельзя более точное определение.
да и сноски не более, чем те же погремушки, сорри.

Смехотрон   12.06.2015 00:09   Заявить о нарушении
Для Вас, м.б., погремушка, а я написала это стихотворение, когда вышла из комы, в больнице.

Вот, что написали поэты с подлинным именем, а не ником.
Виталий Федоров: "Какая мощь! Словно гул моря, оглушает, завораживает... Тысячи оттенков, призвуков, отблесков!"

Ольга Ильницкая: "
Ольга, организьмой читается..."Не окна, а вскрытые письма чужие"
" И штампы закатного цвета, и сны..."
Начинает шерстка дыбиться... "мгновенно сбываются, стоят всегда дорогого,
ключи зазвенят и уключины, петли дверные
застонут... затеплятся окна одно от другого,
затем, чтобы видеть, дышать и терпеть, и зависеть** "" уже мурашки...
"от участи или нежданного вовсе участья... " - уже рёв подступил...
"Не глянет уже свысока високосный завистник***,
сквозь дрёму ума, окаянное око, включайся!" - включился рёв, и автоматом - всухую боли, читатель...
Круто .
Хорошо написано.
+10
С уважением. "

Ольга Пахомова-Скрипалёва   12.06.2015 00:16   Заявить о нарушении
должно быть ваши приятели?
постеснялись сказать правду?
но, вы-то сами неужели не чувствуете несуразности этого сооружения?
у вас ведь есть очень даже неплохие тексты!
но этот - из ряда вон.
ещё раз сорри за ИМХО.

Смехотрон   12.06.2015 02:00   Заявить о нарушении
Не приятели, мы не знакомы. это авторы сайта Поэзия ру. Напротив, именно это стихотворение я считаю состоявшимся. Здесь для меня все больное и живое. Есть люди, которые это чувствуют. Разговор бессмыслен, Ваше имхо, - как и у Разумовской - оценочное, только мнение. Люди разные, кто-то скользнет взглядом, а кто-то проникнет в тайну. Да и тайны у всех разные, достаточно заглянуть в профиль Разумовской, чтобы понять, что ей вообще сюда заглядывать не стоило. А то, что она поудаляла свои комментарии - красноречивее остального. В беседе желательно представляться. Иначе - классический троллинг.

Ольга Пахомова-Скрипалёва   12.06.2015 02:17   Заявить о нарушении
да о чём вы, Ольга?
разумеется - любая рецензия, это не более, чем субъективное мнение высказывающегося.
а потому и обижаться на такое мнение - моветон.
вы считаете этот текст "состоявшимся".
я - погремушкой.
два мнения, не более того.
100%, что будут сторонники и у того, и у другого.
а потому не стоит зацикливаться на мнении Разумовской.
я не знаком с вашей полемикой в полном объёме, но таки да, знаю, что Ольга может быть резка в суждениях.
ну и что?
все мы люди.

что до представления, то, насколько я понимаю по тексту - Ольга не скрывалась за чужим неймом.
по крайней мере вы знаете, с кем имеете дело.
тогда о каком "представлении" речь?
если речь обо мне, то и я не скрываю имени.
достаточно уметь читать русские букофки :)

а вообще, не переживайте столь глубоко чужое мнение.
повторюсь: у вас ведь действительно неплохие тексты есть, которыми вполне можно гордиться.
а в этом слишком уж много несуразицы.
чего стоит только одна вот эта строфка:

"То там, под корявой ключицей, замрут одиноко
подземные реки с песком золотистым колючим." (с)

- жжжудко! "ключица корявая" - тот ещё образок! да и дальше хрен редьки не слаще: если отталкиваться от "под ключицей", то бишь глыбже в организм, то так и видится проблема с мочеполовыми органами, забитыми "колючим песком" - глядишь и до камней в почках недалече.

словом - переперчено и несъедобно - однозначно!
сорри за откровенный взгляд в очередной раз.

Смехотрон   12.06.2015 18:29   Заявить о нарушении
Я не переживаю "за чужое мнение", даже за Ваше буквалисткое восприятие. То, что я молча не игнорирую Ваши реплики, а отвечаю, на них, как и на реплики пред. комментатора - развернуто - наверное, не так плохо. Каждый остается при своем, есть критики или просто читатели, к мнению которых я, безусловно, прислушиваюсь. Но это уже ничего не изменит. Это стихотворение написано, опубликовано. Дальше оно живет уже своей жизнью. В моем понимании, видении мира Ваши реплики ровным счетом ничего не поменяли, но я имею представление теперь о "критике" и читателях на стихире.

Ольга Пахомова-Скрипалёва   12.06.2015 19:29   Заявить о нарушении
Ольга, поверьте, моё мнение не имеет никакого отношение к критике.
это просто МНЕНИЕ, не более того.
"буквалистское" - это что, ругательство новое? :)
буквалистика здесь не при делах, просто на мой взгляд, если текст требует массовых сносок, то это научное эссе, но никак не стихотворное действо.
а то, что не игнорируете реплик - и правильно делаете.
когда слышишь набившее оскомину "сам дурак" - сразу понимаешь, что попал на человека, часто безосновательно озвезделого.
а вот пообщаться - самое оно на стихире.
помните знаменитое: "в спорах рождается..." ? :)

Смехотрон   12.06.2015 19:42   Заявить о нарушении
В спорах истинна не рождается. Она уже есть. Люди пытаются к ней приблизиться, отстаивая свои правды, не слыша друг друга иногда совсем. Для того и существует поэзия, чтобы иногда приближаться к истине, никому ничего не навязывая.

Ольга Пахомова-Скрипалёва   12.06.2015 20:06   Заявить о нарушении
истина, тороплюсь, сажаю ошибки, а функция редактировать не предусмотрена здесь, увы.

Ольга Пахомова-Скрипалёва   12.06.2015 20:07   Заявить о нарушении
сноски можно удалить. Я полностью скопировала стихотворение со сносками с другого портала. Тогда у меня была потребность добавить свой комментарий к стихотворению, но не объяснить его. У меня есть стихи со сносками, в которых даются пояснения к диалектным словам, например, к персоналиям и пр.

Ольга Пахомова-Скрипалёва   12.06.2015 20:09   Заявить о нарушении
ну, вот, видите - и вас "буквалистика" заела.
разве обязательно продолжать так стандартно?
я ведь хотел сказать, что иногда в спорах рождается дружба :)))

Смехотрон   12.06.2015 23:37   Заявить о нарушении
Идиома - это не стандартность, Вы сами себя пытаетесь перехитрить, но не получается.
Мы выяснили, что для людей, которые не являются и не являлись моими приятелями, а таких немало, - это стихотворение понятно и близко, для Вас с Разумовской (которая на мой взгляд не резка, а хамовата) - "словесная погремушка". Вопрос - где критерии?

Ольга Пахомова-Скрипалёва   13.06.2015 12:27   Заявить о нарушении
любопытно, а для ОПов вы аргументации не требуете? :)))

Смехотрон   13.06.2015 18:20   Заявить о нарушении
Вопрос был очень простой: каковы критерии? Но Вы отвечаете вопросом на вопрос - первый признак отсутствия ответа. На этом диалог с Вами заканчиваю.

Ольга Пахомова-Скрипалёва   13.06.2015 18:33   Заявить о нарушении
когда берут погремушку в руки и встряхивают - что слышат?
правильно - пустой звон.
вот примерно такой эффект производит и ваш текст - он пуст, как бамбук.
ровным счётом ничего, кроме красивостей.
на мой взгляд - главный критерий.
ещё раз сорри, я удовлетворил ваше любопытство?

Смехотрон   13.06.2015 19:37   Заявить о нарушении
а вообще, не понимаю, с какого я к вам прицепился?
наверняка, ваш перепост спровоцировал.
обычно я на такие забавы не ведусь.
всех благ вам!

Смехотрон   13.06.2015 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.