Вредно

Вредно изучать биографии гениев - они никакого отношения к искусству не имеют.


Рецензии
Да, порой даже опасно читать их биографии: прочитав, например, несколько воспоминаний о Мандельштаме, у меня возникла неприязнь к нему, и читать теперь его стихи не очень хочется; много было гениев, которые в жизни были крайне неприятными типами!

Юрий Иванов 11   06.06.2015 12:42     Заявить о нарушении
Да, такое случается, но я не о дурном характере все же, и не о слабости человеческой - кто из нас не слаб, кто не ужасен, я все же о злодействе, гадости, потакании злу, даже не о трусости, о взглядах изуверских, которые гибелью грозят, о подлости ради власти, обогащения, итд. Трусость можно простить - хотя по Булгакову - это грех из грехов, но, скажем, я могу простить, подлость - нет. Человека (для меня ) делает любовь к жизни и уважение к смерти... Как-то так.

Елена Нижний Рейн   08.06.2015 18:09   Заявить о нарушении
Биографии пишутся людьми, а люди могут быть пристрастны. К тому же поступки надо рассматривать в контеkсте времени и делать на него поправку.

Борис Вайнштейн   15.08.2015 08:01   Заявить о нарушении
Скидка на время временем не предусмотрена, ибо все времена как одно время, и люди, как люди во все времена :)

и пристрастие и злоба и зависть и зло и уродство, и доброта, и красота, и любовь — присущи всякому человеку, просто гению подарено И что-то сверх того... Впрочем, я могу ошибаться :)

Елена Нижний Рейн   16.08.2015 18:49   Заявить о нарушении
>Скидка на время временем не предусмотрена, ибо все времена как одно время, и люди, как люди во все времена

Еще как предумотрена скидка на время. В тридцатые годы в СССР не осталось практически ни одного видного деятеля культуры, кто так или иначе не участвовал в травле своих коллег, хотя и сам часто был объектом травли.

Участие в компании травли не означало, что ты не будешь объектом травли в будущем, но не участие гарантировали, что ты однозначно станешь объектом травли сейчас.

Ахматова писал стихи славящие Сталина, еще бы ей не писать если ее сын был заложником, сидел в лагере.
Да и после постановления о Ахматовой и Зощенко...
Так что свободы от времени не бывает.

Я не знаю, что писали про Мандельштама авторы биографий. Но хотел бы я посмотреть на них помести этих авторов в то время.

И потом "поэт в России больше чем поэт". Уничтожение интеллектуальной элиты это пятно на мундире советской власти.
К тому же Мандельштам еще и еврей.
И тут же возникает вопрос о политических взглядах писавшего биографию. Кто он там. Сторонник коммунистов. А может национал-патриот.
Лет через 300 когда все уляжется и когда "поэт в России" не будет больше чем поэт, тогда может быть и будут писать нейтральные биографии. А пока... Остается только читать стихи.

Борис Вайнштейн   16.08.2015 22:48   Заявить о нарушении
Борис, я согласна с вами во всем, и в том, что "свободы от времени не бывает" — я именно об этом и говорила. По-моему, времена все одно, и при теплом Хруще было чего бояться, и при застойном Брежневе, и при царе Александре. И Пушкин писал то Чаадаеву, а то филам. Я и говорю, что не о слабости человеческой страдаю, а о взглядах изуверских тех, кто их проповедует. Не о тех, кого пытают и даже не о тех, кто заблуждается или "пробует": "Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля." Я о фашизме, о варварстве, о бескультурье, о бесчеловечности, о снобизме, средневековьи, итд... У гения (ну, Достаевского, например, считают гением) — мне такие вещи, в которых я чувствую недостаточную культуру, незнание мира вне мира Достоевского, непонимание корней, возвышение национального над мировым — при всем умении его писать и чувствовать, при всем знании внутреннего человека, при всем том, что мне у него нравится и интересно — несовершенное режет слух и всю меня попалам. Я бы хотела любить его и не могу. А Пуюкина могу. И Карамзина могу :)) И Мандельштама могу. Мне нравятся Земляне, которые говорят об Общечеловеческом, даже если они сами не отдают себе в этом отчета! И вот в этом смысле я говорю — не читайте критиков, биографов, комментаторов, даже авторов о себе, читайте ИСТОЧНИКИ. Искусство — оно само по себе! Источники сами по себе, а все остальные — даже авторы — сами по себе.
А Мандельштам для меня — Самый! Поэт. И мне абсолютно все равно, с кем он спал, ел, гулял, пил, заблуждался ли, понимал ли, боялся ли. Для меня Мандельштам — это его стихи, его гений. Когда я прочла воспонимания Эммы Герштейн о нем, у меня возникла неприязнь к Э.Г., а не Мандельштаму, когда читала Надежду Мандельштам — было очень интересно, но и это — для ума и стоит отдельно от стихов Мандельтама, чья суть — дух. Когда на видео обожаемый мною Бродский говорил о Мандельштаме — мне захотелось выключить видео, как только услышала, что рифма и форма стихов у О.М. обычная, то что О.М. говорит — это гениально, а не то как. (На этом месте Бродского выключила... потом, правда, досмотрела :)) Мне мешают чужие мнения, я им не доверяю, сама составляю свои и не люблю вторжения в мой мир :)

а комментарии(воспоминания, био, итд) я читаю, если мне интересен человек , который их пишет, просто тогда комментарии тоже становятся для меня источником, искусством в своем роде.

Елена Нижний Рейн   17.08.2015 00:22   Заявить о нарушении
Пуюкин — это Пушкин :)

Елена Нижний Рейн   17.08.2015 00:24   Заявить о нарушении
Я с вами согласен.

Разумеется о каждом времени надо говорить отдельно, времен вообще не бывает. И люди меняются во времени. Тот же Пушкин лицейской поры не Пушкин женатый человек и камергер. Про Достоевского мало знаю, но он мне представляется доктринером, человеком воплощающим в литературу свои политические, социальные, национальные и прочие идеи.
Пушкин позволил себе это только в нескольких стихотворениях.
А когда Гоголь в Мертвых Душах позволил себе пофантазировать относительно идеи социальной гармонии, то получилось просто нелепо и забавно, а Гоголь хотел чтобы его принимали всерьез.
Здесь можно много про все это писать, но литератора надо судить по его лучшим, удавшимся вещам, а не по творческим неудачам. Неудачи это от человека, а удачи от творца.
Если у вас сохранился линк на видео с Бродским о Мандельштаме, то не могли бы вы его здесь поместить? Интересно.
Я некоторое время слушал Быкова с его беседами и литературе в программе Один на Эхо, но перестал.
Категоричен и часто поверхностен. Хотя начитанность поразительная.

Борис Вайнштейн   17.08.2015 07:38   Заявить о нарушении
В одном все же нет, по-моему человек не меняется со временем, обстоятельства в которых он живет меняются и в них человек проявляется так или иначе...ну да, говорить можно долго ("что нам потерять часок-другой" :)) Гоголь.. Вот , тоже, Гоголь, а я его люблю. С детства, с его хуторов-ужастиков :)
"Неудачи это от человека, а удачи от творца." Охень похоже: http://www.stihi.ru/2015/06/05/317 :)

Быков — рада :)) — голый король. О Пастернаке — все, что есть там — сам Пастернак — но я и без Быкова знаю Пастернака. Человек, который в воскресенье садиться за стол писать стихи — это смешно. Он хороюо пиюет изложения, хорошо б еще избавил от "собственных мыслей" :) Простите, грубо ь но просто фу... Он у нас тут был, наездом.

Это отрывок из "Поэт о Поэтах" Бродский о Мандельштаме (фильм)
http://www.youtube.com/watch?v=nMc5obgBkKY
Это полная версия (И.Б. о 4 поэтах: Мандельштаме, Цветаевой, Ахматовой, Пастернаке) : http://www.youtube.com/watch?v=6UlZi-Y332k

"Человек не сумма своих убеждений, человек — сумма своих поступков." И.Б.

Елена Нижний Рейн   17.08.2015 09:10   Заявить о нарушении
Спасибо. Да, он знает вещи приблизительно и не готовится к разговору. Я о Быкове. Сравнивал Окуджаву с Галичем кто из них выше.
А это совершенно не сравнимые авторы каждый в своем жанре.
Пожалуй если вы не против, то могли бы поболтать по электронной почте, эта страница только для комментариев к конкретному стиху. Если решите написать, то дайте знать, а то письме не всегда доходят.

Борис Вайнштейн   18.08.2015 06:08   Заявить о нарушении
Борис, моя почта работает :)

Елена Нижний Рейн   18.08.2015 18:40   Заявить о нарушении
Спасибо, Лена. Я напишу на днях. Но просто у меня была пара случаев, что я связывался с людьми по почте стихи.ру и почему-то почта терялась. Ко мне доходила.

Борис Вайнштейн   18.08.2015 21:12   Заявить о нарушении
Лена, я вам отправил вчера письмо интересно дошло ли?

Борис Вайнштейн   19.08.2015 18:26   Заявить о нарушении
Да я вам уже ответил. Надеюсь, что на этот раз прийдет.

Борис Вайнштейн   19.08.2015 21:50   Заявить о нарушении