Подняться к гордой вышине

Лермонтова вдохновил на самопознание крест на скале.
Лермонтов хотел бы, взойдя на скалу, на которой возвышался крест, назваться с бурею братом. То есть, он хотел бы стать бурей, чтобы поэтически тревожить моря, горы, леса, пустыни.
В качестве бури Лермонтов хотел бы творить мир в небесах, в своем космосе, потому что на земле ему было предписано одно лишь страдание о небесах.
Пушкин тоже хочет подняться в небеса, но ему не нужно воплощение в буре. Ни молиться, ни плакать он не хочет «в вольной вышине». Лермонтов пишет: «Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне!».
Лермонтов находится уже в том времени, когда стихия стала Богом. Потому крест деревянный чернеет над скалой, «гниет он и гнется от бурь и дождей». Лермонтов заранее жил в том времени, когда прошла пора религий.
Но у Пушкина иное время. У Пушкина – время еще такого Бога, при котором «внемлет арфе серафима в священном ужасе поэт».
И Пушкин не хочет покидать это свое время, он знает о его единственности в своей жизни. И «в соседство Бога» родного, вдохновившего его на многие труды, подарившего ему истинное чудо – Болдинскую осень, Пушкин хотел бы скрыться как раз от нового – лермонтовского – времени, от всевластия стихии.
И в заоблачной келье, вблизи родного Бога, Пушкин хотел бы скрыться и от Лермонтова, породнившегося с бурей…
Пушкин и Лермонтов не только на земле, но и в небесах останутся в своих родных временах.
Пушкин и Лермонтов в литературе – все равно, что две кометы, летящие в противоположные стороны, едва не соприкоснулись в небесном пространстве. Это два пророка, которые встретились в пустыне, когда направлялись в разные стороны с разными вестями. Пушкин нес весть о смирении; Лермонтов уносил в сторону Бога мольбу о буре. Это Лермонтов, мятежный, просил бури, «как будто в бурях есть покой»…


Рецензии