Тонкие тела человека. Ментальное тело-3ч

Тонкие тела человека. Ментальное тело

Для взаимодействия с ментальным планом человек имеет ментальное тело. Ментальный план, как и другие, делится на семьТонкие тела человека подпланов, но они разделены еще на три группы — три верхних, три нижних и средний переходный. В трех подпланах, более плотных, мысли создают формы, образы, картины, поэтому в доктрине Востока эти подпланы называются рупа. В трех высших ментальных подпланах, более тонких, сознание работает в потоках ментальной энергии, не создавая форм и образов; эти подпланы называются арупа. В низших подпланах образуется конкретная мысль, в высших — абстрактная.
Соответственно высшему и низшему уровню ментального плана человек имеет два носителя сознания, т.е. два тела разума. Ментальное тело является низшим телом разума, т.к. в нем человек действует на низших подпланах ментального плана, но т.к. все планы взаимопроникаемы, ментальное тело, в зависимости от уровня развития человека, может погружаться в астральную материю, если мысли пронизаны желаниями и страстями. Низший разум представляет собой рассудок человека, через который он реализует свой интеллект, разъединяющий и обособляющий человечество. Низший разум (ментальное тело) относится к преходящим аспектам и в большей части источников имеет номер 4 (см. табл.2).

Высший разум (Высший манас)

Пятый принцип принадлежит трем высшим подпланам ментального плана и взаимодействовать напрямую с физическим мозгом не может. Поэтому тонкая энергия Высшего Манаса, погружаясь в более плотные слои ментального плана, облачается в астральную материю, пронизывает всего человека, всю его нервную систему, в том числе и клетки головного мозга — физическое орудие Высшего Разума. Это происходит еще до рождения ребенка. Низший разум действует через мозговые клетки, которые он заставляет вибрировать. Таким образом, в период каждого воплощения Высший Манас развивается: низшая его часть, проникнутая астральной материей становится земным разумом, проводником которого является ментальное тело — четвертый преходящий аспект; Высшая часть Манаса остается принадлежностью Высшего Эго (Духа). Таким образом, Монада через Высшую Триаду, а именно — через Высший Манас (пятый принцип) строит свой аппарат сознания — ментальное тело, чтобы использовать физический мозг и нервную систему как орудие владения низшими планами.

Так как ментальная материя низших подпланов пронизана астральной материей, наполненной эмоциями, желаниями, страстями человека, большая часть обыденных мыслей перемешана с эмоциональным началом. Эти обыденные мысли и принадлежат ментальному телу человека. Именно потому, что низший разум соединен с эмоциями, они придает астральным всплескам человека разумное обоснование, отчего сила эмоций увеличивается, и так трудно от них избавиться. Ментальное тело играет огромную роль в эволюции человека, так как в нем заложено желание, которое является стимулом к жизни.

«Проходя успешно через горнило жизни», человек постепенно трансмутирует желание «в бесконечное огненное устремление, или Волю, без которых нет продвижения, нет и творчества». Ментальное тело, низший Манас является как бы мостом между Высшим Манасом и астральном телом. Когда этот мост работает, человек лучшие накопления через низший манас(4-ый принцип) передает Высшему Манасу (5-му принципу), который в этом возрастании соединяется с Буддхи (6-м принципом). Тонкие тела человекаТаким образом, есть Манас вечный, который, сливаясь с Буддхи и Атмой, уходит в Единое Вечное, Бессмертное; и есть Манас конечный,— если он соединен с низшими желаниями, низшим эго. Во власти человека изгнать низшее, усилить добродетель, укрепить связь с Высшей Триадой.

Функции ментального тела:

1. осуществление ментального процесса, т.к. оно является носителем и проводником мысли;

2. передаточное звено между Высшей Триадой и низшими началами человека.

Ментальное тело непосредственный носитель «истинной Сущности», которая на ментальном уровне «проявляется в виде разума», а на астральном уровне — в виде ощущений. Большинство из нас не может мысленно отделить себя от ментального тела, осознать его, и это естественно для данной стадии эволюции, т.к. именно сейчас человек начинает оживлять, активизировать свое ментальное тело и оно начинает приобретать для него все большее значение; кто-то развивает интеллект (разум), а другие — духовность (разум, очищенный Сердцем).

Проявление ментального тела мы называем проявлениями разума, т.к. ментальная материя пронизывает физический мозг и создается впечатление, что мыслит мозг, но он является лишь физическим орудием превращения мысли в действие. Когда мы мыслим, мы вызываем вибрации в ментальной материи, но чтобы проявиться на физическом плане, наша мысль должна совершить следующий путь:

1. мысль вызывает вибрации в ментальной материи;

2. затем эти вибрации передаются в астральное тело (астральная материя и низшие уровни ментального плана взаимопроникаемы);

3. далее через астральные центры вибрации передаются эфирному мозгу и, наконец, — физическому головному мозгу;

4. возникает деятельность в нервных клеточках мозга, что, в свою очередь, вызывает те или иные действия физического тела.

Материалом, из которого строится наше ментальное тело, являются наши мысли. Совершенствуя свои творческие возможности, свои высшие эмоции, уделяя больше внимания размышлениям, анализу, мы строим и совершенствуем ментальное тело. Этот процесс продолжается день за днем, год за годом, в течение многих жизней. Ментальное тело не соответствует формам физического, а имеет овальную форму. Астральным зрением увидеть его нельзя, оно доступно лишь духовному зрению, принадлежащему ментальному миру. В ментальном теле можно увидеть сгустки различной конфигурации четкости, окраски в зависимости от духовности его носителя. Добрые, чистые, мудрые мысли создают четкую яркую мыслеформу. Материя такого ментального тела находится в постоянном движении, переливах сочных цветовых оттенков.

По мере освобождения своего «я» от страстного начала, ментальный проводник становится господином над низшим началомТонкие тела человека человека. Разум должен подчинить страсти, которые держат волю человека в плену, эмоции, желания — это тот «дракон», о борьбе с которым говорят мифы многих народов. Вот почему древняя мудрость придает такое большое значение воспитанию ума. «Человек делается тем, о чем он думает», — сказано в Упанишадах. Западный человек основное значение придает поступкам и словам, но не мыслям. Между тем, способ нашего мышления является важнейшим двигателем нашего внутреннего развития. Хорошее воображение, ясное последовательное мышление, проникнутое бескорыстием, добротой, любовью очищает ментальное тело и ведет к соединению с Высшим Разумом.

Если вибрации ума энергичны, четки, чисты, они будут притягивать к себе подобные мысли, а дурные, злые будут отталкиваться. Если ум работает вяло, неопределенно, магнетические токи мыслей слабые, тогда в такой ум легко входят всякого рода чужие мысли, чаще всего неблаговидные, которыми в великом множестве заполнено ментальное пространство. Если же в сфере мышления постоянно заимствовать мысли извне, а не вырабатывать их самому, изнутри; если постоянно заполнять свой разум только чужими мыслями и не быть творцом мыслей, то ментальное тело остается без изменений, без роста, без совершенствования. Хорошие мысли следует задерживать и обогащать своими размышлениями. Дурные, беспокойные мысли следует изгонять путем замещения их светлыми воспоминаниями, чтением молитвы, стихов, дорогими образами.

Если ментальное тело становится вместилищем хороших, полезных мыслей, то оно, как магнит, будет притягивать подобные мысли. Оно постепенно будет наполняться только тонкой материей, с высокими вибрациями, а места для грубых и тяжелых мыслей не останется. Мышление не должно быть бессвязным, поверхностным. Нужно приучить свое ментальное тело привязывать свои мысли одну к другой, выстраивая их в логической последовательности, а не перескакивать с мысли на мысль. Когда человек управляет своим ментальным телом, он научится думать, когда хочет и о чем хочет; у него будет полный контроль над процессом своего мышления.

Кроме того, ментальное тело следует обогащать знаниями, информацией; обеспечивать его интеллектуальное и научное развитие, чтобы оно стало фундаментом мудрости. Необходимо накапливать знания упорядоченно, осваивать и развивать врожденные умственные способности, наработанные в предыдущих жизнях. Необходимо вырабатывать привычку к спокойным, последовательным мыслям, направленным к сверхличным объектам, к возвышенным предметам. Следует бороться с беспокойной, беспорядочной торопливостью ума. Все это тренирует и развивает ментальное тело. Если человек обогатит ментальное тело знаниями, очистит от низших страстей, подчинит воле, наполнит бескорыстием, добротой, любовью, то ментальная энергия такого качества становится принадлежностью более высоких ментальных подпланов, как освободившаяся от астральной материи, и возвращается к своему источнику Высшему Манасу. Так укрепляется связь Высшего и низшего манаса. Эта связь двусторонняя — через Высший Манас человек может получить помощь, подсказки, знания; может обогащаться идеями, которые не связаны с информацией, получаемой из физического мира, а идеями, которые исходят непосредственно от Вселенского Разума.

Что представляет собой ментальное тело человека в зависимости от ступени его эволюции?

Тонкие тела человека1. У неразвитого человека ментальное тело совсем малозаметно. Оно состоит из небольшого количества ментальной материи самых низших подпланов. Его вибрации медленные, ленивые. Ментальное тело такого человека тесно связано с астральным, поэтому эти два тела действуют как единое. Сильные страсти, гнев, ужас производят сильные вихри в астральном теле, а в ментальном пробуждают слабые вибрации, которые все-таки придают страстям качества, которых не бывает, пока они действовали, как чисто животные свойства. Но даже незначительная, незаметная борьба между животными страстями и низшим разумом поднимает неразвитого человека на новую ступень.

2. У человека среднего уровня развития ментальное тело увеличивается в объеме и содержит большее количество тонкой ментальной материи. Это уже хорошо различимый, четко очерченный объект. Оно имеет чистый, приятный цвет и постоянно вибрирует с высокой чистотой. Но если интересы человека направлены только на углубление каких-то технических задач, то растут только умственные способности, интеллект; вибрации его ментального тела тяжелые, нет взаимодействия с Высшим Разумом. Ментальное тело развивается негармонично, если у его хозяина отсутствуют духовные интересы.

3. У духовно развитого человека из ментального тела все грубые составляющие удалены, так как чувственные объекты не находят отражения ни в астральном теле, ни, соответственно, в ментальном. Такое ментальное тело состоит из тончайшей ментальной материи, которая отзывается на высшие проявления, на высокие вибрации, идущие, например, от произведений искусства и т.п. Оно представляет собой прекрасное зрелище быстро пульсирующих нежных и ярких световых оттенков.

Центром деятельности человека должно стать ментальное тело, которое свободно отзывается на вибрации, идущие от Высшего Манаса. Низшее «я» должно быть подчинено Высшему Я. Ментальное тело начинает активизироваться после 21 года, а до этого возраста человеком движет астральное тело.

Деятельность низшего разума может пойти по трем различным линиям:

1. путем постоянных устремлений к духовности он может подняться к своему источнику и слиться со своим Отцом — Высшим Манасом;

2. он может отчасти стремиться вверх и отчасти — вниз, что вызывает ту постоянную моральную борьбу, которую часто ведет человек;

3. или же разум подчиняется полностью низшему страстному началу, растворяется в нем, страсти довлеют над разумом.

После физической смерти, сбросив эфирный двойник, затем астральное тело, человек (Индивидуальность, Высшая Триада) в ментальном теле переходит в ментальный мир, сначала в подплан рупа. Это тот мир, который на Западе назван «Небесами», а на Востоке — Дэвачаном. От качества нашего ментального тела зависит характер нашей посмертной эволюции в промежутке между двумя воплощениями. Здесь, в Дэвачане, человек вырабатывает новые способности и наслаждается плодами своей деятельности. Новых знаний он здесь не получает, но вся его жизнь в Дэвачане посвящена переработке накопленного в земной жизни в соответственные способности и качества, которые при новом воплощении сформируют более развитое ментальное тело, и проявятся как «врожденные способности и дарования». Продолжительность жизни в Дэвачане зависит от качества ментального тела и от кармы человека. В этом мире, все, о чем человек думает, немедленно воспроизводится в формы (рупа). Здесь нет никакого отделения от близких; все находятся со всеми, кого любили и почитали во время земной жизни, которые или ушли раньше, или все еще живут земной жизнью.

В конце периода Дэвачана человек оставляет и ментальное тело, но весь приобретенный опыт и качества переходят в следующийТонкие тела человека подплан ментального плана — арупа, мир без форм, переходят в теле Каузальном. В этом бессмертном теле Индивидуальность будет пребывать до следующего воплощения. Состояние ментального тела в новом воплощении будет зависеть от того, каким человек его строил в предыдущих жизнях. Карма принесет урожай в соответствии с посеянным.


Рецензии