Запиканная российская действительность в сериале Ч

Запиканная российская действительность в сериале Черная река


Досадные нестыковки и ненужные совпадения, а также закон о цензуре в кино превратили психологическую драму местами в комедию

В понедельник, 18 мая НТВ начал показ восьмисерийного фильма «Черная река», жанр которого был заявлен широко - от психологической драмы до мистического детектива. Но ясно одно – комедию нам показывать не собирались.
Отличная операторская работа, профессиональная актерская игра, захватывающий сюжет с элементами мистики, экзотика шаманизма – все это заявка на весьма качественное кино. Чувствуется, что режиссер, Стас Иванов, пытался создать неповторимую атмосферу, выдержать индивидуальный авторский стиль, и это ему почти удалось, но…
Вместо того чтобы напряженно следить за сюжетной линией, наслаждаться игрой актеров, погружаться в особую эстетику сериала «Черная река», приходилось постоянно отвлекаться на разгадку каких-то второстепенных «тайн», что авторами, предполагаю, ни коем образом не планировалось.
Например, представлять, какие слова мог произнести режиссер или даже сценаристы слабого пола - Елена Караваешникова и Майя Шаповалова , когда их детище попало под колеса закона, запрещающего мат в кино, литературе, театре, музыке и СМИ, вступившего в силу 1 июля 2014 года! Ведь совершенно очевидно, что часть киноматериала к этому моменту уже была отснята.
«Запикивание» мата не только отвлекает от просмотра, но и создает совершенно неожиданный эффект. Примечательна и сцена встречи на дороге Игоря Болдырева (Валерий Панков) с вахтовиками, покидающими нефтеразработки.
«Мужики, вы куда? - кричит им вслед Болдырев. - Надо ж буровую запускать!»
И вот тут, в ответ вместо хорошего русского мата раздается абсолютно неуместное пиканье, которое, строго говоря, непонятно кому принадлежит, то ли стоящему спиной рафинированному Болдыреву, который и по лесу то ходит чуть ли не на цыпочках, то ли все-таки обернувшемуся нефтянику, что более вероятно. Но тогда чертовски интересно узнать, куда или на что он послал гостя из Москвы? В любом случае эта сцена выглядит комично, как реплика электрика из анекдота, которому за шиворот уронили горячий паяльник: «Вася, ты не прав».
И даже, когда реальных «пиков» в кадре не звучит, и мат из уст Павла Верийского (Павла Делонга) частично затерт, мозг в момент узнавания знакомых слов вместо сопереживания героям дает команду расплыться в глупой улыбке. А заодно и поломать голову, почему не столь распространенная фамилия Верийский совпадает с фамилией оператора?
Еще один момент, мешающий погрузиться в сериал с головой. Один из персонажей, Саша Уваров (актер Семен Шкаликов), местами напоминает Павла Турбинера, что поначалу сильно сбивает с толку, поскольку любовная возня вокруг учительницы Елены (Анастасия Стежко) с чрезмерным обилием поклонников и так весьма перегружена.
Нет, расслабляться нельзя – впереди еще одна мелкая «тайна»: откуда в доме простой учительницы такое количество элитного алкоголя, в котором, несмотря на, опять же, смешно «запиканные» этикетки, угадывается виски, коньяк и красное вино. Это вызывает излишние вопросы о его происхождении, а, местами, даже и зависть.
Попутно возникает вопрос, почему герой Павла Турбинера, недавно вышедший из запоя, и пять минут назад объявивший о своей пагубной страсти, сначала спокойно «развязывается», а потом, несмотря на обилие выпивки, неправдоподобно быстро прерывает застолье в компании красивой учительницы? Так не бывает, господа! Даже, если нам пытались таким образом показать зарождающееся нежное чувство.
И уж совсем наивный вопрос: почему о том, что свидетельница выжила, сообщают по местному ТВ? Уж нам то, любителям детективных сериалов, давно известно, что такие вещи положено как можно дольше скрывать от злых бандюков.
Может, это и неплохо, что мистическую ноту в сериал режиссер пытается привнести своими авторскими средствами, обойдясь без черных воронов, поскрипывающих сосен и звуков варгана, традиционно сопровождающих шаманскую тему в кино. Хорошо, что режиссер обошелся без штампов, пытаясь выдержать свой собственный стиль. Но таинственный егерь-акробат в черном капюшоне, Сергей Панкратов (Михаил Гаврилов), демонстрирующий навыки паркура – это уже слишком.
Все эти мелкие нестыковки и досадные совпадения, вызывающие неуместные вопросы, недоработка сценария и неожиданное вторжение закона о цензуре мешает следить за сюжетом и погрузиться в ту уникальную атмосферу, которую пытался создать талантливый режиссер Стас Иванов.


Рецензии