Великий певец моря. Айвазовский и Гоголь. Продолж

   В воскресенье 19 апреля 1836 года в газете  в разделе "зрелищ" сообщалось: - "Сегодня, 19 апреля 1836 года, на Александрийском театре в первый раз "Ревизор", оригинальная комедия в пяти действиях." В Петербурге довно шли слухи о сочинении Гоголя, которое автор читал только близким друзьям. Айвазовский  и Штернберг решили пойти в театр. С трудом достали билеты в раёк.

   В зрительном зале было два мира: в ложах и партере - великосветский Санкт - Петербург, а в райке разночинная публика - мелкие чиновники, студенты, девушки из швейных заведений.

   Представление началось. Зрители партера и лож настороженно следили за происходящим на сцене, узнавая  себя в городничем и других чиновниках. Поведение зрителей райка было иным - они от души хохотали и шумно аплодировали.

   После спектакля  важные господа, усаживаясь в  кареты, возмущались:
  - Это возмутительно! Какая клевета! Сочинитель - зажигатель! Да, да, самый настоящий бунтовщик! Как будто есть такой город в России!
   Услышав последнюю фразу, Айвазовский сказал другу:
  - Да, есть такие города!
   И он рассказал Штернбергу про жену феодосийского городничего, деспотичную и корыстолюбивую,  которая вмешивалась во все дела мужа. Всем было известно, что она и взятки брала за спиной мужа.

... Весною 1840 года Академия художеств лучших своих воспитанников - Айвазовского и Штернберга - отправила  совершенствоваться в Италию  Первым городом  Италии, куда приехали друзья, была Венеция. Всем известно, что город славится своими гондолами. Во времена Айвазовского в Венеции было порядка десяти тысяч гондол. Молодые люди были в восторге от города: старинные дворцы - палаццо из белого мрамора с украшенными позолотой и, цветным мрамором и мозаикой, гондолы, покрытые резьбой и устланные коврами, ловкие и красивые гондольеры, распевающие песни и арии из опер - всё это привело молодых людей в неописуемый восторг.

   Молодые люди быстро подружились с гондольерами и рыбаками. Айвазовский рисовал,  сидя в гондоле или рыбачьей лодке.  А ещё ему понравилась площадь святого Марка, вокруг которой располагались старинные здания 15 - 16 веков.Площадь походила на мраморный зал, и Айвазовский превратил её в свою мастерскую. Рано утром он приходил на площадь с этюдником и приступал к работе.

   Однажды во время работы Айвазовский услышал за спиной:
  - Як гарно малюе!
   Услыхав малороссийскую речь, он обернулся и увидел трёх мужчин. Двух из них он знал. Это были Боткин и Панов. Будучи проездом из Москвы в Петербурге, они заходили к Кукольнику, где их и встречал Айвазовский. А третий - невысокого роста, сухощавый, с острым носом, с прядями белокурых волос - был Николай Васильевич Гоголь.

   Боткин хотел представить Айвазовского Гоголю, но не успел -  тот крепко пожал руку молодому художнику:
  - Вы Гайвазовский! Душевно рад, что мы наконец встретились! Как - то так получилось, что я раньше не знал вас, не встречал нигде. Я так об этом жалею!
   Панов добавил:
  - Знаете, Иван Константинович, ведь Николай Васильевич ваш горячий поклонник. Он любит ваши картины и, любуясь ими, буквально захлёбывается от восторга.
  - Немудрено захлебнуться, когда в своих картинах он даёт такую чудесную воду, - весело подмигнул Гоголь Айвазовскому.

   Гоголь и Айвазовский сразу подружились и подолгу гуляли по Венеции, которую писатель хорошо знал и с удовольствием  знакомил с ней  Айвазовского. Вместе они побывали в картинных галереях Уфицци и Питти, где собраны картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ботичелли, Тициана, Джорджоне и Перуджоно.

   Через десять дней Гоголь уехал, взяв с Айвазовского слово, что он навестит его сразу по приезде в Рим. Поэтому, приехав в Рим, художник сразу решил разыскать улицу, на которой жил Гоголь. И вот он уже в объятьях Гоголя. С удовольствием оглядел писатель стройную фигуру художника и засыпал его вопросами:
  - Где вы остановились? Что вам уже понравилось в Риме?
  - В Риме, Николай Васильевич мне уже понравились римляне и голубое небо над лабиринтом узких улиц.
  - Великолепно! Отменный ответ! - восхитился писатель. - А теперь пойдём завтракать.
   После завтрака Гоголь пошёл работать над "Мёртвыми душами", а Айвазовскому ласково сказал, чтобы он вечером пришёл с другом.
  - Будут только свои, - добавил он.

   У Гоголя собрались русские писатели и художники. Говорили о России, Италии. Вдруг Гоголь вспомнил, что в Петербурге ему много раз рассказывали о сильном впечатлении, которое произвела на Глинку игра Айвазовского на скрипке. Гоголь попросил Айвазовского сыграть. Тут же послали за скрипкой, все удобно расположились, а  Айвазовский сел на низкую табуретку напротив Гоголя.

   Айвазовский был взволнован: он смотрел на Гоголя, как когда - то смотрел на Глинку. Глаза у Гоголя заблестели. Все слушатели были покорены игрой художника и не скрывая восторга, смотрели на него.

   Айвазовский кончил играть и раздались возгласы и бурные аплодисменты.: это остановившиеся прохожие выражали свой восторг. Особенно неистовствовали соседи ближайших домов. Они высунулись из окон и просили синьора Николо продолжить "концерт,"
  - Великолепно, синьор Николо! Восхитительно, маэстро Russ. Браво, браво!
   Не желая присваивать себе чужую славу, Гоголь обнял Айвазовского, подвёл его к открытому окну и жестом дал понять, что играл на скрипке не он, а этот молодой синьор. Слушатели зашумели, зааплодировали, приветствуя молодого человека.

   Встреча с Айвазовским доставила Гоголю большую радость: молодой художник ( Айвазовскому было 23 года) привлекал его своей чистотой, непосредственностью и серьёзным служением искусству.

   В чужих краях Айвазовский провёл осень и зиму, создав 30 больших картин и такое количество миниатюр, что потерял им счёт. В Риме открылась художественная выставка, на которой Айвазовский выставил свои картины. Его "Неаполитанская ночь", "Буря", "Хаос" наделали столько шума, что он сразу стал знаменит. О нём писала пресса, ему посвящали стихи. В кафе, куда художник приходил обедать с Гоголем и Ивановым, специально приходили римляне, чтобы посмотреть на русского художника. Поклонники приходили к нему в мастерскую.


   И вдруг город потрясла новость - папа римский Григорий 16 решил приобрести картину Айвазовского "Хаос" для картинной галереи Ватикана. Это было тем более необычно, что папа приобретал только картины крупнейших художников.

   На квартире у Гоголя друзья чествовали Айвазовского. Николай Васильевич обнял художника:
  - Исполать тебе, Ваня! Пришёл ты, маленький человек, с берегов далёкой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане.
   Каламбур писателя вызвал  оживление и дружный смех. Больше всех радовался друг Айвазовского, Штернберг. Он смотрел на Гоголя с благодарностью.

... В Риме проходил карнавал. Если в других странах на карнавалах веселится  в основном молодёжь, то итальянцы - люди в возрасте -  всегда рады не отставать от молодых людей. Гоголь любил смешиваться с толпой ликующих людей: их весёлые пляски, шутки и шествие ряженых напоминали ему родную Малороссию, её певучий, весёлый народ.

   Айвазовский оделся испанцем, а Гоголь и Штернберг - украинскими парубками - в широкие синие шаровары, белые вышитые рубашки, чоботы из красной кожи и высокие шапки.
   Домой вернулся Айвазовский на рассвете, но в семь утра уже работал.
   
   Перед отъездом Айвазовского  из Рима Гоголь достал  несколько тетрадей из конторки и дал художнику. Это были первые главы "Мёртвых душ."

   Как хорошо, что умница - судьба устроила встречу двух великих людей - Гоголя и Айвазовского ,- которые так много сделали для России, прославив её в веках.

   После Италии Айвазовский поехал во Францию, где ... Отдохните. Рассказ об этом отдельная история.



    


   


   


Рецензии