Военные года творчества Л. В. Решетникова

С этого времени, то есть с осени 1939 года, началась новая, военная полоса моей жизни. Отслужив два года на Цицикаро-Сахалинском направлении маньчжурской границы, я в июле сорок первого вместе с родной артиллерийской частью оказался на Западном фронте, под Смоленском. Потом, попав в танковое соединение, принимал участие в боях под Москвой и Ржевом, в сражении на Курской дуге и в Корсунь-Шевченковской операции, во взятии Кёнигсберга и Гданьска, в освобождении Румынии и Польши. Был разведчиком, наблюдателем, связистом, политработником, военным газетчиком. Дважды ранен, награжден двумя боевыми орденами и несколькими медалями.
После войны окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина и десять лет работал корреспондентом «Красной звезды» в различных военных округах и группах войск. За двадцать лет службы в армии я узнал и полюбил ее. И армия для меня, человека и писателя, – не материал и не тема. Она – моя вторая школа, мой второй дом, в котором живут дорогие мне люди, многие из которых стали моими учителями. Я никогда не забуду одного из таких учителей – лейтенанта Панферова, с лихой отвагой погибшего в начале войны под Смоленском. Перед войной он учил меня азам военной науки, умению сидеть на коне и совершать конные и пешие марши, окапываться и стрелять.
Эта наука очень пригодилась мне впоследствии. Я не забуду того доверия, которое оказал мне, рядовому солдату, начальник политотдела танковой бригады майор Василий Демьянович Осипов, во время боев на Курской дуге поручившийся за меня перед партией.
Третьей моей школой была журналистская работа. Всегда с добрым чувством вспоминаю я о своих друзьях и учителях по армейской газете — о редакторе Леониде Васильевиче Смирнове, о молодом тогда поэте Михаиле Луконине, рядом с которыми провел полтора последних года войны. Они учили меня видеть жизнь глазами партийного газетчика, учили суровой и верной мужской дружбе.
Эта журналистская работа продолжалась и после войны. Многочисленные разъезды по стране, встречи с различными ее краями – от Командоров до Бреста и от Северной земли до Кушки, от Волго-Дона до Красноярской ГЭС и от Тюменьнефти до КМА – открывали незабываемые картины каждодневно меняющегося лика нашей многообразной и прекрасной Родины. А сколько удивительных встреч возникало на маршрутах этих поездок!. Именно эти поездки по дорогам родной земли, и в особенности по просторам Сибири, где я живу и работаю уже четверть века, подарили мне незабываемые минуты знакомства с такими людьми, как выдающийся гидростроитель наших дней Андрей Ефимович Бочкин, тюменский нефтеразведчик Дмитрий Андреевич Ильин, обской судоводитель Яков Андреевич Макаров и камчатский вулканолог Николай Дмитриевич Табаков. Все эти люди бесконечно дороги мне. Никто из них не учил меня быть поэтом, но все учили быть человеком. А разве без этого возможен поэт!
Пишу и печатаюсь я с 1937 года. Но началом творческой работы считаю 1942 год, когда в журнале «Знамя» появился цикл моих стихов о войне. За минувшие годы в Москве и Новосибирске у меня вышло около трех десятков сборников стихов и три книги прозы...
Мой родной вятский край, а затем Сибирь открыли мне Россию. А Россия открыла неизъяснимую красоту всей моей Родины. И я на всю свою жизнь – в неоплатном долгу перед нею, моей родиной – большой и малой. Знаю, что сделанное мною – лишь часть того, чем обязан платить я за все, что дала мне родная земля. Единственным утешением является надежда, что и у меня будет еще книга, которая называется Главной. Книга о Родине-России, о родном русском народе, которому я обязан всем, что есть у меня».


Рецензии