Родина

Союза писателей России. Л. В. Решетников – почетный гражданин города Уржума.
    
               
Центральная районная библиотека
К 90 –летию со дня рождения поэта
Леонида Васильевича Решетникова
Три школы жизни   Леонида Решетникова
(1920 – 1990) Рекомендательный  указатель литературыр.п. Краснообск, 2010
Так дай же мне, судьба,
не рифм бряцанье,
Позволь постичь глубины бытия,
Чтоб стал мой стих насущным,
как дыханье,
Как этот хлеб,
Который режу я.
                Л. Решетников
Поэт Леонид Васильевич Решетников, талантливый лирик и философ, искренне, страстно говорил о мужестве советских людей, воспевал любовь к родному краю. Его поэзия – отражение чувств, взглядов советского человека, гражданина в лучшем смысле этого слова. Решетников – один из немногих поэтов-фронтовиков, сохранивших и после Победы верность «армейской» теме, он умел видеть поэзию армейских буден, высокий смысл повседневной армейской службы. Его талант и чуткость к драматическим сторонам жизни уберегли поэта от лакировочных стихов.
Лучше всего может рассказать о своей жизни сам человек. Эмоционально и полно говорит о себе Л. Решетников в автобиографии, которую он поставил предисловием к книге стихов «Избранное» (М., 1981 г.). За этим повествованием встает человек яркий, счастливый и сильный.
«Родина и долг – два эти понятия исчерпывают смысл и содержание жизни человека, кем бы он ни был – мастером, воином, поэтом. У меня, как и у всех, две родины – большая и малая. Большая – это Советский Союз, Россия. Это – Пушкин и Ленин, Бородино и Дубосеково, «Аврора» и Байконур. Малая – это деревня Ноледур и районный городок Уржум в Кировской области. Отчий дом и родители. Гнездо, где я родился в 1920 году и откуда вылетел позднее. Эту малую родину, составляющую часть большой, мне не забыть никогда, как бы далеко я ни уезжал от нее...
Наша изба была крайней. Рядом с нею, за околицей, бежала неглубокая и веселая речонка Ноля, а «на задах», за огородами, гудел сосновый лес. За ним начиналось поле, куда отец по первому теплу выезжал пахать. Именно этот луг и это поле, окружающие деревню леса и перелески, холмы и овраги, свойственные восточной окраине средней полосы России, были в детстве моими учителями, воспитателями и друзьями.
Но к числу первых учителей и воспитателей я отношу моего отца Василия Павловича Решетникова, землепашца, плотника и бондаря, который, будучи формально человеком малограмотным, сумел привить любовь к книге. Он же дал мне представление о первых трудовых навыках.
Моя мать Ефимия Михайловна, крестьянка и портниха, передала мне любовь к природе, к полю и лесу, помогла мне увидеть в них друзей и помощников. Оба они любили свою многодетную семью, свой дом, свою работу и приучали к этому нас, своих детей. В этом ноледурском доме, а позднее в доме деда Павла Степановича Решетникова, жившего в соседней деревне Писъминерь, я впервые услышал слова «долг» и «служба». Дед помнил еще, как он пешком ходил на «турецкую» войну в Болгарию. А отец частенько рассказывал о германской, с которой принес Георгиевский крест, и о гражданской, с которой вернулся с сабельной отметиной на голове. «Георгия», поскольку он был серебряным, в трудном тридцатом году мы продали, а серую солдатскую папаху отца я долго еще примерял на себя...
Окончив семилетку и педучилище в Уржуме, я начал работать в районной газете «Кировская искра». Но к этому времени положение в мире резко обострилось, начали раздаваться первые, пока еще отдаленные, раскаты второй мировой войны, и мы со школьным товарищем, талантливым художником Веней Козловым, впоследствии, решили, что продолжать жить так, как жили до того, не можем: пошли в райвоенкомат и попросили призвать нас в армию.


Рецензии