о стихотворении Молчание тишины Вл. Маркина
– при всей классичности звучания – не "классично" по смыслу.
Непрост и стиль стихотворения.
Архаизмы в нём выступают как знак "всевременного" стиля.
На другом полюсе вполне современно звучащие выражения типа "зажатые в кавычки" или "нервами нагими".
В целом по стилю стихотворение дано в русле пост-авангарда, проявившего себя в разных видах искусства. В музыке это Валентин Сильвестров
http:///goo.gl/4QSO7o ,
Владимир Мартынов и др.
В прозе характерный пример – "Роман" В. Сорокина
http:///srkn.ru/texts/roman_part0.shtml
Немало подобного встречаем и изобразительных искусствах: живописи, скульптуре, фотографии. Например, искусство Карины Линге carinalinge.de/works/theatrum_mundi/.
Смысл же стихотворения абсолютно противоположен распространенному в 18 и 19 веке представлению о "хорошем конце" нашего существования. Если у классицистов предустановленная гармония определяет уже и посюсторонниий мир, а у романтиков спасение маячит хотя бы на том свете, то здесь – абсолютное сомнение в целесообразности всего. Даже добро (в библейской традиции величина абсолютная) представлена у Маркина как зло, пусть и наименьшее.
В русской традиции от Жуковского и Тютчева до Вознесенского молчание является чем-то также безусловно положительным. Но у Владимира Маркина и молчание под сомнением: оно заключено в кавычки, является цитатой, фрагментом извечной тщеты человеческого существования. Как и добро, молчание является всего лишь "меньшим из зол".
Сомнению в стихотворении подвергнута человеческая цивилизация по крайней мере с античных времен. Но что интересно: смысловой скепсис уравновешивается и как бы отвергается, "снимается" гармоничной формой. Это противоречие дает широкое поле для размышлений.
// stihi.ru/rec.html?2015/05/26/6671 - здесь зашел разговор о стихотворении Маркина "Молчание тишины" stihi.ru/2011/01/11/2028 //
Свидетельство о публикации №115052607904
К обсуждаемому тексту: Предположим, что высказанная им мысль нова (это не так), стоило ли доставать правое ухо левой рукой, используя столь устаревшие и отнюдь не оригинальные обороты (те же кавычки, нагие нервы). Главная претензия: назидательность, благополучная закончившаяся в литературе на Сумарокове. Уже Ломоносов больше спрашивал, чем поучал.
Я готов продлить эту дискуссию, но чуть позже.
Наиль Мелиханов 26.05.2015 20:41 Заявить о нарушении
)
Арабский Алфавит 26.05.2015 20:46 Заявить о нарушении
Наиль Мелиханов 26.05.2015 21:25 Заявить о нарушении
Цикл достаточно продолжительный, но уже по первым двум багателям понятно, что это за стиль.
Арабский Алфавит 26.05.2015 21:47 Заявить о нарушении
Собственные впечатления: прозрачность Грига, нежность Шумана, великолепны паузы, очень интересны повторы тем в вариациях. Главное отличие от вышеназванных - подчёркнутая недосказанность: и фразы обрывает, и переходы неожиданны. Это уже 20-й.
Понятно, что Вы хотели сказать. Но мне кажется, что я всё-таки о другом. Сильверстов скорее на моей стороне ).
Наиль Мелиханов 26.05.2015 22:10 Заявить о нарушении
Теперь ближе к параллели литература/музыка. Не поясните, почему Сильвестров скорее на Вашей стороне?
Не собираюсь Вас ни в чем (пере)убеждать, просто интересно. Сильвестров, кроме всего прочего, еще и в спектре моих профессиональных занятий.
Арабский Алфавит 26.05.2015 22:16 Заявить о нарушении
В этом лонге есть текст Шапиро, который тоже "не мой". Но это очень качественный текст, вполне современный, ритмически оригинальный, страстный, наконец. Я не буду за него голосовать, но не признать его достоинств не могу.
Наиль Мелиханов 26.05.2015 22:34 Заявить о нарушении
По поводу его современности: с исторической точки зрения Сильвестров в своих "замираниях", "обрывах", неожиданных переходах и т.п. вполне опирается на опыт музыки 19-го века -
Бетховена (например, начало 4-й части 29-й сонаты
http://www.youtube.com/watch?v=iAa5lnL3hRI),
того же Шумана (скажем, "Поэт говорит"
http://www.youtube.com/watch?v=dSWAblUf4Qk ) и т.д.,
а те, в свою очередь, исходили из музыки предшественников (например, вступление к "Сотворению мира" Гайдна).
Не спорю с тем, что Сильвестров - это музыка "нашего времени", однако применяемые им приемы не новы.
Арабский Алфавит 26.05.2015 23:16 Заявить о нарушении
Вот Вы называете обороты типа "зашит в кавычки" или "нагие нервы" не оригинальными. Но, простите, Ваши слова заставляют меня повторить то, что я уже написал выше:
>>На другом полюсе - вполне современно звучащие выражения типа "зажатые в кавычки" или "нервами нагими".<<
Я где-то называл эти выражения изобретением Маркова? Нет. Разве не ясно, почему я их процитировал?
Далее, Вы не считаете решение темы у Маркина новой. Но разве есть значимое литературное произведение, где бы тишина и молчание трактовались так же, как у Маркина? Честно, я не знаю.
Арабский Алфавит 26.05.2015 23:26 Заявить о нарушении
К тексту: первое, что приходит в голову - история Иова. Думаю, если всерьёз посидеть над этой темой, найду и другие параллели.
2 если попытаемся мы сказать к тебе слово, -- не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!
3 Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,
4 падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял.
5 А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.
6 Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих -- упованием твоим?
Книга Иова длинна, цитировать всю было бы неправильно. Но там есть такие подъёмы и падения! И о цене слова и о цене молчания. Можно ли говорить об этом в наше время на другом языке? Думаю - да. Но автор должен найти те слова (молчание), которые, не побоюсь этого слова, торкнут современного читателя. Новый Завет тоже писался языком неприемлемым для ортодоксов того времени, апостолы искали аудитории.
Наиль Мелиханов 27.05.2015 05:41 Заявить о нарушении
Но всё-таки как обстоят дела с современным языком пластом у Маркина? Вы действительно считаете, что выражения типа "зажатые в кавычки" или "для ладанок срезая колтуны" по стилю и смыслу относится к державинскому периоду? Имею в виду не отдельные слова, а именно сочетания слов.
Не правильнее ли будет сказать, что стиль стихотворения в историческом плане сознательно смешанный, что наряду с архаизмами, отсылающими к "высокой" традиции, автор использует и выражения, звучащие современно? Конечно, речь не о нарочитой современности, как было бы при упоминании, скажем, мобильного телефона, а о стилистической допустимости.
Арабский Алфавит 27.05.2015 09:08 Заявить о нарушении
Иов как раз подчеркивает свое желание говорить:
"О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись".
И говорит, говорит, говорит...
А собеседники спорят с Иовом, то есть тоже говорят. Когда же к спору подключился сам Всевышний, то и Он не осудил людей за факт говорения, а стал разбирать, кто говорил более правильно, а кто нет, а в итоге еще и повелел Иову специально помолиться за друзей. В любом случае речь как таковая не рассматривается как нечто отрицательное.
У Маркина же: "идём на исповедь немые", говорение вообще не нужно.
В книге Иова несчастия - лишь что-то временное, в ней утверждается господство всё той же предустановленной гармонии. Иов из-за несчастий оказался наг, но благодаря своим речевым "борениям" с Богом он получил утерянное сполна. У Маркина же "одеяния" человека после "оголения" не происходит.
И если у Жуковского "лишь молчание понятно говорит", то у Маркина и тишина "молчит".
Нет, трактовку тишины у Маркина никак нельзя назвать банальной.
Арабский Алфавит 27.05.2015 10:20 Заявить о нарушении
Я безусловно согласен с Вами, что сами по себе слова не стареют. Всё просто: вовремя и в нужном порядке. Мы и так с Вами достаточно много посвятили времени этому тексту. Я не люблю настаивать, предлагаю ничью.
Наиль Мелиханов 27.05.2015 17:12 Заявить о нарушении
Из них есть хотя бы одна эпохи Державина?
А "зажат в кавычки", "зажатЫЕ в кавычки", "зажатА в качки", "зажатЫ" в кавычки", то же самое в обратном порядке "в кавычки зажат", "в кавычки зажатЫЕ" и т.п. - да, еще раз проверьте по Гуглу, пожалуйста. Миллионы ссылок? И все, опять же, времен Державина. )
Арабский Алфавит 27.05.2015 17:32 Заявить о нарушении
1) Вы отрицаете, что в тексте Маркина используются выражения из разных исторических эпох?
2) Вы считаете, что "зажатые в кавычки" и "нагие нервы" - из словаря эпохи Г. Р. Державина?
Коротко и ясно: да или нет?
Арабский Алфавит 27.05.2015 17:48 Заявить о нарушении
Эти маленькие птички
Называются
"Кавычки".
Прилетели - и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот -
Понимай наоборот:
Например, любить в кавычках -
Это значит враждовать,
С кем-нибудь дружить в кавычках -
Это значит воевать.
Убери кавычки,
Снова
Станет очень ясным слово.
Как приятно встретить друга
Без кавычек
Дорогого.
Наиль Мелиханов 27.05.2015 17:52 Заявить о нарушении
Спокойной ночи.
Арабский Алфавит 27.05.2015 20:58 Заявить о нарушении