Лучшее стихотворение сайта 2014. Победители

Дорогие друзья!  Прежде всего, редакция ТМ "Ежи" приносит извинения за задержку результатов, ибо все мы живые люди и порой события в реальной жизни не согласуются с нашими чаяниями и возможностями.

Подведём итоги:

~~~~~~~~~~~~~~~~~ ТЕЙТ ЭШ ~~~~~~~~~~~~~~~~~

Для начала я все-таки озвучу моменты, о которых давно хотелось поговорить.

«Может, подумаете еще раз?»

Конкурс называется «Лучшее стихотворение года». Судьи были указаны сразу. Авторы принесли уже выверенные стихи, обкатанные на десятках конкурсов разного масштаба. Встреча «со знакомыми» текстами была предсказуема. Удивило другое: стихи присутствуют в том же самом виде, в котором уже были рассмотрены в моих предыдущих конкурсных обзорах. Ошибки на месте, царапины те же. Возникает резонный вопрос: зачем? Я еще могу понять автора, меняющего хотя бы одну строчку и подающего текст повторно (для сравнения результата). Могу понять автора, отдающего стихотворение другим судьям без правок (для сравнения мнений). Но какой смысл приносить те же стихи в том же виде тем же судьям 3-5-7 раз?

«Вам же это нравилось!»

Речь идет о фаворитах прошлых забегов. Народная примета: если стихотворение попало в первую тройку на одном конкурсе, то с большой долей вероятности в ближайшие год-два его принесут тому же судье повторно, на любую другую доступную площадку. Это не особо заметно, пока в очереди не оказывается сразу несколько таких фаворитов. Сравниваю тексты до и после - изменений никаких. Если это тест на проф.пригодность - сумеет ли редактор в надцатый раз по-новому прокомментировать стихотворение, то любой редактор напишет хоть 5, хоть 10 версий. Но автору-то какой от этого толк? Только получить итоговые места? Ок, тогда ими и займемся.

ПЕРВОЕ МЕСТО:

012. ЯН БРУШТЕЙН «Ерофей Павлович» http://www.stihi.ru/2014/12/01/6882

О стихах Яна Борисовича мне сложно говорить только с точки зрения литературы. Легко читается, небанальные темы, мастерское исполнение. Но в этих стихотворных историях есть нечто большее. У Яна - редкостный талант рассказчика. И что главное для меня - искренность, которая не навязывается читателю.

В предложенном стихотворении - то же самое. Автор не пытается разжалобить, он общается с читающим, как с равным. Возможно, именно поэтому стихи Яна не превращаются в мелодраму, оставаясь фрагментами жизней разных людей. Даже если эти персонажи никогда в реальности не существовали.

Ради интереса можно попробовать выбросить из текста какие-то (вроде бы) незначительные детали. И вдруг понимаешь, что стихотворение от этого теряет что-то важное. Каждая мелочь работает на общую историю: небольшими, но точными и уверенными штрихами автор обозначает характеры, место действия, окружающие события.

ВТОРОЕ МЕСТО РАЗДЕЛИЛИ:

006. ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «Сирень» http://www.stihi.ru/2014/05/17/3432

Стихи из разряда «жизнеспособно, но не мое». Вполне романсовый, лиричный текст - но из тех, которые я по собственному желанию перечитывать не буду. И пафоса для меня многовато, и красивости слишком привычны, и много еще всяческих мешающих мелочей.

Ежели убрать собственную вкусовщину, это стихотворение я отмечу и в шорт заберу. Достаточно музыкальное для своего жанра, в меру прозрачное для любовной лирики. Довольно сдержанное, чтобы захотелось заполнить предоставленные паузы с помощью собственной фантазии.

Итого: как интересные для меня стихи - нет. Как романс - да. Вполне допускаю, что у этого текста найдется немало почитателей на сетевых просторах.

020. ЛЁША ИСХАКОВ «Хаски Того» http://www.stihi.ru/2014/01/25/7359

Стихотворение погуляло по конкурсным площадкам, прозвучало в эфире «Вечерних стихов» и заработало немало шишек. Добавлю к вороху мнений коллег и свое.

Да, рассказ начинается с лит.героя, о котором автор потом забывает. Если «попуприсутствие» знаков препинания - это попытка показать неуклюжесть первого ЛГ, то подобные вещи все-таки делаются более изящными методами. Возникает резонный вопрос: нужен ли в стихах такой странный персонаж? Без него, мол, стихотворение получается целостнее, лучше...

Но именно этот персонажик превращает рядовой текст в масштабное полотно. Сразу появляется обычный мир - нас, жителей теплых домов/квартир. Подозрительная труба показывает читателю вторую реальность, в котором существует собачья упряжка. Только вот и хаски оказываются на периферии, потому что есть еще третья: белое, смёрзшееся безмолвие, заполнившее всю середину этого рассказа. О первом лит.герое не сказано почти ничего, об упряжке - побольше, о белой стихии между ними - всего пара слов, но их вполне хватило. Белая вечность - и две робких человеческих попытки существовать у ее берегов...

Если бы не подгулявшая пунктуация и не смещенное ударение (в русском оно все-таки Юкон, на первый слог) в моем шорт-листе это стихотворение стало бы одним из лидеров. И вполне могло бы разделить первое место со стихами Яна.

ТРЕТЬЕ МЕСТО РАЗДЕЛИЛИ:

003. ОЛЬГА ДОМРАЧЁВА «Утренняя страшилка» http://www.stihi.ru/2014/10/16/4971

Ох уж этот головастик... с бесенком на пару... Даже в несколько небрежном тексте они умудряются выплыть и вытащить на себе остальное стихотворение. Как много добавляет избитой идее небанальное воплощение!

К сожалению, текст у меня рассыпается на несколько фрагментов. Вроде бы всё логично: утро, обрывки сна, первые ощущения после пробуждения. Но и в таком сумбуре, на мой взгляд, чуть-чуть не хватило финальной цельности. Из-за этого к некоторым строчкам начинаешь присматриваться повнимательнее, царапины проступают сильнее, появляются ненужные вопросы... В этот раз головастики с рыбным царством все-таки перевесили, с чем их и поздравляю.

027. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Человек на холме» http://www.stihi.ru/2014/11/30/10223

Очень порадовало, что Юрий рискнул принести сюда не выверенный «Рушник», а именно это стихотворение. Текст не без помарок, да и некоторые инверсии ему вредят, но показанная реальность получилась настолько объемная, что в большей детализации уже не нуждается. По крайней мере, для меня. Все эти полуслучайные, разбросанные по обочинам текста, детальки - упавшие ягоды, цепочки следов, птицы (когда еще были живы) - вдруг складываются в единое целое: неторопливый разговор, длящийся уже не одну человеческую жизнь.

Можно долго обсуждать степень красоты кладбищенских ив, бывает ли за холмом пропасть, сохраняются ли следы на натоптанной тропе. В данном случае это не главное. Текст не для спешного прочтения, на бегу он вполне может показаться скучным и даже «проходным». Но кто рискнет остановиться и вчитаться - найдет ненавязчивую, но весьма аккуратную авторскую работу с пространством и временем. И окажется «в какой-то из бездн уже не один».

Моя квота:

ВЛАДИМИР ЦЮПИН «Мир» http://www.stihi.ru/2014/05/06/980

Несерьезно о серьезном. Странные и (вроде бы) ненужные здесь детали поначалу мешают. Какое мне, собственно, дело до плавающих в бадейке жуков? Или до странноватого плетня? Потом вдруг приходит понимание: мир. Первое утро после войны. Выжили...

Жуки в бадейке плавают, банька топится. Родня тоже жива, значит. Да всё же хорошо! Зорька цветет, ярки целы. Сколько еще всего можно успеть! Спасибо вам, простые бытовые мелочи, что напоминаете о самом главном. Можно придираться к отдельным образам, но в целом - стихотворение состоялось.

В моём предварительном шорт-листе были также:

007. Александр Крупинин «Предыдущий сонет» http://www.stihi.ru/2014/03/24/6714 

018. Юлия Александровна Михайлова «Ба и её сестрёнки» http://www.stihi.ru/2014/02/24/8205

033. Евгения Костюкова «лёля» http://stihi.ru/2014/01/01/2528

054. Михаил Фокс «Станция Tod» http://www.stihi.ru/2014/05/24/3919

051. Марина Намис «Быть яблоку» http://www.stihi.ru/2014/08/17/9176

Общий уровень конкурса оказался на удивление ровным.

Хочу поблагодарить авторов и организаторов за эту встречу.

Успехов!

Эш.


~~~~~~~~~~~~~~~~~ ИЛЬДАР ХАРИСОВ ~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПЕРВОЕ МЕСТО:

012. ЯН БРУШТЕЙН «Ерофей Павлович» http://www.stihi.ru/2014/12/01/6882

Из биографии Яна Бруштейна:

«Родился в 1947 году. Служил в армии, немного повоевал в 68-м на Амуре». Речь идет о вооруженных столкновениях с китайцами (стихи тех лет Ян Борисович долгое время никому не показывал: http://www.stihi.ru/2008/06/11/2619).

В рукопашной двадцатилетний Ян был ранен. В стихотворении «Ерофей Павлович», насколько я понимаю, показан эпизод, когда раненных увозили прочь от границы.

Написано трогательно – и сильно.

Примечательно, что одна из линий стихотворения – тема речи: «округлая» речь санитарки Полиньки; желание солдатика сказать «много такого, с чем ещё и не был толком знаком»; «бормотание» реки Урки – молитва или ругань... Уверенный в себе женский голос, «мычание» поэта, ещё только «нащупывающего» слово, и многозначный голос природы сливаются в символическое трио, исполняющий музыку времени...

ВТОРОЕ МЕСТО:

006. Владимир Сорочкин «Сирень» http://www.stihi.ru/2014/05/17/3432

Стихотворение романтика – музыкальное, «синестезийное», с присущими взволнованной речи недо- и «пере»говорённостями. Не боящееся ни клишированных эпитетов («густ и сладок аромат»), ни логических парадоксов («день сиюминутный»). То, что в других стилях выглядело бы недостатком, воспринимается здесь как родовая черта жанра: лирическое стихотворение-романс. Не случайна его популярность на самых разных сетевых ресурсах! :)

020. Лёша Исхаков «Хаски Того» http://www.stihi.ru/2014/01/25/7359

Можно и не знать историю собаки по кличке Того – стихотворение завораживает само по себе: образами, ритмом, необычным использованием обычных слов. Возможно, над текстом стоит ещё чуть-чуть поработать (если автор захочет, напишу свои предложения на его странице), но уже сейчас эта картина-рассказ производит сильное впечатление.

ТРЕТЬЕ МЕСТО:

003. Ольга Домрачёва. «Утренняя страшилка» http://www.stihi.ru/2014/10/16/4971

Стихотворение парадоксальное, сюрреалистичное. Композиция, словно по закону сна, разомкнутая: от эроса к смерти. Хороши рифмы и ритм.

027. Юрий Октябрёв «Человек на холме» http://www.stihi.ru/2014/11/30/10223

Фрагмент сказания. Мифологические символы, помещенные в современный контекст, – «ожившая фреска» загадочна и интересна. Оригинальна инверсия привычных субъектно-объектных отношений: не человек смотрит на шиповник, а шиповник – на человека. Думаю, некоторые детали в тексте стоит ещё «покрутить» (что конкретно – тоже лучше обсудить на странице автора).


Моя квота:

033. ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА «лёля» http://stihi.ru/2014/01/01/2528

Сложная тема взросления дана через порой неожиданные, но точные детали. Наверное, стихотворение выиграло бы, если бы за личным и частным ещё больше проглядывало время, эпоха.

В моём предварительном шорт-листе были также:

007. Александр Крупинин «Предыдущий сонет» http://www.stihi.ru/2014/03/24/6714 
013. Ольга Ведёхина «Базовое» http://www.stihi.ru/2014/06/18/4225
022. Наиль Мелиханов «Апрель» http://www.stihi.ru/2014/04/27/4838 
018. Юлия Александровна Михайлова «Ба и её сестрёнки» http://www.stihi.ru/2014/02/24/8205

В целом уровень отобранных стихов оказался высоким. Спасибо авторам и всем причастным к организации конкурса.

Ильдар

РЕДАКЦИЯ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И БЛАГОДАРИТ СУДЕЙ, НОМИНАТОРОВ КОНКУРСА ЗА ИХ ТРУД, УЧАСТНИКОВ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ НАМ РАБОТЫ!


и приглашает Вас принять участие в конкурсе урбанистической лирики
_________________  Городской романс http://www.stihi.ru/2015/09/23/4354


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.