29. Тематика экскурсии. Проектирование экскурсии

Экскурсия – это коллективный осмотр музея, достопримечательного места, архитектурного ансамбля, объекта природы, выставки и др., по определенному маршруту, под руководством экскурсовода с познава-тельными, образовательными, научными, воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетиче-ских потребностей.
Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово "тема" в переводе с греческого означает "то, что положено в основу". Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:
- какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;
- к чему стремится автор
- что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного со-держания экскурсии.
Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.
Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основ-ных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.
Ведущая подтема - композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.
Название экскурсии - это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержа-ние. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.
У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и постав-ленной задачи.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарст-венные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Проектирование экскурсии – сложный процесс.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
- Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс на-копления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.
Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование "портфеля экскурсовода".
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.
Результатом проектирования услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы:
- технологическая карта экскурсии
- контрольный текст экскурсии;
- материалы «Портфеля экскурсовода»;
- схема трассы маршрута транспортной экскурсии.
3.11 Технологическая карта экскурсии - технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте.
Утверждается руководителем туристского предприятия.
В технологической карте указываются:
; Тема
; Продолжительность в часах
; Протяженность в километрах
; Автор разработчик (группа, коллектив)
; Содержание экскурсии
; Маршрут (в том числе летний и зимний варианты): Этапы перемещения, мета остановок, объект показа, продолжительность остановки, основное содержание информации, указания по организации, мето-дические указания.
Указания по организации- указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
Методические указания - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического на-строя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
Методические приемы подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых - помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.
В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:
Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.
Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.
Приемы:
1. Прием предварительного осмотра дает экскурсантам возможность:
а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события;
б) представить данный объект в естественной обстановке;
в) дать определенную оценку объекту;
г) получить представление о его природном окружении.
2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.
3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания)
4. Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей.
5. Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом.
6. Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения.
7. Прием зрительного сравнения.
8. Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей на-блюдаемого объекта в единое целое.
9. Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - ме-тода аналогии
10. Прием переключения внимания.
Приемы рассказа:
1. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.
2. Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в созна-нии экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов).
3. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явле-ния, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих" в экскурсии лиц.
4. Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историче-ском событии, раскрываются сущность и причины.
5. Прием цитирования. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь).
6. Другие
Логический переход. Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами.
3.13 Контрольный текст экскурсии - технологический документ, включающий научное, актуализиро-ванное содержание информации, предоставляемой экскурсантам.
К тексту предъявляются следующие требования: краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала (даты, цифры, названия, фамилии и т. п.), полное раскрытие темы, литературный язык.
При подготовке экскурсии составляются два вида текста – контрольный и индивидуальный.
3.14 «Портфель экскурсовода» - комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии.
«Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Реально набор материалов помещается в папку, пакет или небольшой портфель.


Рецензии