27. Особенности экскурсионной деятельности. характ

Экскурсия – это коллективный осмотр музея, достопримечательного места, архитектурного ансамбля, объекта природы, выставки и др., по определенному маршруту, под руководством экскурсовода с познава-тельными, образовательными, научными, воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетиче-ских потребностей.
Экскурсионная деятельность есть деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения. Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.
Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).
Экскурсовод – специалист по проведению экскурсии.
У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности. Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.
Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу.
Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.
Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экс-курсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.
Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.
Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.
Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объектив-ной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.
Требования, предъявляемые к экскурсоводу.Во-первых, это профессионал своего дела, а значит:
– владеет методикой проведения экскурсии;
– в совершенстве знает экскурсионный объект и маршрут экскурсии;
– компетентный в тех отраслях знаний, которые служат основой проведения экскурсии;
– владеет искусством слова, свободного изложения материала экскурсии;
– умеет находить контакт с людьми во всех ситуациях;
– понимает значение экскурсионной работы и своей роли в этом;
– обладает чувством нового;
– постоянно изучает запросы и интересы аудитории экскурсантов.
- знает основы психологии и поведения людей в ходе познавательного процесса;
- любит свею профессию и творчески подходит к своей работе
И, во-вторых, обладает такими личностными качествами, как вежливость, сдержанность, вниматель-ность и тактичность в общении, чувство юмора, опрятность, эрудированность, толерантность.
Далее, экскурсовод должен:
1) проводить, экскурсии и давать путевую экскурсионную информацию, обеспечивая при этом их научное содержание в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информации) и методической разработкой;
2) готовить тексты, методические разработки экскурсии и другие материалы;
3) своевременно обновлять используемые при проведении экскурсий (путевых информации) данные, вносить изменения и дополнения в контрольный текст экскурсии (путевой информации);
4) разрабатывать и осваивать новые системы и маршрут экскурсий;
5) постоянно работать над повышением своего теоретического, культурного уровня и профессионального мастерства;
6) принимать участие в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, конференциях, производственных совещаниях;
7) прослушивать экскурсоводов на маршруте, составлять карточки прослушивания (приложение 1), рецензировать тексты экскурсий;
8) участвовать в подготовке новых экскурсоводов, в обобщении и распространении опыта экскурсион-ной работы;
9) пропагандировать экскурсии и путешествия, выступать с сообщениями о них на предприятиях, в уч-реждениях, учебных заведениях и других организациях, средствах массовой информации;
10) соблюдать маршрут экскурсии (путешествия), информировать экскурсантов (туристов) о правилах поведения во время экскурсии (путешествия), принимать меры к обеспечению безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий и путешествий;
11) оформлять в установленном порядке документы на экскурсионное (юстуживание, транспорт, питание и проживание при проведении экскурсий и сопровождении туристских групп
Имеет право:
1) пребывая с экскурсионной группой на транспортном маршруте, давать необходимые указания водителю автобуса (микроавтобуса), если эти указания не ведут к нарушениям правил дорожного движения и не влекут за собой изменения утвержденного маршрута экскурсии;
2) в целях обеспечения необходимых условий для проведения экскурсии удалять с экскурсии или сни-мать с маршрута экскурсантов, нарушающих общественный порядок и травила поведения на маршруте;
3) использовать один день в неделю для повышения своей квалификации
Квалификационные требования: образование, опыт и стаж работы определяются в зависимости от за-дач, которые ставит экскурсионная фирма.
Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:
1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.
3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).
4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.
6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).
7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).
Основные функции экскурсии:
1) Функция научной пропаганды.
2) Функция информации.
3) Функция организации культурного досуга.
4) Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора.
5) Функция формирования интересов человека.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени.
Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
- историко-краеведческие
- археологические
- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы
- историко-биографические
- экскурсии в исторические музеи.
Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
- производственно-исторические;
- производственно-экономические
- производственно-технические;
- профессионально-ориентационные для учащихся.
Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
- историко-театральные
- историко-музыкальные
- по народным художественным промыслам
- по местам жизни и деятельности деятелей культуры
- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д.
- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы
- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
- экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
- экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения из-менений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, ком-плексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализован-ные представления, фольклорные праздники и т. д.;
- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
- экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явле-ниями, производственными процессами и т. д.;
- экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
- показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
- рекламная экскурсия.


Рецензии