25. Проектирование анимационных программ, их виды

Анимация в социально-культурном сервисе и туризме — это своеобразная услуга, являющаяся одним из эффективных средств повышения качества обслуживания, и в то же время это своеобразная форма рекламы для повторного привлечения людей.
Понятие "анимация" имеет латинское происхождение (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.
Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время - это своеобразная форма рекламы, форма повторного привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности туристского бизнеса.
Анимация - это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных про-граммах досуга.
Анимационная программа – это объединенный общей целью или замыслом план проведения турист-ских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Технологический процесс создания анимационных программ базируется на трех составляющих, характеризующих объектно-субъектные поведенческие линии:
• объект деятельности – обслуживаемые туристы, население (группы и отдельные личности);
• субъект деятельности – руководитель, специалист анимационной службы;
• собственно анимационная деятельность со всеми ее компонентами – процесс воздействия субъекта на объект.
Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности, люди (туристы, гости, отдыхающие). Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Таким образом, при разработке анимационных программ необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на восприятие и оценку туристом программы: возраст, пол, национальность, уровень образования, уровень доходов, профессиональные интересы, хобби.
В период формирования анимационной программы ее организаторам в первую очередь следует уяс-нить:
• какова целевая аудитория (для кого делается анимационная программа);
• что заложено в основу анимационной программы (главная идея, целеполагание);
• как построить анимационное событие (задачи технологического процесса и пути их решения для достижения цели)?
Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное дей-ствие. Туристская анимация основана на личных человеческих контактах тураниматора (аниматора) с тури-стом.
Анимация должна быть планируемой, четко регламентируемой и организационно управляемой дея-тельностью, обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.
Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность туриста отдыхом, его хорошее на-строение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации.
Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнить прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познаватель-ную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.
В практике анимационного дела можно выделить следующие функции туристской анимации:
; адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуго-вой;
; компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости по-вседневной жизни;
; стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;
; оздоровительная функция, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной жизни;
; информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;
; образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
; совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;
; рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать туриста носи-телем рекламы.
Таким образом, значение туристской анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта, увеличении количества постоянных клиентов, увеличении спроса на туристский продукт, повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а, следовательно, и повышение эффективности её использования, и, наконец, в повышении доходности и рентабельности туристской деятельности.
Функции анимационных программ – организация и руководство культурными, оздоровительными и спортивными мероприятиями, их дальнейшее распространение среди туристов.
Разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной дея-тельности, разновидностей анимационных программ и мероприятий. Можно говорить о городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и школьных анимационных программах - детских, юношеских, студенческих, для пенсионеров, для семей, для инвалидов, для национальных меньшинств и т.д.
Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил человека. Досуговые программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми предприятиями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие рекреационная анимация шире, чем понятия туристская и гостиничная анимация.
Что касается туристской и гостиничной анимации, то они тесно связаны с рекреационной, т.к. главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и специализированных анима-ционных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, в отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения и т.д., иными словами в восстановлении жизненных сил и энергии.
Туристская анимация - это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель) или на транспортном средстве (круизный теплоход, поезд, автобус и т.д.), или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие.
При подготовке туристских анимационных программ учитываются многие особенности, позволяющие провести программу наиболее интересно, а именно:
; национальность туристов;
; возраст туристов (детские, молодежные, зрелого возраста, третьего возраста, комбинированная);
; пол (женская, мужская, совместная);
; численность (индивидуальная, групповая, массовая);
; активность участия туристов (активная, пассивная).
Кроме того, туристская анимация глобально подразделяется на три основных типа по важности, при-оритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):
Тип 1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках.
Тип 2. Дополнительные анимационные услуги - анимационные программы, предназначенные для "поддержки" основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обуслов-ленных переездами, задержками в пути, в случае непогоды.
Тип 3. Гостиничная анимация – комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, предполагает только организацию досуга на туристских предприятиях: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами.
В практике туристского обслуживания сложились следующие виды анимации, удовлетворяющие раз-личные потребности туристов (отдыхающих):
; Анимация в движении –
; Анимация через переживание
; Анимация через общение –
; Анимация через успокоение –
; Культурная анимация
; Творческая анимация.
Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер по отношению к данным видам анимации.
Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере спо-собствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравст-венного.
Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и про-грамм туристской анимации:
Первый тип - спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.
Второй тип - зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.
Третий тип - познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы.
Четвертый тип - комплексные программы, комбинированные из однородных программ.
Под технологией создания и реализации анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решаются следующие задачи: создание анимационных программ; экономический просчет стоимости каждой программы; реализация программы; творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим их анализом.
Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты. Технология создания и реализации анимационных программ состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
• организационная – организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;
• инструкторско-методическая – создание и разработка сценариев мероприятий, текстов объяснений на экскурсиях, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
• режиссерская – распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу;
• техническая – подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, декораций, освещения, музыкального сопровождения и т.п.
Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределять работу, персонально определять обязанности, права и ответственность, устанавливать продолжительность выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.
Для того чтобы удачно составить развлекательную программу, необходимо определиться с рядом критериев, а именно:
• жанром, при котором создается особая атмосфера для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.).
• названием данного представления, которое создает настрой и раскрывает его суть;
• сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движения; обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка;
• сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также литературной частью – проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;
• режиссерским планом – переводом литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составлением и координацией непрерывной действенной цепочки, работой с техникой, светом и звуком.


Рецензии