24. Проектирование как процесс основные этапы. Тур

Проектирование (от латинского projectus, что означает "брошенный вперед") - это процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному описанию этого объекта путем его детализации, дополнения, расчетов и оптимизации.
Согласно ГОСТу «Проектирование туристских услуг»  проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/ туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.
Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабаты-ваемым туроператором с учетом следующих основных факторов:
     - конъюнктуры рынка туристских услуг;
     - запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги);
     - состояния и структуры объектов туристской индустрии;
     - межрегионального кластерного подхода;
     - результатов маркетинговых исследований;
     - обеспечения безопасности туристских услуг;
     - защиты прав потребителей туристских услуг;
     - предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора;
     - соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований;
     - наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями.
Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями.
В общих случаях проектирование туристских услуг осуществляется в следующей последовательности:
; установление нормируемых услуг
; установление технологии процесса обслуживания
; разработка технологических документов
; определение методов контроля качества
; анализ проекта
Результат проектирования – технологическая документация (технологическая карта, паспорт маршрута, каталоги, информационные листы).
Этапы проектирования:
; исследование туристических ресурсов
; маркетинг рынка
; определение типа маршрута, составление экскурсионной модели
; привязка маршрута к объектам инфраструктуры
; разработка паспорта и его согласование с соответствующими службами
; внесение изменений в маршрут
; утверждение маршрута   
  4.5 К техническим требованиям в туристской индустрии относятся:
     - требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;
     - требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;
     - регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д.
     4.5.1 Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и иму-щества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с законодательством, а также по ГОСТ Р 50644 и ГОСТ Р 50690.
     4.6 К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся:
     - требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.);
     - требования, предусмотренные в технологических инструкциях;
     - требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами;
     - квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.
     5.1 Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:
     - составление моделей туристских услуг;
     - разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;
     - установление технологических требований и определение технологии процесса оказания турист-ских услуг;
     - определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;
     - утверждение документов на проектируемые туристские услуги.
     5.2 При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:
     - вид туристской услуги;
     - основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);
     - маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ноче-вок, стоянок и т.п.);
     - перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);
     - метод обслуживания туристов;
     - перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).
     5.3 Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.
     5.3.1 Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:
     - соответствие назначению;
     - безопасность;
     - точность и своевременность исполнения;
     - эргономичность;
     - комфортность;
     - эстетичность;
     - информативность;
     - доступность.
     Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать тре-бованиям национальных стандартов.
     5.3.2 Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:
     - категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств раз-мещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;
     - количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;
     - обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.
     5.4 Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
    5.4.1 Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.
     5.5 Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.
     5.6 Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.
          5.6.1 Анализ проводится с целью подтверждения:
          - соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;
          - соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;
          - эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характе-ристик.
          5.6.2 Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоот-ветствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, озна-комительный тур и др.).
          5.6.3 Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических до-кументов на проектируемые туристские услуги.
          5.7 Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем ту-ристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.
          Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.


Рецензии