17. Специфические черты межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).
В современных условиях коммуникации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного человека: социальную сферу, политику, культуру, экономику, управление. Межкультурная коммуникация также является неотъемлемым фактором туризма и доминантой международной туристической деятельности. Межкультурную коммуникацию в сфере туризма рассматривают как:
1) саму деятельность,
2) условие и организационный принцип этой деятельности,
3) фактор и критерий качества турпродукта,
4) профессионально значимое качество и компетенцию специалиста,
5) обязательный компонент содержания профессионального туристического образования.
Межкультурная коммуникация проявляется в деловой сфере, а также при путешествии туриста в другую страну.
Очевидно, что базовый уровень межкультурной коммуникативной компетенции кадров, обеспечивающих организационные и коммунально-бытовые услуги, такие как услуги транспортировки, размещения, питания, имеющих ограниченный или узкоспециализированный контакт с иностранными туристами, кардинально отличается от уровня требований, предъявляемых к контактному персоналу, обеспечивающему социокультурные, и особенно экскурсионные, услуги. Кроме того, ожидаемый уровень межкультурной коммуникативной компетенции зависит от специфики контактов: видов и форм, условий протекания, характера, длительности, интенсивности и т.п. Наиболее высокие требования в этом контексте предъявляются к маркетологам, специалистам по туристской рекламе и общественным связям, сопровождающим, гидам, гидам-экскурсоводам, гидам-переводчикам, аниматорам. От их межкультурной компетенции зависит уровень реализации качеств турпродукта, включая познавательность, достоверность (неискаженность) информации, безопасность, эстетичность, новизну и межкультурность.
Можно выделить следующие типы речи:
монологическая — диалогическая,
подготовленная — спонтанная,
тщательная — непринужденная.
Каждый из перечисленных типов речи может сочетаться с другими типами.
Монологическая речь может быть подготовленной и неподготовленной, тщательной и непринужден-ной.
Подготовленная речь может быть монологической и диалогической, она является чаще тщательной, чем непринужденной.
Тщательная речь может быть и монологической, и диалогической, подготовленной или спонтанной.
Диалогическая речь чаще спонтанная и непринужденная, но может быть подготовленной и тщательной.
Спонтанная речь может быть монологической и диалогической, тщательной и непринужденной.
Непринужденная речь может быть монологической и диалогической, подготовленной или спонтанной.
Конкретное сочетание этих типов зависит от условий речевой коммуникации и характеризуется как произносительный стиль. Чаще всего выделяют три стиля произношения — торжественно-официальный, нейтральный и разговорный.
 Подготовленная устная речь (доклад, лекция) характеризуется продуманностью, четкой структурой, определенным отбором языковых средств. Но при этом говорящий все же стремится к тому, чтобы речь была непринужденной, «не по-написанному», походила на непосредственное общение.
Чаще всего устная речь бывает неподготовленной. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, по мере осознания того, что следует сказать далее, что нужно повторить или уточнить. Поэтому в спонтанной речи наблюдаются более длительные остановки, паузы (между словами, сочетаниями слов, предложениями, частями высказывания), повторения отдельных слов и даже звуков («э-э»), срывы начатых конструкций. Устной речи присущи меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок; короткие предложения, часто неполные по смыслу и структуре; причастные и деепричастные обороты нередко заменяются сложными предложениями.
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями литературного языка, однако наи-более характерна для разговорного стиля.
Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация мо-жет осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка.
К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.
Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.
Такесика
Такесика - дисциплина, которая изучает НСО, связанные с прикосновениями людей друг к другу (сюда относятся рукопожатие, поцелуй, похлопывание по спине, объятия, поглаживание и многое другое).
Проксемика
Проксемика изучает организацию пространства человеком во время общения, а также временную ор-ганизацию коммуникации. В рамках данной науки учёные выделили 3 зоны общения:
Интимная зона (до 45 см).
Персональная зона (расстояние между людьми от 45 до 120 см).
Социальная зона (120-140 см)
Публичная зона (от 140 см) – это расстояние, которое соблюдается при взаимодействии человека (вы-ступающего) с большой аудиторией.
Кинесика
Кинесика изучает человека с точки зрения его мимики, жестов, походки, поз и т.д. С помощью этой науки можно распознать ложь и различные эмоции, которые выдаёт язык тела человека, так как в большинстве случаев жестикуляция и мимика непроизвольны, и их сложно контролировать.
В туризме:
; подготовленная речь – персонал с туристом
; неподготовленная – турист с местным жителем
; вербальная – также относится туристская навигация
; невербальная – жесты, улыбка.
Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.
Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
• жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
• личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
• социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические пере-движения;
• восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.


Рецензии