15. Информационные технологии и их роль в формиров

Информационная технология  - это совокупность методов, производственных процессов и программ-но-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.
Цель функционирования этой цепочки, т.е. информационной технологии, - это снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса и повышение их надежности и оперативности.
Индустрия туризма за последнее десятилетие подверглась сильному влиянию компьютерных технологий. В настоящее время даже небольшие турфирмы в состоянии использовать компьютеры для автоматизации как основных, так и вспомогательных функций.
В российской туристской отрасли разработка информационных технологий, как правило, ограничивается формированием программных продуктов по оформлению документов, их систематизацией на уровне секретарской работы и в лучшем случае автоматизацией рутинных процессов и созданием локальных баз данных для удовлетворения узких практических потребностей. Создание сквозной информационной технологии, позволяющей объединить работу всех звеньев организации, сформировать архивы с быстрым и гибким доступом к информационным ресурсам, является для многих турфирм лишь перспективой из-за того, что внедрение таких или аналогичных ИТУ несопоставимо с затраченными инвестициями.
В настоящее время сформировались следующие направления развития информацио ных технологий в туризме:
• локальная автоматизация туристского офиса;
• внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
• использование систем управления базами данных;
• внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;
• внедрение мультимедийных маркетинговых систем;
• использование Интернета.
Разработка и внедрение новых достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий в туризме происходят с учетом следующих основных принципов:
• наиболее современные разработки выполнены (или проектируются) в режиме online по принципу «без бумажного офиса»;
• основной идеологией систем является замкнутый технологический цикл «клиент — турагент — туроператор — услуга — анализ»;
• на рынке информационных технологий предлагаемые офисные программы разрабатываются как для широкого потребителя, так и для конкретной фирмы по ее заказу — специальные системы;
• многие предлагаемые системы совместимы друг с другом и выполнены в виде автоматизированного конкретного рабочего места или локальных внутриофисных сетей (до 50 рабочих мест) с выходом в Интернет;
• повсеместно используются новые интерактивные возможности лазерных мультимедийных технологий на CD-ROM;
• все предлагаемые технологии для автоматизации туристского офиса обеспечены сервисным обслуживанием, включая обновление, консалтинг, обучение персонала, гарантийное обслуживание;
• интенсивно обновляются программные продукты для работы в среде Windows;
• локальные прикладные программы и локальные системы бронирования и резервирования объеди-няются в национальные и затем интегрируются в международные сети;
• наиболее быстрыми темпами идет использование Интернета для формирования, продвижения и реализации туристского продукта
В настоящее время на российском туристском рынке можно выделить следующие этапы автоматизации типовой турфирмы.
1. Применение стандартного программного обеспечения, например, использование программ Word, Excel, PowerPoint, Outlook, готовых баз данных Access, программ- переводчиков, бухгалтерских, финансовых, систем управления документами, знаниями.
2. Применение специальных типовых информационных технологий управления в туризме: «МАСТЕР-ТУР», «САМО-Тур» и др.
3. Использование глобальных компьютерных систем бронирования: «AMADEUS», «GALILEO», «SABRE».
4. Сопряжение типовых информационных технологий управления с системами бро- нирования.
5. Участие в электронной торговле или электронном бизнесе.
Разнообразные информационные технологии управления, используемые в туризме (программные комплексы, сопряженные с глобальными компьютерными системами бронирования и локальными программами типа бухгалтерских или программ рассылки факсов) позволяют все бизнес-процессы в туризме превратить в электронные, для реализации безбумажных технологий, технологий обмена информацией по электронной почте и возможностей Интернета. Выбор турфирмами программных продуктов и специфика их использования зависят от ряда факторов, в частности:
• от направления деятельности турфирмы, совокупности решаемых задач, исходной технологии, принятой на турфирме, суммарного объема продаж, финансового состояния турфирмы;
• от осведомленности руководства турфирмы о программном обеспечении, существующем на рынке информационных технологий управления в туризме, о его достоинствах и недостатках;
• от режима работы компьютеров (автономный или сетевой).
Особенности реализации туристского продукта не позволяют говорить о полноценном рынке без соответствующего информационного обеспечения. Именно информационные потоки обеспечивают связи между производителями туристических услуг. Они идут не только в виде потоков данных, но выступают так же в форме услуг и платежей. Услуги, например ночевка в гостинице, аренда автомобиля, комплексные туры и места в самолетах не пересылаются турагентам, которые в свою очередь не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Передается и используется информация о наличии, стоимости и качествах этих услуг. Точно так же реальные платежи не переводятся от турагентов турпоставщикам, а комиссионные – от турпоставщиков турагентам.
Влияние информационных технологий на туризм ощущается на разных стадиях создания и продвиже-ния турпродукта.
Наибольшее влияние современные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристского продукта (распространение и продажи). Прежде всего это касается возможности формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристского продукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристской информации по электронной почте (direct-mail). В последние годы большинство туристских предприятий создают свои собственные сайты в Интернете, а также используют баннерную рекламу. Хотя эффективность этих каналов распространения туристского продукта в России не очень высока, это направление следует рассматривать как весьма перспективное.


Рецензии