5. Туристские ресурсы как основа туристского проду

Чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, в первую очередь, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов и, главное, ресурсов рекреационных.
Туристские ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует – совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов в комплексе или порознь.
В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования. Помимо этого ресурсы являются и предметами труда в схеме производственного процесса туристских услуг.
Туристские ресурсы способствуют созданию расширенного производства туристского продукта, что оп-ределяется активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.
Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, выступают как то-вар, требующий значительных затрат на воспроизводство.
Туристские ресурсы используются не только туристами, но и туристскими предприятиями. Особенно это касается социально-экономических ресурсов туризма, представленных в первую очередь объектами туристской инфраструктуры.
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.
Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.
Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма являются туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, которые выступают в виде объектов туристского интереса.
К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия.
Классификация туристских ресурсов. Существует множество классификаций туристских ресурсов.
1. Туристские ресурсы подразделяют на две большие группы: непосредственные и косвенные.
К непосредственным туристским ресурсам относятся природные и историко-культурные ресурсы, ис-пользуемые самими туристами и отдыхающими.
Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.
2. По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяют на оздоровительные, познавательные и спортивные.
3. Н.П. Крачило [44] весь комплекс туристских ресурсов подразделяет на три группы:
• природные:
• культурно-исторические:
• социально-экономические
Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.
Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежитпамятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовле-творения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ.
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ
ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ.
ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ.
К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.
Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы – движимые и недвижимые.
Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.
Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.


Рецензии