3. Международный рынок туризма в современном общес

Рынок международного туризма является одним из ключевых для экономик различных стран. Туристические услуги также становятся все более и более востребованы. Сейчас это один из наиболее прибыльных и динамичных секторов мировой экономики. Во многом это обусловлено тем, что затраты на организацию туристического бизнеса сравнительно невысоки, а размер прибыли, который получают такие фирмы остается высоким. Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Во многих странах туризм - главный источник поступлений в иностранной валюте.
Факторы развития м/н туризма:
1. Внешние:
; политико-правовой (политическая ситуация, правовой статус туризма, отношение с другими стра-нами, система власти, подчиняется ли м/н актам, наличие собственных законов о туризме)
; соблюдение безопасности туристов (теракты, природные катаклизмы)
; экологическая обстановка
; наличие международных цепей
; соблюдение международных актов, стандартов
2. Внутренние:
; наличие инфраструктуры
; туристских предприятий
; проф.-кадровый фактор
; наличие учебных заведений
; наличие объектов показа
; уникальность
Международный туризм обеспечивает работой более 100 млн человек во всем мире. Во многих странах туризм является ведущей отраслью экономики, играя важнейшую роль в формировании валового внутреннего продукта и устраняя многие социально-экономические проблемы, поскольку он:
; является стабильным источником валютных поступлений;
; создаст новые рабочие места, снижая уровень безработицы;
; развивает смежные отрасли национального хозяйства, так или иначе связанные с производством туристских услуг (пищевая и легкая промышленность, строительство, медицина, транспортное обслуживание, гостиничный и развлекательный комплексы);
; активизирует деятельность центров народных промыслов (индустрия сувениров) и общее развитие культуры;
; обеспечивает дальнейший рост уровня жизни местного населения.
По содержанию международный туризм подразделяется так:
; въездной туризм — путешествия в пределах той или иной страны иностранных граждан, не проживающих постоянно на ее территории;
; выездной туризм — путешествие граждан той или иной страны, постоянно проживающих в ней, в другое государство.
Существует несколько основных подходов в классификации международного туризма, что в значительной мере предопределяет и его содержание:
; по возрасту — зрелый, молодежный, детский, смешанный;
; по продолжительности — однодневный, многодневный, транзитный;
; но сезонности — активный туристский сезон (золотой), межсезон или полусезон (серебряный), несезон;
; по форме участия — индивидуальный, групповой, семейный;
; по способу передвижения — пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств (автомобильный, железнодорожный, авиационный и т.п.), с использованием экзотических видов транспорта (дирижабль, воздушный шар, дельтаплан, конный).
Под международным регулированием понимается между¬народная система мер и комплекс мероприятий, направленных на эффективное управление каким-либо видом международной деятельности в соответствии с определенными международными принципами, нормами и стандартами.
Международное регулирование туристской деятельности предполагает разработку и реализацию международной систе¬мы мер и проведение комплекса международных мероприятий в целях поддержания устойчивого развития туризма, упорядо¬чения туристской деятельности, эффективного управления от¬дельными секторами туристской индустрии, обеспечения их скоординированного взаимодействия, стандартизации турист¬ского обслуживания.
Развитие м\н туристских отношений повлекло за собой создание многочисленных м\н организаций, занимающихся вопросами развития туристского бизнеса.
Международные организации - это объединения государ¬ственных или национальных обществ неправительственно¬го характера, созданные для достижения общих целей в какой-либо области человеческой деятельности (в сферах политики, экономики, социальной и культурной жизни, туризма и других). Международные организации служат в качестве одной из важ¬ных и наиболее эффективных форм многостороннего сотрудни¬чества между государствами, являющимися их членами.
М\н организации делятся на межправительственные и неправительственные.
Межправительственные м\н организации это такие организации, члена¬ми которых могут быть только государства, а не национальные общества, союзы или ассоциа¬ции.
Неправительственные – это такие организации, членами которых являются только общества, сою¬зы и ассоциации и другие объединения.
К межправительственным международным организа¬циям относятся Организация Объединенных На-ций (ООН) и ряд специализированных учреждений, которые образуют такую структуру, как система ООН. Организация Объединенных На¬ций является организацией универсального характера и общей компетенции, главная цель которой состоит в поддержании и укреплении мира, безопасности и развитии сотрудничества между государствами.
Многие специализированные учреждения системы ООН имеют непосредственное отношение к обеспечению необходи¬мых условий для развития международного туризма. К их числу относятся:
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).
Организация Объединенных Наций по вопросам образова¬ния, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Кафедры ЮНЕСКО разрабаты¬вают и внедряют целевые туристские программы и проекты для становления и продвижения туризма, возрождения и сохранения культурного наследия народов и народностей, подготовки про¬фессиональных туристских кадров.
Международная организация труда (МОТ). МОТ занимается также вопросами занятости и мобильно-сти рабочей силы, в том числе в индустрии туризма.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Его основной функцией является предостав-ление долгосрочных кредитов под целевые программы и проек¬ты развития стран.
Международный валютный фонд (МВФ). Развивающиеся страны, только начинающие развитие туриз-ма и туристской индустрии, напрямую зависят от кредитной политики Фонда, его финансовой и технической помощи.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
Международная морская организация (ИМО).
Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Метеорологические данные важны для определения сезонности туристских посещений. Они публику¬ются в специализированных справочниках для специалистов туристской деятельности и в путеводителях для туристов.
Всемирная торговая организация (ВТО). Деятельность ВТО имеет непосредственное отношение к ре-гулированию туристской отрасли, так как туризм представляет собой торговлю туристскими услугами и това-рами.
Всемирная туристская организация ВТО.
Всемирная туристская организация (ЮНВТО) - специализированное межправительственное учреждение системы ООН, объединяющее 156 страны-члена. ЮНВТО действует на основании Устава и прилагаемых к нему Финансовых правил, вступивших в силу 2 января 1975 года. Россия как правопреемник бывшего СССР является членом ЮНВТО с 1975 года.
Высшим руководящим органом ЮНВТО является созываемая раз в два года Генеральная ассамблея.
Штаб-квартира – в Мадриде.
Направления деятельности ВТО:
- сотрудничество в целях развития туризма.
- развитие людских ресурсов;
- окружающая среда;
- качество развития туризма;
- статистика, экономический анализ и исследования рынка;
- коммуникации и документация.
Неправительственные м\н организации.
Существуют международные организации, регулирующие некоторые аспекты человеческой деятельности, напрямую связанные с устойчивым развитием туризма, и вне системы ООН. К таким организациям относятся:
Межпарламентский союз (ИПЮ);
Всемирный союз охраны природы (ВСОП);
Всемирная федерация породненных городов (ЮТО);
Международная организация по стандартизации (МОС);
Международная организация уголовной полиции (ИНТЕР¬ПОЛ);
Всемирный совет прикладного искусства и ремесел (ВКК);
Международный совет музеев (ИКОМ);
Международная федерация бальнеологии и климатологии (ФИТЕК) и многие другие.
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Россий-ской Федерации,
; содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:
; принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;
; создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;
; разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;
; обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;
; обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
1)      обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путе-шествий;
2)      охрана окружающей природной среды;
3)      создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4)      развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5)      создание новых рабочих мест;
6)      увеличение доходов государства и граждан;
7)      развитие международных контактов;
8)      сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.


Рецензии