Неразгаданная поездка Пушкина. Часть двенадцатая

(Продолжение)

МОСТ  МЕЖДУ  СЕВЕРОМ  И  ЮГОМ

Канал жизнь преобразил. По нему сплавлялись неисчислимые кубометры леса, перевозились товары, пожитки, скарб. Люди обменивались достижениями, встречались, женились. Можно сказать, канал вскрыл новую эру взаимных связей.

…Борисовский тракт выводил на мосты, которые соединяли обе части Лепеля. Да, они были отражением прогресса, свидетельством взлета инженерной мысли. Это были также «мосты» между севером и югом, «мосты» взаимопонимания между враждовавшими доселе воеводствами. Направо и налево стояли шлюзы и плотины – как разбросанные бурным потоком препятствия.

Здесь и мог наблюдать Пушкин канал в действии, подъем и опускание затворов, укрепленные берега камер. А при удачном стечении обстоятельств - прохождение барок, струг, лодок, байдаков или барж.

Пассажирского перемещения в то время еще не было, оно появится позже. Директор Лепельского краеведческого музея А.Стельмах в своем исследовании «О некоторых проблемах судоходства и сплава леса по Березинской водной системе» отмечает, что перед Первой мировой войной ходили пароходы по маршруту Борисов-Лепель, причем движение было организовано так, чтобы «летом пароход останавливался у шлюза № 8 в Веребках, откуда подвозились пассажиры и грузы в Лепель и обратно». Товаро-пассажирский пароход «Лина» совершал два рейса в неделю, туда  и обратно.

Я представляю восторг Пушкина. Он был в самом центре  грандиозной новостройки и лицезрел взлет инженерной мысли. Сколько ума, расчетов и труда было вложено, чтобы соединить два полюса Европы! Поистине достижение! Лепель стал не только повятовым городом, но и портовым – далее речные суда входили в Ульянку-Уллу, которая на всем своем протяжении, до впадения в Западную Двину, также выполняла одну из функций Березинской системы.

...Пушкин стоял на берегу Лепельского озера и мысленно проплывал весь маршрут. Водой можно было сплавиться в Полоцк – следующий пункт поездки. Но времени на приключения не оставалось, и он коротко бросил ямщику: «Гони!»

Карета громыхнула по основанию моста и вкатила на следующий сухопутный прогон – Полоцкий тракт.

(Продолжение следует).


Другая ныне тяга. На фото: железнодорожный вокзал в Лепеле.
13.05/15


Рецензии