Рассмотрим этот вопрос с другой стороны

Для того чтобы понять наше современное положение, достаточно себе представить, что в советском обществе все люди были охвачены трудом а сегодня они безработны или "саозаняты". Деньги здесь были не более как «зарплатой» — потребительная стоимость. И в то же время «зарплата» — экономическая категория, работающая на общество и приводящая в движение общественное производство.  И через общественный труд общество организовывало и направляло людей. Иного же способа жить здесь просто не было. Тех же, кто не желал трудиться, принуждали, заставляли работать. Стремления, желания индивидов никого не волновали. Был ли здесь авторитаризм или тоталитаризм, все заботились только об общественном производстве. И это было объективным положением вещей, не придуманным ни кем. И это положение существовало тысячелетиями. И от этого зависело нормальное функционирование общества. Но, в конце концов, именно стремления индивидов, не желавших мириться с этим положением, разложило это общество, изжившего себя по самому своему существу, то есть по методу организации труда. И с этого поворота люди отделились от этого общества, став владельцами денег, и общество стало ориентироваться на индивидов, еще не понимая, что с собой оно представляет и почему оно вдруг повернулось к людям и все богатство разделило между ними. И что же от этого теперь ждет общество, государство, полностью перешедшие на денежные отношения?
Здесь мы уже видим отчетливо, что общество повернулось к людям и всего теперь ждет от них. Именно поэтому мы хотим видеть, что бизнес становится, и малые, и средние предприниматели, наконец, станут самостоятельными общественными силами, образовав сплоченный производительный класс. И нами двигает эта вера уже двадцать пять лет. А люди же в свою очередь всего ждут от государства. И здесь взаимоотношения между людьми и государством складываются основным противоречием.
Я уже сказал, что страны постсоветского общества после распада социалистической системы оказались в особом положении. Это значит, что их положение отнюдь не тождественно с положением стран капиталистической системы и что в целом мы находимся на другом уровне. История не поворачивает назад, но она скрывает в себе тайну, которую нам нужно раскрыть и установить, чтобы снова увидеть потерянную историческую перспективу. В этом смысле  идеология капиталистического мира не может правильно отражать наше состояние и дать нам эталон будущего развития именно в плане нашего общественного развития, которое уже не основано на капитале. Напротив, как показывает реальная жизнь, она мистифицирует наше сознание и тем нас вводит в заблуждение, стремясь использовать нас и втягивая в денежное рабство. И «могущественные" люди попросту поют под их дудку… В действительности, у нас хорошо работает иностранный капитал, а мы их просто приписываем себе, будто это работаем мы. Действительно, мы до сих пор не знаем, что у нас происходит во внутреннем, содержательном развитии. Мы поистине запутались в инфляции  и в целом оказались в таком состоянии, когда топчемся на месте, нисходящее по сути движение выдавая за восходящее, отдельные успехи за общие, обогащение отдельных людей принимая за процветание всего Казахстана и т. д. И здесь у нас и деньги работают отнюдь не по стандартам Запада. Поэтому реальное развитие нашей жизни, которое, тем не менее, происходит совершенно независимо от сознания и воли людей, далеко не соответствует той идеальной модели нашего «светлого будущего», которая теперь создана на основе стандартов Запада и которая и гораздо низменнее по своим проявлениям. И мы не имеем никакого критического отношения  к этому своему состоянию,  оценивая себя исходя из стандартов Запада. Это первая и самая главная наша ошибка.
Просто, с точки зрения нашего стереотипного видения, «более развитые и культурные страны» (страны с относительно стабильным экономическим развитием), пользуясь нашим данным положением, навязывают нам собственные мерки и тем стремятся «упорядочить» наши бессистемные жизненные реалии на капиталистический лад. Но поскольку мы находимся в процессе реального распада и не имеем даже элементарных понятий о причинах своего падения, то эти мерки нам представляются более высокими, чем собственные. И суть не в том, справедливо это положение или нет, а в том, как оно нами осознается, и как мы оцениваем свое собственное положение в мировом сообществе. Одно дело, когда мы понимаем, что нас свертывает, парализует, и мы живем и боремся сознательно, отдавая себе полный отчет во всем том, что происходит с нами. Другое дело, когда мы уповаем на чужой ум и идем на поводу у других, как наивные дети, и живем слепо, не зная, что нас ждет впереди – рай или муки ада.
И куда же стремятся ити господа на основе индивидуального труда? Долетят до луны или марса? А может быть пустятся в путешествие во вселенную в поисках лучших условий жизни, готовых для них, тогда как они оказались неспособбными организовать труд людей соответствующим образм в своей стране. И почему надо думать, что людям нужен только хлеб? Мало ли что нужно мне как индивиду!
 


Рецензии