Неразгаданная поездка Пушкина. Часть десятая

(Продолжение)

СЛОБОДА  В  ЧЕРТЕ  ОСЕДЛОСТИ

Когда прорыли канал, началось промышленное освоение края. «Златую цепь» теперь крепко держал в руках российский император. Он надежно связал оба конца – северный и южный, а середина, или сердцевина, сместилась западнее Лукомля – в Лепель. Основным источником дохода стал лес. Междуречье было настолько одарено произраставшим лесом, что его резали все губернии, примыкавшие к выстроенной судоходно-сплавной системе. Плоты плыли в обе стороны, но в основном - в Ригу, балтийский порт.

Лукомльского княжества к тому времени уже не было, оно "закатилось", и позже вошло в состав Могилёвской губернии, а торговые шляхи пролегли вдоль Березины, связавшей Днепр с Западной Двиной. Так получил развитие Борисовский тракт, значительная часть которого пронзала Свядское поместье.

Приближаясь к центру поместья, путник вступал в дремучую Свядскую пущу, южное крыло которой тонуло в болотистой низменности и соприкасалось с выпрямленным к сплаву Сергучем. Часть пущи, занимавшей взгорье, возвышенность, исчезла с современных карт насовсем. Пущу вырубили. А на месте произраставших лесных массивов образовались проплешины, распаханные под земельные наделы. Появились новые названия типа Роспаш.

Российский писатель, один из авторов "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" А.Ф.Селиванов, отмечал в статье "Витебская губерния", характеризуя XIX век: "За сорок лет площадь лесов губернии уменьшилась почти на 76%. Вместе с уменьшением числа лесов изменился и характер лесных пород. Дуба теперь почти нет, а прежде он был в большом количестве, о чем можно судить по уцелевшим пням и стволам. Теперь в лесах В. губернии главные породы — сосна, за ней следуют ель, береза, ольха, осина и т. д."

Словно в назидание за промышленное вторжение в природу, Свяду нарекли в советское время Слободой. Однако «корни» названия все же в глубине лет. Слобода Свядская, или Свяда Городок, упоминается в тех же «трибунальских» документах XVIII века как селение-спутник при Свядском дворе. Скорее всего, в городке жили переселенцы. Отчасти ответ на вопрос, кто жил в «слободе», дает другой населенный пункт с таким же названием. В Лепельском крае была еще одна Слобода, хотя: почему была? Она и сейчас есть, при направлении в Уллу, а в пушкинские времена входила в состав гмины Мартыново.

Так вот, в справке о мартыновской Слободе записано, что это «еврейская колония» с молельным домом. Насчитывала в то время 28 жилых строений.

Неизвестно по какой причине, но Екатерина Вторая, принимая решение о строительстве канала европейского масштаба, ограничила сферу расселения еврейской диаспоры. В 1791 году была определена черта оседлости, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям, за исключением нескольких категорий.

Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа, например, местечки. В Лепеле тоже, по переписи 1880 года, проживало 2458 евреев, что составляло примерно половину всего состава. Об этом рассказал автор статьи в «Словнике» под псевдонимом «М.К.», что легко расшифровывается как «Михаил Кустинский» - лепельский помещик, историк, член Московского императорского археологического товарищества.

Сегодня, на основании его исследований, мы можем восстановить первоначальную картину Лепеля.

Город делился на Старый и Новый. Согласно первому письменному упоминанию, Лепель в XV веке – это частное поместье. А в 1439 году сын великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича – Михаил отдал Лепель витебскому костелу, исполнив просьбу святого отца Кухарского. Король Александр это предприятие утвердил и вдобавок додал от себя Боровенское войтовство (административно-хозяйственная единица на территории Беларуси из состава великокняжеских земель), а также веси Машчёны, Соржицу и три корчмы в Витебске. Когда в 1541 году очередной король польский Сигизмунд I основал витебскую плебанию (плебан – католический священник городской церкви), то, с согласия Вильнюсского кафедрального собора, закрепил за ней ряд имений, в том числе и Лепельское, а для содержания ввел монополию на продажу спиртных напитков.

По-видимому, с того времени развернулась настоящая война за прибыльное место.

P.S. Следует сказать, что данный материал готовился мною пять лет назад, но за прошедшее время удалось выявить несколько иные факты относительно первого упоминания про Лепель. Историческая картина отличается от той, что трактовалась доныне. Я не буду здесь восстанавливать проявленный фон, он изложен в других моих исследованиях, в частности, в новом материале "Чаша Грааля в долине Vla A". 19.08.20

(Продолжение следует).


На снимке: Слобода (бывшая Свяда); на этом месте стояла Козьмо-Домиановская церковь.
11.05/15


Рецензии