Ген Победы

Небывалая массовость празднования 70-детия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и какая-то особая задушевность праздничной атмосферы в России наводят на мысль о том, что духовность-таки существует и она способна материализовываться в нужный момент, если коренится в самом психотипе нации. Наверное, все таки есть в нашем сознании Ген Победы, который нам нельзя утратить.

Пусть День Победы я не помню,
Но я Победою рожден.
Ее громами слух мой полон
И мощью дух мой окрылен.
Пускай распались мы на части,
Победы в этом нет вины:
Лежит вина на всех отчасти,
Что пал Союз и без войны.
И все же слава боевая
Нужна для будущих побед,
Минуй нас чаша лиховая
Самими сотворенных бед!

Не все еще мы совершили,
И жаждет подвигов страна,
Опять враги нас обложили,
Но с нами честь, любовь, весна.

Дух предков воодушевляет
И греет сердце "Огонёк",
К себе нас память возвращает:
С войны вернулся паренёк!

11 мая 2015 г.


Рецензии
Здравствуйте, Виталий!

Очень сильное гражданское стихотворение!
И мысли, и образы и сам ритм определяют эту силу.
Хорошо, что Вам в голову пришёл в данном случае четырёхстопный ямб с чередованием перекрёстной мужской и женской рифм. Он энергичен и оптимистичен. А если чередуются женская и мужская рифмы в таком же ямбе, то стихотворение получается минорным, мрачным, что подходит в том случае, когда автор выражает соответствующие мысли и настроения.

А оптимизм, в данном случае - вера в новую Победу народа над капиталистическим игом, как раз соответствует духу стихотворения.
Есть три замечания.

1) Нужно ли прозаическое вступление к стихотворению? Поэтическая идея в каждом стихотворении выражается и утверждается внутри его, и внешние толкования излишни. Это то же самое, если бы под картиной художника, помимо названия, поместить несколько строк, объясняющих суть произведения.

2) Вот эта строка:

"Пусть День Победы я не помню..."

На классическом русском языке, которые мы, поэты и писатели, должны всеми силами сохранять вопреки извращениям его нынешнего населения, особенно молодёжи, правильнее, по-моему, было бы при отрицании "НЕ" с глаголом "помнить" употребить дополнение "День Победы" не в винительном, а в родительном падеже, то есть:

"Пусть Дня Победы я не помню...",

хотя сейчас в интернете я встретил много обоих выражений:

"Я не помню ответ" и

"Я не помню ответа".

Я за второй вариант.

3) А здесь уже недопустимо употребление несуществующего слова "лиховая":

"Минуй нас чаша лиховая
Самими сотворенных бед!"

В словарях грамоты.ру есть только слово "лихой (лихая, лихое, лихие)".

Поэтому я предлагаю Вам переделать это место, например (конечно), так:

"Минуй же чаша нас лихая
Самими сотворенных бед!"

А в остальном стихотворение великолепное!
Поздравляю с удачей!

С уважением,
Константин.


Константин Фёдорович Ковалёв   28.05.2015 11:35     Заявить о нарушении
Константин Фёдорович!
Лишний раз убеждаюсь, насколько полезен взыскательный и доброжелательный взгляд со стороны для автора. Отвечу Вам по пунктам.
1) Конечно, прозаическое вступление к стихотворению вовсе не должно быть правилом. У меня это тоже редчайшие исключения. Более ранняя версия у меня называлась "Зачем нам нужен День Победы?" Под впечатлением 70-летия Победы, участником и свидетелем празднования которого я был в Москве, я добавил два последних четверостишия и изменил название на "Ген Победы". Несмотря на огромные массы народа на улицах, атмосфера в городе была настолько безыскуственной и проникновенно-интимной (люди будто истосковались по взаимной приязни и излучали радость и доброту), что сразу было непонятно: "Что это вдруг произошло с народом?" И захотелось осмыслить увиденное, хотя бы в прозе. Так что это, скорее, что-то вроде дневниковой записи для утверждения в собственном мнении.
2) "Пусть День Победы я не помню". Конечно, тут формально напрашивается родительный падеж. Но в винительном падеже больше торжественности и величия, что ли. Так мне кажется. В родительном падеже в данном контексте возникает образ чего-то наклоненного наподобие Пизанской башни, а тут нужна незыблемость и монументальность.
3) "Минуй нас чаша лиховая". Когда писал, в мозгу сверлила строчка из Есенина: "Плачет и смеется песня лиховая. Где ты моя липа? Липа вековая". Скорее всего это областной вариант общеупотребительного двузначного слова "лихой", то есть удалой, ухарский, но и злой, мстительный, бедовый. Областное слово Есенин поднял на уровень песенной классики, которую поет народ. Поэтому я счел возможным рискнуть употребить его в своих целях, чтобы подчеркнуть фатальность ложного выбора народа в 1991 году, когда мы ухарски, легкомысленно под улюлюканье тысячных толп промайданили страну. А как весело было лихо!

Огромное Вам спасибо за очень ценные и вдумчивые замечания.
в

Виталий Алтухов   28.05.2015 20:27   Заявить о нарушении