Ветхозаветное поэма, часть 1

Поэма посвящена основным событиям, описанным в БИБЛИИ.
В иллюстрации этой web-публикации поэмы ВЕТХОЗАВЕТНОЕ приняли участие: французский живописец, график, скульптор Гюстав Доре (Gustave Dore,1832–1883) и немецкий профессор, художник, гравёр Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (Schnorr von Carolsfeld, 1794–1872). Автор преклоняется перед их выдающимся талантом. Всего представлено [47 и 33] 80-ть их литографий.

«Господь, сей скромный труд сложил
Раб божий, грешный Михаил,
Тебе стремящийся во Славу
Воспеть Духовную Державу.
Делам Твоих пророков внемлю
Талантом, не зарытым в землю»


Цель работы – не переложить текст Священного Писания в стихотворном изложении – в этом прослеживалась бы гордыня и кощунство. Цель – привлечь интересующегося читателя к объёмному и сложному тексту Ветхого Завета, который мало знаком широким массам. Достигается указанная цель путём освещения наиболее значимые для православного христианина событий.


ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА ДО ВСЕМИРНОГО ПОТОПА (Часть 1)

Сотворение мира. Первый – пятый дни

Из глубин первозданных веков,
Унесённых рекою забвенья,
В тихой поступи первых шагов,
Величайшее Бога творенье
Человек появился на свет,
Встретил с Господом первый рассвет.

Но Создатель пред тем сотворил
Твердь земную среди океана.
И в живительном свете светил,
Что рассеяли зло темных сил,
В изумрудах пространств, средь тумана
Родилась молодая Земля.
Так планета возникла с нуля.


Первый день творения. Бытие 1:1
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна
и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Да будет свет:
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош,
и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью». (Быт.1:3)

Четвёртый день творения. Бытие 1:14
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и]
для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут
они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так».

Здесь хрустальные реки бежали,
Отразив облаков белизну,
В изумрудно-бескрайние дали
Океанов, поющих Весну.

И Творца мановенье руки
Сотворило зеленые травы.
Пальмы, ели, березки, дубки
Стали знаком божественной славы.

И Земля так свежа и юна,
Воссияв красотой несравненной,
Появилась безмолвной, бесценной
Бесконечного счастья полна.

И не резало воздух ещё
Альбатросов парящих крыло.
Не пронзало над морем пространство…
Ждёт свой час ещё фауны царство.
И громада девятого вала
Корабли к небесам не вздымала.

И янтарная гроздь винограда,
Перезрев, опадала с куста.
И плодов её дивных усладу
Никогда не вкушали уста.

Ранним утром клубились туманы,
Навевая ей лёгкие сны,
Источая хмельные дурманы –
Ароматы цветущей Весны.

Облака над Землёй проплывали.
Их красой изумляла Земля.
И дожди чудный мир омывали
Чистотой своего хрусталя.

И ничей ещё взгляд не смутил
Этой девственной, чистой красы.
И никто, осторожный, не сбил
С трав некошеных первой росы.

Плоть живую дерев не крушил
Беспощадный, жестокий топор.
И незыблемость горных вершин
Не тревожил ещё птичий хор.

И ничья ещё злая рука
Не подняла заточенный меч.
Капля первая крови пока
Не успела на Землю истечь.

Сотворение мира: пятый и шестой день

И заселил Он океаны,
Озёра, реки и моря.
Морских творений без изъяна,–
Встречала пятая заря.

И рыб бесчисленные стаи
Различной, дивной красоты,
Что описать не в состоянье
Поэта дерзкие мечты
Сверкали в водах серебристо,
Затеяв чудный хоровод,
Средь пастбищ изумрудных вод
Заворожительно, игристо.

И вся наполнилась Земля
Чудесным пеньем птиц пернатых…
Так завершил Господь день пятый,
Творенья жажду утоля.


Пятый день творения. Бытие 1:20
«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят
над землёю, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу
животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую».

В шестой великий день творенья
(Живёте под небесной сенью!)
Создал Господь зверей чудных,
Скотов и гадов всех земных:
Дневных, ночных, больших и малых,
Могучих, слабых, ловких, вялых,
По роду от рожденья их.
И заселились ими земли...
Их голосам, планета, внемли!

И Земля засияла в пространстве,
Юной девой в космическом царстве,
Изумляя далёкие звёзды,
Нарушая бесстрастность планет.
И на дивное диво природы
Вереницей неслись хороводы
В фейерверках оставить привет
Сотни тысяч сверкавших комет.


Сотворение человека

О, как различны по звучанью
Природы юной голоса.
Лишь ночью тёмные леса,
Немому преданы молчанью.
Лишь шорохи чуть слышны там...

Но только росы по утрам
Лучам всю влагу отдавали,
И те, с зарёю пробуждали
Чудных невидимых певцов.
Они, стряхнув покровы снов,
Лес дивным пеньем наполняли
Многоголосьем голосов.

Увидел Бог, как гармоничны
Его творенья (без числа!).
На них нет даже тени зла.
Живое созданное Царство,
Земли покрывшее пространство,
Так велико в своём различье
И жизни дивное величье,
С безбрежностью её красот,
Пред Ним распахнутой с высот
Его обители небесной,
Творцу дарили вид чудесный…

Он осмотрел Свой мир великий,
Разнообразный, многоликий.
Существ бесчисленные формы
В его составе включены,
Жизнеспособны все они,
Закончены и полноценны.
Изъянов нет – все совершенны.
Его бесчисленным твореньям
Жить в мире радужном, весеннем!


Шестой день творения. Бытие 1:25
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да
владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями]
и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

Лишь не хватает человека,
Чей разум будет век от века
Царить над миром всех зверей
Над созданной природой всей, –
Чей образ лишь Творцу подобен,
И всем отличен от других
Решил создать Бог человека,
Что сочетал в себе двоих

Из праха в созданное тело,
Вдыхает Дух Живой... Несмело,
Ожив, раскрылись вдруг уста:
– Прощай небытья пустота!

И день шестой не истекает,
Как сад Эдемский озирает
Хозяин тварей всех Земных,
Ему послушных и родных.

Без властелина может вечно
Цвела бы, нежилась Земля,
Покой незыблемый храня,
Но только поступь человечья
Покой нарушила беспечно,
Примяв зелёную траву...

Рука с ветвей рвала листву
В Эдемском сказочном саду.
Адам, как будто был в бреду,
Среди сияющего края,
В жемчужине красы Земли,
Носящего названье – Рая,
Что зреть лишь ангелы могли.


Сотворение Евы:
«И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял
одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог
из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку». (Быт. 2, 21)

Всевышним человек единый
Был в сон глубокий погружён.
Из плоти твёрдой господина
Ему подругу создал Он.
Адам с женой – две грани «Я»
Сторон людского бытия.
Но лишь в гармонии единой
Союз их истинно красивый.

И человек дивился Раю.
Благоухавшие цветы
Невероятной красоты
Волшебный запах источали.
И птицы райские меж них
Очаровав людей двоих,
С хрустальным пением витали.

И неземные их напевы
Пьянили вечною весной.
Под их божественные трели
Два человека в забытьи
В прохладной дерева тени
Чудеснейшие блюда ели,
Что ангелы для них несли.


Грехопадение…

Но лживый змий – отец порока,
Источник зла, противник Бога,
Дух, нарушающий Законы,
Лукавством сеющий препоны,
Дел чёрных ревностный вершитель,
И падших духов повелитель,
Гордец, сроднившийся со тьмою,
Дыша отмщения мечтою,
Диавол, мрачный Люцифер,
Низвергнутый из Божьих сфер,
Их сладкой лестью окружил,
В сердцах наивных заронил
И преумножил червь сомненья…

И ввёл их в злое искушенье,
Воздействуя на слабый дух.
И побудил беспечных двух
Господнее нарушить вето:
Не сметь вкушать плода Запрета!


Грехопадение. Бытие 3:1
«И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы
вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз».

Изгнание Адама и Евы из Рая:
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный
меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:24)

Изгнание из рая. Бытие 3:23
«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой
он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима».

Восплачь, Земля!.. Ты разбудила
Неведомое миру зло.
Дыша пороками оно
В тебе росло неотвратимо.

Ждала в надежде беззаветной
Любви сыновней неземной,
Взаимной, искренней и светлой,
Открытой, чистой и живой.

Нежнее матери прилежной
Ждала рождения сынов,
С Любовью чистой и безбрежной,
Им, предоставив стол и кров…

Каин и Авель: Первое убийство
Разбились вмиг мечты о счастье,
Развеялись чудные сны –
Мертвящим саваном ненастья
Волчки и тёрн – твои сыны
Тебя покрыли... Человек,
Ужель во тьме твой будет век?


Жертвоприношения Каина и Авеля. Бытие 4:2
«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин
принёс от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего
и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел».

Жертвоприношения Каина и Авеля:
«Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных
стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и
на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его». (Быт.4:3)

Каин убивает Авеля:
«И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин
на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой?» (Быт.4:8)

Братоубийство. Бытие 4:9
«восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель,
брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]:
что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты».

Остановись безумный Каин!
Вонзи не в тело, в ножны меч.
Но зло не суждено пресечь…
Недвижим Авель, бездыханен.

Агония недолго длилась,
В горах затих предсмертный крик…
Слеза твоя не покатилась –
Гордыня кровью ублажилась!
Стоял ты, бледен, зол и дик.

Завистник, тёмный раб желанья,
Глупец, вкусивший силы тьмы,
Твой брат стал агнцем для тщеславья!
О, проклянут тебя сыны…

Скажи, ужели ты не видел
Глаза, взывавшие мольбой?
За что ты брата ненавидел?
Отныне сатана с тобой…


Развращение людей на земле

Печален этот час несчастный –
Начат отсчёт времён других.
Теперь, Земля, твой путь ужасный –
Поступков, слов и мыслей злых.

И стаи хищников двуногих
Верны насилия путям.
Залиты кровью их дороги,
Ведут к порочным, злым страстям.


Гордыни низменное знамя
Закрыло светлый лик Творца,
Войны бушующее пламя
Испепеляет их сердца.

Их разум пожирают страсти,
Коварством дышат их умы,
Опаснее звериной пасти,
Чернее непроглядной тьмы.

Черствы их души к состраданью.
К тельцу златому – их желанья.
Сердца холодны, мысли злобны...
Созданьям дьявольским подобны.

В себя их утянула бездна.
Их суть во мрак с корнями влезла –
Черна, порочна и ужасна…
На самом дне лежит она.
И искра Божья в них угасла,
И торжествует сатана...

Земля взмолилась: «О, Творец,
Всевышний, Праведный Отец!
Брось светлый взгляд скорей на муки,
Страданья дочери Твоей.
В крови запятнанные руки
Моих безумных сыновей.

Они исполнены порока:
Насилье, зависть, зло и лесть.
В грязи растоптана их честь,
Любовь заменена на месть.
Теперь под властью злого рока
Распнут и умертвят пророка.

Ужель моя мольба напрасна?
Внимаю только боль… Но, ясно –
Пути их – зло… Мой путь – несчастен!
Зачем я тяжкий гнёт несу?
Затмила скорбь мою красу.

Страшны, ужасны их желанья…
Закончатся – ль мои терзанья?
Избавь меня от этой доли –
Их кровь я пить не в силах боле.


«Я раскаялся, что создал их»

Сказал Господь, взглянув на Землю:
— Страшны дела твоих сынов!
Словам твоим печальным внемлю.
От сотворения миров,
Не видел столько я костров,
Дарящих Вельзевулу жертву.

Напрасно дьявол веселится
Средь чёрных духом сыновей.
Недолго власть его продлится –
Повергну род ужасный сей!

Земля взмолилась: — Означает
Безумство дел моих детей, –
Ужели Небо покарает
До основанья всех людей!?

Мои огромные просторы
Вмещают степи и леса,
Луга, поля, пустыни, горы.
Их населяют миллионы!
И неужели небеса
Не сыщут малого числа
Душ, перед Господом смиренных,
И Сатаной не покоренных.

Всевышний молвил: — Плоть живая,
Собой что землю наполняет,
Растлилась… Сгинет вся отныне!
Порок и тьма тебя покинут.
Повержен будет человек,
Познавший зло… И путь сей верен.
Я истребить здесь всё намерен!

Не будут помыкать тобою.
Земля, под дьявольской стопою
Тебе не быть… За зло такое
Вкусить возмездье роковое
Им суждено… Моё решенье –
Вода им принесёт забвенье.


Господь продолжил: — Род сей ляжет!
В клубке огромном чёрной пряжи,
По Воле Высшей будет жить
Одна Божественная нить,
Что протянулась от Адама,
Что не несёт в себе изъяна...
Её лишь нужно сохранить!

И свита эта нить из верных
Душ, что несут Завет Творца.
Дороже всех богатств бесценных
Хранят их верные сердца.

То – благодать… В ней Дух хранится,
Чья Воля чтится как закон.
Сквозь зло всемирное струится,
Пронзая светом тьму времён.

Трепещет ад и ненавидит
Её с начала всех веков.
И эту нить прервать не в силах
Огонь и меч, и гнёт оков.

Нить так тонка. В ней очень мало
Душ, что порок не понесли.
В ней – соль, в ней – истина Земли!
Пора нам всё начать сначала…

Пройдут карающие грозы,
Твои печали, боль и слёзы
Уйдут с потоком мутных вод.
Исчезнет, падший сей народ.

Простишься ты с великим горем.
Земля, на время будешь морем,
Что лик твой будет очищать!
Пучины вод покроют горы,
Сиянье чистое Авроры
Лишь волны будут отражать.


Всемирный потоп

И пробил час, всех вод истоки
Сложили силу в небесах.
И непрерывные потоки
На землю ринулись разя,
Уничтожая злое племя –
Бесовское, гнилое семя.

Земля в отчаянье стонала
От горькой участи своей,
Когда пучина поглощала
Её неверных сыновей.


Предвещание потопа и строительство ковчега. Бытие 6:13
«И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лицо Моё, ибо земля
наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег
из дерева гофер: отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи».

Всемирный потоп:
«И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем
небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы». (Быт.7:19)

Всемирный потоп:
«от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – всё истребилось с земли, остался только Ной
и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». (Быт.7:23)

Ища защиты сатаны,
Ему подвластные сыны
К ужасным идолам бежали.
Но те от гула вод дрожали
И ими были сметены.

И сам Лукавый был напуган
Потоком набежавших вод,
Был воинством своим поруган,
Не в силах защитить народ,
Ему свою отдавший душу…

Едва он выскочил на сушу,
В сиявшие вершины гор,
В испуге сильном словно вор,
Забравшись на хозяйский двор,
Бежит от гнева господина,
Как пыль от вихря-исполина!
Надеясь на свои крыла,
И с силою, что в них была,
Покинуть Мир едва успел…

Взглянул на бывший свой удел,
Покрытый мутною водою,
Восставшей мощною стеною,
Меж ним и скрытою Землей,
Изрёк: — Я разочтусь с тобой!

Всё то, к чему во тьме стремилась
Его мятежная душа,
Всё то, чего она добилась,
Теперь не стоит и гроша.

Всё то, что медом поливало
Гордыни алчную змею,
Всё то, что слух его ласкало,
И имя злое воспевало,
Теперь ничто… Конец всему!

Презренное «дитя свободы»,
Ещё вчерашний господин,
Поработивший все народы,
Изгнанник вновь… И вновь один.
Он Господом низвергнут с трона
К чему рогатая корона?!

В одно мгновение лишился
Плодов тысячелетних дел…
Печально воды оглядел
И не найдя чего хотел –
И призрака былого мира,
Он в леденящий мрак эфира
В ужасной злобе улетел…
«Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная…» (Ис. 24, 4-6)


Рецензии