Забытые имена - Алексей Недогонов

           Алексей Иванович Недогонов (1914—1948) — русский советский поэт.
       Лауреат Сталинской премии первой степени (1948 — посмертно). Член ВКП(б) с
       1942 года.
           А. И. Недогонов родился 19 октября (1 ноября) 1914 года в городе
       Александровск-Грушевский (ныне город Шахты Ростовской области) в семье
       рабочего-кузнеца.
           С 15 лет начал трудовой путь: работал плотником, крепильщиком,
       ремонтником, врубмашинистом на шахте. Учился в семилетке, в
       горнопромышленном училище. По приезде в Москву в 1932 году учился на
       рабфаке, затем в 1935—1939 годах учился в Литературном институте имени А.
       М. Горького.
           Впервые начал печататься в 1934 году — в заводской газете-многотиражке
       «Вперёд». Систематическим литературным трудом А. И. Недогонов занимается с
       1938 года. Его стихи печатались в «Комсомольской правде», журналах «Новый
       мир», «Знамя», «Звезда», «Смена», «Огонёк» и другие.

           Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов (рядовой 241-го
       стрелкового полка), был тяжело ранен в руку под Выборгом. Во время Великой
       Отечественной войны в звании капитана военный корреспондент газеты «За
       нашу победу» (1-я гвардейская армия Западного фронта), с октября 1943 года
       — газеты «Советский воин» (3-й Украинский фронт). За две войны, которые
       поэт прошёл как воин и журналист, ему довелось побывать в Финляндии,
       Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.
       Член СП СССР с 1946 года.
           Единственная книга стихов поэта — «Простые люди» (1948) была
       опубликована посмертно. В поэме «Флаг над сельсоветом» автор обращается к
       судьбам поколения, вернувшегося с фронта, о послевоенной деревне (широко
       известна цитата: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»).


           * * * * * * *



     Материнские слезы .

               Алексей  Недогонов



Как подули железные ветры Берлина,
как вскипели над Русью военные грезы!
Провожала московская женщина сына...
Материнские слезы,
материнские слезы!..

Сорок первый - кровавое, знойное лето.
Сорок третий - атаки в снега и морозы.
Письмецо долгожданное из лазарета...
Материнские слезы,
материнские слезы!..

Сорок пятый - за Вислу идет расставанье,
землю прусскую русские рвут бомбовозы.
А в России не гаснет огонек ожиданья -
материнские слезы,
материские слезы!..

Пятый снег закружился, завьюжил дорогу
над костями врага у можайской березы.
Сын седой возвратился к родному порогу...
Материнские слезы,
материнские слезы!..


       * * * * * * * * * * *


Рецензии
Дополню Вас.
Константин Поздняев в предисловии к сборнику Алексея Недогонова "Дорога моей земли" (1975) писал:
"За первую часть своей поэмы «Флаг над сельсоветом» в 1948 году удостоен (посмертно) Государственной премии СССР. Эта часть поэмы при жизни Недогонова вышла отдельными изданиями в серии «Библиотека «Огонек» и в Костромском областном издательстве. Сборник стихов «Простые люди» и другие сборники поэта — а их было шестнадцать — вышли уже после его смерти".

Так что Алексей Недогонов -- автор НЕ одного поэтического сборника!

Написанное двадцатилетним юношей стихотворение поражает пророческим даром (свойственным ему, как и большинству Поэтов...):

МОЯ ЭПИТАФИЯ

В тыщу девятьсот шестидесятый,
может быть, в семидесятый год
до окна
походкой вороватой
гибель костяная подойдет.
Пальцами сухими постучится
в тусклое стекло повечеру.
Опущу прохладные ресницы.
И, слов_а не досказав, умру.

Ты, товарищ мой, перед врагами,
для другого моего пути,
насмерть,
трехдюймовыми гвоздями
струганые доски сколоти,
чтобы мог я чувствовать свободно
свой последний,
неземной, полет,
чтобы слышал я,
как всенародно
слово Селивановский[1] возьмет.
Может, он оставит для былого
свой короткий,
свой глубокий труд?..
Впрочем,
для вступительного слова
критика хорошего дадут.
Он меня прославит не слезами.

И потом,
качаясь на весу,
я свою измученную память
за собой навеки унесу.

Но пока меня никто не знает.
И — проспектом —
красные стрелки
боевую песню запевают
несуразной мысли вопреки.

И проходят стройные отряды.
По весне.
По травам.
По утрам.
По торцам.
По звездам Ленинграда.
По сухим московским площадям.

Память! Память!
Только с песней этой
временным поклонникам души
уходить из жизни —
не советуй.
Умереть на время — разреши,
чтоб они не плыли в край видений,
чтоб они не повернули вспять.

Мы должны учиться у растений,
погибая,
снова расцветать!
/1935 г./

[1] Селивановский А. П. — советский критик.

Мила Логвинова   28.08.2016 13:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.