Зеркало

                Эпиграф

                "На зеркало неча пенять коли рожа крива"

                (русская пословица, взята Н.В. Гоголем       
                в качестве эпиграфа к комедии "Ревизор")

     Собственно, что такое есть человек, отображающий окружающий мир, отражающий окружающую действительность в словах, в рассказах? Разве не есть он зеркало, если он описывает то, что видит и слышит? Нет, речь не идёт о выдумывании реальности, о подтасовывании фактов – тогда, разумеется, никакого зеркала нет и в помине. Речь идёт именно об описании в словах реальных событий, когда, например, тексту доверяется нечто, отпечатавшееся в сознании и памяти, что-то такое, что оставляет глубокий след в душе – иногда своей красотой, иногда своим уродством. Разве не есть рассказ о действительности рефлексия, рефлексия рассказчика на увиденное, подобная отражению в зеркале? Когда таким образом описывается природа – это часто отражение впечатлившей душу красоты.  Когда описываются дела или слова людей – бывает по разному. Бывает, что описывается чей-то подвиг, а бывает, что чья-то подлость – в зависимости от того, что запало в душу в какой-то момент жизни и было изложено в тексте. Ещё раз хочу напомнить – я говорю об описании реальных событий очевидцем, я не имею в виду какой-либо пересказ с чужих слов, я не имею в виду фантазирование, а только лично когда-либо пережитое, сохраненное в памяти и в слове.

    Привычно сравнение жизни с зеброй – из-за того, что полосы чередуются. Случаются разные периоды в жизни людей – иногда отдельных людей, иногда целых групп, а иногда даже народов и стран. В ходе меняющихся периодов времени личные впечатления людей порой оказываются похожи, потому что современники видят схожую реальность. Конечно, те эпизоды реальности, когда были, например, испытаны боль, оскорбление, разочарование, недоумение, бессилие, потеря – они запоминаются надолго. Счастье и радость тоже запоминаются. Порой людям хочется рассказать о счастье, порой о боли. Но рассказ о некоторых вещах, которые переживать неприятно и тяжело, может иметь важное отличие от рассказа о счастье. Отражая нехорошую изнанку мира, рассказчик зачастую хочет проинформировать и предостеречь других людей от когтей этой изнанки. Через рассмотрение в зеркале повествования проявлений чего-то темного, приоткрывающегося одному, эту темноту становятся способны увидеть и осознать другие, и либо устыдиться, сознавая наличие чего-то подобного и в себе, либо возмутиться и приготовиться к противостоянию чему-либо подобному, коли такое доведётся повстречать уже лично.

   В жизни случаются разные вещи. Была Война, была Победа. Была грязь и кровь, были миллионные жертвы, была радость Победы, был праздник, было становление мирного бытия. Всё это отражалось в воспоминаниях людей. И подвиг, и предательство, и радость, и горе. И само отношение людей к войне спустя годы по её окончании тоже становилось чьим-то впечатлением. Отношение к ветеранам, отношение к инвалидам, отношение к бывшим в немецком плену, в оккупации, к выжившим узникам концлагерей, к угнанным на работы в Германию – это тоже стало чьим-то впечатлением, отраженным чьим-то зеркалом души в воспоминаниях и рассказах. Сейчас, в преддверии праздника – 70-ти летия Победы над фашистской Германией, память о войне, как о зле, преодоленном невероятным напряжением миллионов, актуальна как никогда. Но память людей – это зеркало. Она актуальна именно своим содержанием и отражательной способностью. Дело памяти – не приукрашивать, а сохранять реальность, ценность памяти в способности открыть прошедшее для будущего. В способности рассказать детям и внукам. В способности детей и внуков эти рассказы не забывать. Память об ужасах войны и сопутствующих ей последствиях ценна надеждой на недопущение повторения всех этих кошмаров, если уроки преподанные прошедшей эпохой будут усвоены следующими поколениями. В том числе нашим поколением.

     В последнее время многие говорят об очернительстве, это слово вдруг вошло в обиход. Что бы под этим ни подразумевалось, надеюсь короткий рассказ, расположенный ниже, не будет воспринят как очернительство. Это рассказ одной простой русской православной женщины, матери солдата, призванного ранней осенью прошлого, 2014 года. Она приехала навестить его в часть, расположенную вблизи от одного из областных центров средней полосы России. То, что изложено в её рассказе, относится примерно к середине февраля 2015-го года.


*  *  *

   Обрывок разговора, случайно услышанного на КПП воинской части в российской областной глубинке, в ожидании сына, пока он выйдет. Рядом ещё несколько навещающих, приехавших к своим воинам из разных регионов, родители, родственники, друзья. Один молоденький солдат стоит в кругу друзей, кажется с ним были двое парней и две девушки, они все приехали к нему откуда-то, привезли гостинцы, стоят смеются, смотрят на него с уважением. Он тоже весёлый, уверенный, служит, видимо, уже порядочное число месяцев – есть что-то внушительное в его облике и словах, несмотря на молодость.

    Прислушаться к их беседе заставляют фразы с ключевыми словами – про Украину. Нет, этот солдат не имеет отношения к тому что там происходит, но разговор вертится вокруг украинской темы. Солдат рассудительно говорит о том, что там столкнулись мировые системы, что там противостояние с США и НАТО, что там война. Девушки что-то спрашивают. Он говорит – "ну если по настоящему будет война и наши войдут, то война через четыре часа закончится". Потом серьёзно добавляет – "...а вот если не только с Украиной, а со всем миром..." В паузу вклинивается одна из девушек: "ну, тогда на недельку подольше". Все смеются.

   Пора уходить, нужно спешить на поезд. Странное чувство...  Когда это успело случиться с нами? Год? Вряд ли. Помню отношение к слову "война", к самой возможности войны, в годы моего детства. Давнее "только бы не было войны" означает, что мне очень много лет. В голову приходят отрывки из ремарковской "Ночи в Лиссабоне". Странное, удивительное время...

   Маршрутка от в/ч до вокзала едет долго. С каждой остановкой пассажиров прибывает. Водитель трогается довольно резко, тетенька в задней части салона не успевает дойти до сиденья и валится на колени сидящему напротив мужчине. Все реагируют добродушно. Через пару остановок опять резкое ускорение и уже другая женщина не успевает добраться до сиденья и валится на колени на этот раз ко мне. Начинает извиняться, я её успокаиваю, говорю мы все здесь так садились. Один из мужчин в салоне заводит обстоятельный разговор о безобразной езде нынешних водителей:
"Вот раньше можно было бы пожаловаться, раньше так не ездили".
Пассажиры сидят напротив друг-друга, мужчине лет примерно пятьдесят пять, у него открытое русское лицо, небольшая борода – чем-то напоминает артиста-губернатора Михаила Евдокимова, и одет очень хорошо – возможно, предприниматель или чиновник средней руки. От водителей маршруток он плавно переводит разговор на то, как раньше жилось, вспоминает и советское время. "Да-да, бывало всякое, но патриотическое воспитание, но морально-идеологическое воспитание были на высоте".

   Почти напротив него ещё один мужчина, таких же примерно лет, вошёл на несколько остановок раньше. Он подхватывает разговор и не очень в тему рассказывает анекдот – видимо советского времени, как кто-то купил бочку пива и стал бесплатно раздавать всем по кружке. Из-за бесплатной раздачи началась драка, а когда раздавателя спросили зачем он это делает, он ответил, что, мол, хотел посмотреть какая будет жизнь при коммунизме.

   Ну рассказал он этот анекдот, все как-то молчат, он один, в общем, своему рассказу и посмеялся.
   Первый дядька, который на Евдокимова похож, сказал что, мол, зачем же без денег продавать, так нельзя. И сразу же начал рассказывать анекдот про евреев, анекдот, как он сам сказал, давний – про то, как несколько евреев спрашивали у раввина почему, мол, евреев все не любят? А раввин им сказал: приходите сегодня вечером ко мне, и приносите каждый по бутылке водки – мы её сольём в большую кастрюлю, будем пить и я вам всё за разговором объясню. Один из этих евреев пришёл домой и говорит: так, мол, и так, Сара, раввин мне сказал принести вечером бутылку водки, и другим тоже, мы водку сольём в кастрюлю и будем пить. А Сара ему говорит:  тогда надо разбавить водку водой, всё равно никто не узнает раз все сольют в общую кастрюлю. Он так и сделал. Вот они пришли к раввину с бутылками, слили водку в общий котёл, стали пить – а там одна вода. Тогда раввин им и говорит – теперь поняли, почему нас все не любят?

     Ну в маршрутке опять как-то не было особой реакции на этот анекдот, но эти два дядьки немножко поржали, и тут вдруг первый дядька говорит: "А вообще, конечно, Гитлер ничего такого особенно плохого не делал. У него в общем-то правильная была политика. Он ведь кого уничтожал? Евреев там, цыган всяких, а славян он не трогал, русских там, белорусов, украинцев он вообще не собирался трогать, никакого зла им не делал, к славянам он нормально относился, и не к славянам тоже – он и поляков не трогал, а только евреев. А евреи как раз и не воевали даже, это другим пришлось из-за них воевать, а они, евреи, удобно устроились, одели себе свои звёзды Давида – и в армию идти не надо, а другие за них воюй. Так что Гитлер ничего плохого не хотел, это потом на него поклёп возвели."
    Другой дяденька при этом поддакивал через каждую фразу и подхихикивал.
    Тут внезапно пришло осознание, что мне пора выходить, мы как раз проезжали памятник погибшим 1941–45 годов, это возле вокзала. Ещё пришло осознание, что я сижу с открытым от удивления ртом. У меня только хватило времени крикнуть водителю, чтоб он остановился на остановке. И только потом, после выхода,  пришли злость и сожаление, что нужно было что-то сказать этим уродам, а заодно и всем пассажирам.
    Но это, как говорится, я задним умом понимаю, а там было просто оцепенение разинув рот. Да и некогда уже было предаваться мыслям, нужно было на поезд, осталось время только посмотреть на монумент Победы и идти себе на вокзал. И потом всё вспоминались слова того, который на Евдокимова похож – насчет того, что в советское время патриотическое воспитание было хорошо поставлено и морально-идеологическое тоже. Вот так вот замечательно воспитали ему моральную идеологию и патриотизм.

Откуда это всё? Откуда оно лезет в нашу жизнь?

*   *   *


Рецензии
зарисовка на тему "вот такое мы быдло"
хорошо, что не повсеместно, а лишь местами...

поклон многократному

Байков Владимир   05.12.2015 08:37     Заявить о нарушении
Интересно после полугодового отсутствия заглянуть на родную стехиру, где когда-то мне так весело леталось :-)....

Вот читаю комментарии, ух скока тута всиво... А про этот текст - нет, это не зарисовка на тему "вот такое мы быдло". Это зарисовка на тему "вот такое быдло среди нас".

Обязательно хочу оговориться, что молодёжь, о которой речь в первой части истории, я вообще быдлом ни в коем случае не считаю. Просто они ещё мало жили, мало видели, и мало понимают.

А вот в конце этой маленькой истории - да, быдло.

Но надеюсь, что это не мы.
Я-то ведь не такое.
И Вы не такое.
Мы не такое.

Эхо Эхооо   10.04.2016 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.