Обзор конкурсных произведений

Рассуждения об уровне представленных произведений и современной поэзии, которые вовсе не являются обязательными.

Уважаемые поэты. Если бы поэзия была валютой и имела твёрдые курсы- критерии качества, мы могли бы все вместе, медитируя, наблюдать на Стихире нечто подобное http://www.zenrus.ru/. (пусть эта музыка звучит для вас, пока читаете моё произведение) . Однако океаном поэзии, к радости или сожалению, мы вынужденно любуемся в гордом одиночестве, опираясь на высокий скалистый берег собственного мнения. Меня приятно удивил уровень представленных произведений, хотя признаюсь, что не многим написал бы полноценную рецензию. Я пытался, как это ни трудно по одному стихотворению, представить и оценить философию автора, его отношение к жизни, событиям, истории, культурам, религиям.

    Вот на горизонте, напрягая лексикон, спешат в экзотическое море зауми https://ru.wikipedia.org/wiki/ лайнеры ("По прогнозам","Мальчик чувства", "Армагед год","Утренняя страшилка", "Случайные миры".) – вероятно, не задумываясь ("Пока ещё мозги не по асфальту" О.Хворост. ) об оправданности выбранного курса... Мне, как читателю, в силу приверженности к классическому стихосложению, сложно оценивать данный изощренный метод.
   Вдоль побережья степенно движутся тяжело груженые воспоминаниями и размышлениями ("Как же всё это дёшево! " М.Зиновкин.) каботажные суда ("Срок давности", " Грабли", " Особенности национальной поэзии","На крыше"," Приговор", "Ты молишься неведомым богам...") - вопросов возникает довольно много... В этом плане выигрышнее краткие произведения.
   Несколько отстраненно, (в поисках шумного брода), ностальгирует капитан судна (" Ну, вот он, через реку шумный брод...  "), а где-то совсем рядом, поставив читателей в тупик завершающим фордевиндом ("Нига"). И только в теплой бухте, с непосредственностью и легкостью впервые увидавших море,("в розовых фантиках, как эскимо" Д.Людмила) резвятся яхты ("Площадь на букву С.", "Розовое", " Мэри".)
      Стихира, как социальная сеть, отличается от FB, например, отсутствием красной кнопочки "не нравится" - фи-и-и. Мне более по душе "западная" культура общения: не нравится - молча проходи мимо. Я в принципе не понимаю, как можно соревноваться - конкурировать, называть кого-то лучше или хуже, если нет необходимых и достаточных критериев, однако обязанность... Надеюсь, музыка еще звучит?
В итоге рейтинг:

1. Розовое.
            В.В.Маяковский
                *
                "В дом уйду.
                Прилипну к обоям.
                Где роза есть нежнее и чайнее?"
.

Приносил лето на палочке
в розовых фантиках,
как эскимо.
Я его трогала пальчиком,
клала в карманчики -
ах, боже мой!

Рассыпал нежности звездами,
осенью позднею
дни коротки.
Называл чайною розою,
чтобы не мерзла я -
плед и носки.

Ты бросал в окна больничные
до неприличия
много тепла.
Ну и что... ночью черничною
так непривычно, но
я умерла..
------------------------------

Хвалить не буду(достаточно первого места), но "и на солнце бывают пятна": фантик - обёртка для конфет, "нежности звёздами" - невнятно(?). В последнем катрене вместо "Ну и что"- только ведь; вместо "но" - ведь.
(по моему так корректнее слышен замысел), хотя Вам виднее).

2. Мэри.
У Мэри красивые руки,
а также красивые ноги.
Она преуспела в науке
быть леди и нравиться многим.

У Мэри квартира - конфетка,
где толстые тихие стены.
Породы и ценной, и редкой
котяра шагает степенно.

В квартире у Мэри картины
(она понимает в искусстве).
Икра, ананасы, мартини.
В большой гардеробной не пусто.

Помолвлена Мэри. И Ларри
невесту свою обожает,
она восхитительна в паре
и в свете отнюдь не чужая.

У Мэри шикарная тачка -
стального оттенка, феррари.

Но Мэри - такая чудачка
и полная тайна для Ларри.

На улице ночью морозно,
а Мэри стоит на балконе
и ловит горячие звёзды,
в открытые настежь ладони.
------------------------------

Нежное, прозрачное, даже немного "примитивное" стихотворение, талантливая наивность, отнесенная автором (с некоторым смущением) в раздел иронии... Такие пишут подружкам в альбом в 14 лет (и привлекают внимание старых графоманов).

3. Ну, вот он, через реку шумный брод...
Ну, вот он, через реку шумный брод –
пять валунов, стоящих точно в ряд.
Тот берег крут: подъём и поворот,
и кучно сосны древние стоят.
Вода стремится вниз меж валунов,
размашисто кружа водоворот.
Скрывая глубь, ложится тень на дно
от клёна, что над берегом растёт.
Плотвица безбоязненно стоит,
глядит из-под воды на перекат.
Весь этот, с детских лет знакомый вид,
завяз во мне, как певчая строка.
Всю ночь во сне (проснусь – и наяву)
картина восстаёт передо мной.
Холодную прибрежную траву
я чувствую сквозь обувь даже в зной.
И знаю я, что нет пути назад,
что речки нет в помине и травы –
зелёный мир запомнили глаза
и небо невозможной синевы.
Но где-то всё же есть ушедший мир,
ведь просто так не может он пропасть!
Я знаю: вот он, здесь, а рядом с ним
забвения прожорливая пасть.
------------------------------

Сильно, точно, "по Бунину" - однозначно.

4. "Площадь на букву С."
Выхожу под навес небес,
Пирожок с ананасом треская,
Прямо в площадь на букву С. -
То Соборную, то Советскую.
По её четырем стенам
Жмутся здания беспокойные -
Церковь старая снесена...
Ладно, вру! Просто пе-ре-стро-е-на.
У почтамта облезлый вид,
У торговых рядов сумятица -
Тащит рябчиков индивид,
Индивидиха тащит платьице.
Вот проносятся, хохоча,
Гимназисты, цигаркой пыхают.
Где ж пожарная каланча -
Погасить закат облепиховый?!
Облепила меня мошка,
Прогоняет к шоссе просторному -
Вёрсты... вёрсты... а там - Москва -
То советская, то соборная.
------------------------------

Как "буржуйский" пирожок с ананасом - широко, вкусно, актуально.

5. Нига.
Чудо - дерево Нига растёт здесь давным - давно
только кольца годичные помнят как посадили.
Может это какой - нибудь рыцарь в плаще бродяги
перетаптывал взморье, женился, снимал кино,
укрывался под кроною, пережидая штили,
очень метко стрелял, бальзамировался из фляги.

В темноте светляками огни, вечерний breinstorm
в ожидании бриза затянет - " Ветер как ветер..."
да старинные ветви со скрипом склоняют к сказкам.
Только где - то деревья с корнями срывает шторм,
а по Ниге опять, упражняясь в защитном цвете,
проползает гусениц строй с отвратительным лязгом
-----------------------

Так до конца и не понял... но замысел отличительный и исполнение вполне...

6. Ты молишься неведомым богам...
Ты молишься неведомым богам,
ты ходишь по неведомым дорогам,
но, уравняв костёл и синагогу,
ты не желаешь свой построить храм,
в котором можно каяться себе,
за неимением другого бога,
и признавать, что времени немного
отведено для будущих побед,
что до сих пор не вытащен билет
и под вопросом сроки лотереи,
а жизнь идёт, река невзгод полнеет
и переправы не было и нет.

Но даже если помыслы чисты,
дороги, по которым ты проходишь,
хоть и берут начало на восходе,
но исчезают в бездне темноты,
венчающей заведомый финал
на нужной строчке в божьем фолианте.
Что толку в драгоценности таланта,
который рук огранщика не знал?
Что толку в отрицании того,
о чём толкуют древние скрижали?

На отчеканенной тобой медали
придуманное наспех божество
тебя услышит,
но поймёт едва ли…
-------------------------------

Завораживающе как фуга Баха !

7. Случайные миры.
Скоро ночь, крепкий чай заварен.
 Угли в топках галактик тлеют,
 перемешиваясь в пожаре –
 может, космосу так теплее.
 
 Подражая в повадках звездам,
 в кружке кружат частицы чая –
 мной кусочек вселенной создан
 снова буднично и случайно.

 Чьи-то судьбы по край налиты,
 разместилась в секундах вечность.
 На роптания и молитвы
 по традиции не отвечу,

 чайных жителей не услышав –
 сам имею никчемный опыт
 обращений к тому, кто выше.
 Не могу беды мира штопать,
 
 как прорехи, всесильным словом,
 воздавать по делам нет власти,
 чудесами не избалован,
 временами со злом согласен.
 
 Звезды ссорятся или дружат
 в чайно-огненной круговерти –
 нас вращает в одной из кружек
 кто-то грешный, большой
 и смертный.
-------------------------------

" нас вращает в одной из кружек
кто-то грешный, большой
и смертный." - великолепно.!

8. Особенности национальной поэзии.
Это совсем неправильная поэзия –
Смотришь на лист, но видишь не лист, а лезвие.
И начинаешь мыслить почти по-трезвому:
Резать ведь надо не поперёк, а вдоль.
Делится вечность с нами легко секретом, но
Так ли становятся – наперекор – поэтами? –
Цоем, Клинских, Высоцким, Егором Летовым?
Жизнь зарифмует пафосное «юдоль»,
Перемежаясь страшно – скупыми датами –
Как Маяковский с Брик, Гумилёв с Ахматовой.
Жизнь это шар: тяжёлый, двуручный, матовый.
Не разобьёшь – останешься на бобах:
Мелкой трухой сквозь сито судьбы просеянный
(Не Мандельштамом, Блоком или Есениным),
Ждать воскрешения больше, чем воскресения,
Пастой зубной давя из себя раба.

Больше не будет звёзд в небесах заплаканных –
Галичей с Окуджавами, с Пастернаками.
Выведет путь-дорога тебя по знакам и
Старостью тёплой гаденько наградит,
Зло усмехаясь Лермонтовым и Пушкиным.
Станешь считать – собьёшься – плевки кукушкины,
Станешь играть в войнушку, бренча игрушками,
Чтобы забыть про пенсию и артрит,
Чтобы опять наесться препон с засадами
Хармсом, Рубцовым, Клюевым и Асадовым.
Словно награду, примешь все муки (мк)адовы,
Лишь бы ещё полстрочки да от души.
Лишь бы остаться в памяти – следом, крошевом –
Бедным ли, Северяниным ли, Волошиным.
Чтоб не напрасно... Как же всё это дёшево!
Скомкай и выкинь, выпей и… не пиши!
-------------------------

Чувствуется рука мэтра: "Скомкай и выкинь, выпей и… не пиши!"

9. Приговор.
До рассвета слишком зябко и темно, а потом всё понесётся как во сне.
Завершая неуклюжий путь земной, опускается тоска и с нею снег.
Мне б сорваться и с начала всё начать, мне б согреться – как отступник на костре...
Но давно засохли подпись и печать под словами, где последнее – «расстрел».

Я надеюсь, скоро скрипнут сапоги. И затихнет ожидание пощад.
По прогнозу – назидание пурги, но не мне теперь прогнозы воплощать.
Коридор ведёт на лестницу во двор. Завершается он стенкой, как и встарь.
Так изысканно обставлен приговор, что не сесть, не оправдаться и не встать.

Взвод заждался, сон на ветер променяв. Между нами – узнавание и страх.
Поголовно все похожи на меня, только в разных временах и зеркалах.
До команды остаётся пять шагов, до рассвета – пять беспомощных минут.
Слишком много обещаний и долгов... Можно вспомнить... И они не преминут.

Вот парнишка. Вот не мальчик и не муж. Вот старик в свои неполные года.
Все глядят слегка презрительно, к тому ж явно каждый не успел и прогадал.
Я виновен. Все сомнения пусты. Текст зачитан, остаётся сделать шаг.
Ритуал – удел сжигающих мосты. Вот и всё. Команда «пли!». И звон в ушах...

До будильника подушкой не достать. А до неба – пять шагов, затем балкон.
Для всенощно неснимаемых с креста – вряд ли писан тяготеющий закон.
Суета зовёт отдаться ей опять. У неё всегда уютный приговор...
Мне б сорваться, повернув теченье вспять. Но пора уже на лестницу, во двор...
---------------------------------

Завораживающее развитие сюжета, неумолимо наступление трагической развязки...

10. Армагед-год .
Тихо ползи, гадюка, по склону холма.
Там на вершине миру придёт лох-несс.
Будет поруха свальная тьмой полна,
а в остальном без галстуков, но не бес...

Бестия в тёмном в полночь задумал путч.
Бледные кони рвутся с поводьев в ночь.
Стае клевретов скопище грозных туч
велено без разбора к холму сволочь.

Бледные всадники медлят, молчит трубач,
Бестия ждёт, в руках растирает прах.
Только скажи, и кони сорвутся вскачь,
Сея в подлунном мире и смерть, и страх.

Тихо ползи, гадюка, поспешность — ложь.
Там впереди судьба не в своём уме.
Тихо ползи гадюка, пока ползёшь,
Бледные кони останутся на холме.
-------------------------------

Яркое, наглядное воплощение супрасинтаксической зауми. Как Вам такое удается?

11. По прогнозам.
а по прогнозам, завтра опять война,
небо намажут тоненько на горбушку,
чтобы, набравшись беленькой дочерна,
прятать воспоминания под подушку.
к старости превратился запас рублей
в сладкий больничный привкус лекарств и пота,
и (за глаза) прощальное - "не болей" -
кажется продолжением анекдота.
ангелы точат - к чёрту! - карандаши,
правят проекты завтрашнего салюта,
прошлое выгибается: "не спеши",
капая в настоящее по минутам.
милостыню подайте - хоть парой слов!
я не прошу богатства и долголетья,
кто их поймёт - непуганых докторов...
а по прогнозам, завтра уже не светит.
-----------------------------

Несомненно, талантливое исполнение.

12. Утренняя страшилка.
ранний месяц-жиголо
оттанцевал с вечера, ночи одной тесно.
утро, как всегда, настигло неожиданно -
на самом интересном.
на красном небе сомы да окуни -
пруд пруди.
беспокойный головастик сидит и ёкает
у меня в груди...
подышу поглубже, авось да выплывет -
отпущу к родне
по следам, что начисто скоро выбелит
трудоголик-день.

сидит, удит бог на высоком берегу,
не быть головастику даже лягу...
вскрылась неба рыбная жила -
душка-бесёнок, будешь наживкой?   
------------------------------

Оригинальное упражнение, очевидно "для избранных" .

13.На крыше.
       "Проблема подростковых суицидов является сейчас наиболее острой.
          К сожалению, до сих пор нет четкой и честной статистики по этому
          поводу. По нашим данным, в России ежегодно происходит 4 тыс.попыток
          самоубийства среди подростков, оконченных суицидов - около 1,5 тыс."(С)

Пока ещё мозги не по асфальту,
Хребет не сломан и душа внутри,
Пока ты не крутнул в безмолвье сальто -
Задумайся, не прыгай, посмотри:

Вон мать кричит, тебя рожая в корчах,
А здесь (всё видно лучше с высоты)
Малыш слюнявит палец и хохочет,
Ты глянь какой прикольный, это - ты!

Тут ты уже постарше - гладишь кошку,
А вот идёшь с букетом в Первый класс;
С тобой друзья - Наташка и Антошка,
Какие ж вы серьёзные сейчас!

А это ты с родителями в цирке,
Здесь - с дедушкой рыбачишь на Оке
 Пока живой-здоровый и без бирки,
Что завтра прикрепят к твоей ноге.

Так по какой-такой, скажи, причине
 Ты вдруг решил уйти в последний путь,
И собственной безвременной кончиной
 Себя-живого враз перечеркнуть?

Чтоб дать работу в морге санитарам?
Чтоб подарили траурный венок?
Чтоб мать рыдала, став от горя старой:
- Ну как же так, прости меня, сынок!?


Чудесного не будет воскрешенья,
И ангелы подъём не протрубят -
По твоему спонтанному решенью
 Мир дальше обойдётся без тебя.
 
Закроют на замок проход на крышу,
Ты будешь похоронен и забыт...
Ну а пока бунтуешь, злишься, дышишь -
Всё может быть... ещё всё может быть!
---------------------------------

Мягко, ненавязчиво, но задевает самые сокровенные чувства...

14. Мальчик-чувства.
Обнажённая душа поэта - "Мальчик-чувства".
Мальчик-чувства восторжен и слишком юн -
Время лечит такие изъяны болью.
В сердце отныне реквием, не ноктюрн,
Мальчик туда изменой добит «контрольным».

Мальчик-опыт закроет сердце на ключ,
Запечатает двери, задёрнет окна.
Привкус счастья заглушит коньяк с дор-блю,
Оставляя любовь под дождями мокнуть.

Мальчик – пофик построит себе оплот -
Перекрыть безнадёгу с любого края.
Но когтями, как прежде, терзает плоть,
Возвращаясь из прошлого, призрак Твари.
    
Мальчик-траур нанижет на боль года,
В минус – радость, а жизнь всё равно конечна,
Лёд в душе. Есть и плюс - из осколков льда
Можно запросто складывать слово «вечность».

***
Мальчик-траур, останься самим собой!
Выбрось ключ и на факты смотри смелее -
Время вылечит/выдавит эту боль,
Вера призраков в сердце твоём развеет.

Просто вспомни, как пахнет в саду жасмин,
Как закат и восход вдохновенье дарят.
И однажды минор на мажор сменив,
Мальчик-праздник придёт в обновлённый мир
Без измен.
Без предательства.
И без Тварей.
--------------------------


15. Грабли.
  Какой-то странный у событий фон.
  И каждое - имеет тень и эхо.
  А ты и тем, и этим окружён
  во внутренней пустыне неуспеха.
  Ты словно видишь всё издалека,
  предчувствуя своё "святое" место,
  как за мгновенье чувствует рука
  фрактал ещё не сделанного жеста.
  И, как всегда, судьбой неуловим,
  не вставлен в скучный ритм земного толка,
  и потому для мира - аноним,
  живущий в ирреальности. И только...
   
  А может, всё не так, и ты не тот,
  и в целом плохо представляешь, где ты;
  твоя судьба тебя переживёт
  и будет временами слать приветы
  из будущего в ныне: дежавю,
  отрыжка изобилия событий.
  И быт пока согласен на ничью.
  Ты - не согласен раствориться в быте...

  В который раз на грабли –всем собой,
  как будто недолюблен и ограблен
  своей судьбой, и снова рвёшься в бой...
  Но боже ж мой, смени хотя бы грабли!
----------------------------

Хорошо.

16. Срок давности.
Случилось это в прошлом веке, но не сжата память на полях,
напомнит,  как читал Онегина  по-русски чисто  врач-поляк.
Муж-лейтенант попал в аварию. Судьба-стряпуха, хоть завой,
пересолила ночи карие. Рожай  соломенной вдовой.
В военном госпитале Щецина под каблучком терновых слив
намучилась Алёна с первенцем, едва  от сепсиса спасли.
 
Плыла палата  с «Матка Босками», на новый свет не торопясь,
пока мадонна комсомольская, как жгут,  закусывала бязь.
Сестра бросала слово веское с «голгофы»  капельных высот:
«Похоже, панночка советская  нам все подушки  погрызёт».
Соседки пели ей Утёсова,  свои гостинцы разделив:
клубнику,  сливы, бело-розовый, с прозрачной кожицей налив.
 
«Да ты же самая счастливая,  сейчас твой мальчик  жив-здоров!» -
и вместе с рдеющими сливами  поток надежд вливался в кровь.
Прошёл тянучий месяц с хвостиком,  муж с загипсованной ногой
забрал её и сына Костика – конвертик пухло- дорогой.
Сменились веры и полярности, союзы, папы,  повара.
Не существует срока давности у бескорыстного добра.
 
В пшеничных косах – нити пегие,  приснилось  ей, как до утра
хирург- поляк читал Онегина. Такие были доктора…
-------------------------

Вот пример перехода прозы в поэзию и обратно...

Желаю авторам -конкурсантам успешного плавания в океане Стихиры, и пусть каждый прокладывает свой единственный, верный курс по звёздам. Если среди конкурсантов есть желающие узнать замеченные мной недостатки в своих произведениях - приходите, пишите, бесплатные консультации по вторникам :) я постараюсь (для вас персонально) найти время.
С уважением ваш Владимир Казак.


Рецензии