О последнем Лефортово. Дневниковое

апреля 2015, 24-25 дня.
 
"Лефортовские встречи". Еле успела к переходу в метро. Сегодня же библионочь по всей стране!
Почитала стихов в компании с Зиновием Антоновым и Андреем Моисеевым.
 Из неожиданного: приезжала вдова Михаила Сопина, Татьяна Петровна. Первостихиряне помнят и любят этого поэта. Узнала, что Михаилу посмертно присвоили персональную страничку в медиатеке "Выдающиеся люди Вологодского края".
 Я в связи с известной датой прочитала своё "Памяти поэта" ("Спонтанный реквием"), посвящённое Михаилу Берковичу, тоже прошедшему "лагеря" и не утратившему волю к жизни даже во время борьбы с проклятым раком, поедавшим его плоть. И тут оказалось, что между двумя Михаилами, имена которых я чту и помню, имеется связь. По словам Татьяны Петровны, М. Беркович, написал о поэте Сопине очень хорошую статью, кажется, в Википедия, но тот уже не мог порадоваться, когда супруга статью эту ему читала. Это было накануне 11 мая, когда Михаила Сопина не стало. Я стихами М.Сопина увлекалась, знала, помнила и теперь помню имя его поэтическое. И вот его книжку "Вмерзая памятью" с  дарственной надписью Татьяны Сопиной, теперь имею. Такие пересечения случились. Грустные и радостно-неожиданные одновременно.
...Вельми приятно, что мои собственные стишики просят прочесть на заказ и  некоторые даже ("О женском счастье сколько ни толкуй" или "Где мама пела") помнят едва ли не наизусть (я-то сама и не помню к стыду своему: даже исполнить заявку подобающим образом не сумела: сбилась, сконфузилась, смяла, в общем). Потому что, уж такой типа "хит", кажется, где только и не читанный... Вот и не спечатала. В библиотеке даже  моя книжечка стоит (как она там образовалась, не ведаю), но когда показали, было приятно, что ж скрывать-то... Вон она на верхней полке вторая с краешку приютилась :)
...Удивляет и радует, что на встречах неизменно присутствуют дети. И поражают. Алечка была на всех Лефортовских вечерах, на которых была я. И восхитила меня знанием стихов как хрестоматийных авторов, так и ни разу не членов никаких союзов... В свои 11 лет Аля шпарит наизусть Маяковского (не из школьной программы), стихи своей мамы и любит стихи А. Толстого! А ещё какого-то собирательного поэта, чьё имя я не запомнила (несколько авторов сразу создали такую мистификацию и шедеврят, покоряя детские умы). Вот что значит, дитя растёт в семье, состоящей из физиков-лириков. Папа Алечки - известный учёный, доктор наук, мама - кандидат физико-математич. наук и поэт сильный, а Алечка не обидела ни маму, ни папу: собирается стать биофизиком, и, уже теперь понятно, не слабым знатоком современной литературы, как классической, так и рождающейся у неё на глазах. И, конечно, очень порадовалась встрече с мамой Алечки - Надеждой Яговой, которая и основала традицию "Лефортовских вечеров". Очень рада подарку Ларисы Морозовой-Цырлиной (книжечке лимериков), и очень -очень рада, что услышала "вживе" замечательных поэтов (вот Андрей Моисеев даже имеет звание "Поэт Года 2014"), но независимо от этого звания, я давно и верно люблю его поэзию. как и других участников встречи. За стихи, и за них самих тоже. Как-то легче, что не одна я такой чудик: кто-то с моей профессией деньги зарабатывает, а я вот -стихи пишу.
 Ещё: снова и снова думаю, какое счастье слушать вживую хорошие стихи. И петь душевно под гитару хорошие песни. И ощущать всем биополем: я жив, ты жив, он - жив (хотя и умер). В скобках - о Михаиле Сопине, чьи книжки, стихи, и... эффект присутствия привезла на встречу Татьяна Петровна Сопина.
Ему - последнее слово этой моей дневниковой записи.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Михаил Сопин (из моего любимого)

Не заблудился я,
Но всё же поаукай.
Я не замёрз,
Но не гаси огня.
Я не ослеп,
Но протяни мне руку.
Я не ослаб,
Но пожалей меня.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Молюсь на коленях в пыли

Кто сказал, что не чувствуют птицы?
Кто сказал,
Что не плачет трава?
И душа,
Перед тем, как разбиться,
Высочайшей печалью жива:
К маяку, к тростнику у болотца,
К тополям, что вросли в хутора,
Ко всему, что еще остается,
Ко всему, с чем прощаться пора...
Поглядишь на врага, как на брата!
Чуя сердцем некрепкую нить –
Как же так,
Уходить без возврата,
Как же так?
Чтоб не стать,
Чтоб не быть?
Тяжко, душно –
Вон месяц над чащей!
И молюсь на коленях в пыли –
Будто мне
По ошибке дичайшей –
Приговор
Безнадежный
Прочли.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 Прощёное воскресенье

Стоишь ты,
Руки на груди скрестив,
А ветер
Тихо волосы колышет.
Я помню все.
Хочу сказать:
"Прости..."
Но сквозь года и версты
Не услышишь.
И вот теперь,
Изведав столько бед,
И роком злым
Любим и охраняем,
Я говорю,
Но только не тебе,
А в стылый сумрак
Горечь слов роняя.
Их слышит путь,
Каким устав шагать,
Уж столько лет
Влачусь я одиноко.
Их слышит ночь
И мрачная тайга,
Да ветра вой,
Что бьется в наледь окон.
И ты - в глазах...
Усталость рук скрестив,
Стоишь,
И время образ твой колышет.
И я, хрипя,
Кричу тебе: "Прости!..."
Но с каждым годом
Тише, тише, тише...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не упрекай...

 
Не упрекай меня,
Когда скажу: не все
Друг другу дарят
Ласку и усталость....
Не огорчайся,
Что ушел совсем,
И не кори себя -
За то, что ты осталась.
Я больше жил.
Мятежность тяжких дум
Носил в душе,
Доставшихся мне с боем,
Но знал,
Что скоро все равно уйду,
И задушил их,
Чтоб забрать с собою.
Зачем ушел?
Иль почему хотя б
Не обратился к близким, к их совету?
Нет, я не мог просить их...
Так дитя
Влачит судьбу сиротскую по свету.
Ты пробовала -
Сердце промочив
В своих слезах,
До меркнущего тленья,
Идти в ничто,
Под окнами, в ночи,
И в жизнь вползать
На содранных коленях?
Сквозь сумрак лет,
Сквозь постоянство мук,
И вечно - в роли,
В колпаке и в гриме...
Такое неудобно никому.
И кто поймет?
А из понявших - примет?

 страничка М.Сопина: http://www.stihi.ru/avtor/sopin
11 мая - день памяти поэта.

Рекомендую.


Рецензии
А это ещё один отзыв М. Берковича - уже на американское издание.

И вот, наконец, я держу её в руках, эту долгожданную, так нужную мне книгу. И она мне не нравится с первого взгляда. Дело даже не в том, что для такого большого издания надо было бы сделать твёрдый переплёт, а не обложку. Когда издаётся поэтическая книга, для читателя важнее названия имя автора. А тут заголовок выставлен впереди, набран более крупным кеглем, чем имена двух, на мой взгляд, совершенно равноправных авторов – Михаила и Татьяны Сопиных.
Во всём остальном книга сделана прекрасно. Прежде всего, она так любовно составлена, что создается впечатление образцового порядка. Не только каждая глава, но каждое слово стоит на своём месте. В чём, несомненно, заслуга Татьяны Петровны. Это её работа в течение многих лет, может быть с того самого момента, как свела судьба начинающую журналистку с заключённым какого-то пермского лагеря, пишущим лагерную лирику. Правда в строках порой проступали такие выразительные образы, что приводили в восхищение. Так пробивался талант…
Несомненно, тут сыграл свою роль знак судьбы. Но, как бы там ни было, а им обоим повезло. Но больше всего, конечно, Михаилу. Мог ли он знать, когда конвой привел его на свидание с женщиной, которую впервые видит, что именно она станет не только верной подругой, но путеводной звездой во всей его такой невероятно тяжкой, переломанной, искореженной жизни. Мог ли он тогда предположить, что перед ним стоит не только вдохновительница многих его произведений, но и строгий критик, редактор его стихов, лучший составитель будущих книг, а также лучший друг до конца дней. Мне кажется, что так повезти может только очень хорошему и очень удачливому человеку.
В книге Татьяна Петровна рассказывает о том, как поддерживали поэта из глубинки Вадим Кожинов, другие писатели, критики. И – ни слова о том, как она сама в течение долгих лет пестовала, превращая лагерного сочинителя, в большого русского поэта. Для этого надо было иметь определенный заряд душевной доброты. Я уже не говорю о таланте. Не так то просто отдать жизнь человеку, от которого многие шарахаются: еще бы, вчерашний заключённый! И не только потому, но трудно ли представить, какое влияние оказала на душу, человека, с десяти лет вступившего в самую кровавую, за всю историю человечества, войну, хватившего с лихвой и голода и холода, а главное, страшной несправедливости.
Знаю: не будь рядом такой доброй души, которая смогла взять на себя львиную долю его психологического груза, заставила поверить в себя, вряд ли получился бы тот Михаил Сопин, которым мы сегодня восхищаемся и гордимся. Вот почему я всегда считаю Татьяну Петровну соавтором стихов Михаила Николаевича.
Вспоминаю то время, когда он появился на сайте Стихи.ру. Именно она читала всю его почту, отвечала на письма, потому что сам поэт не умел обращаться с компьютером. А работа выпала огромная. Имя это поэты сайта заметили сразу. Стихи никого не оставляли равнодушным. Писали и отличные отзывы, и отрицательные, а порой просто хамские. Ещё никому не удалось написать стихов, которые бы нравились всем без изъятия! И надо было ежедневно отвечать на десятки откликов. Помнится, на мое стихотворение пришёл отклик за двумя подписями – Татьяна и Михаил!
Невероятная жестокость с одной стороны, когда "И некому дыханьем губ согреть/ И некому подать воды напиться", а с другой такое уютное тепло чистой русской семьи! Вот условия, в которых формировался лирический герой замечательного поэта Михаила Сопина…
Держу книгу "Пока живёшь, душа, люби", изданную в США. И она мне греет руки, греет сердце. Люблю стихи Михаила Сопина, что не однажды подчеркивал и в Интернете и в газете. Моё искреннее слово благодарности издателям, но живу надеждой, что не далеко то время, когда полное собрание сочинений Михаила Сопина выйдет в Москве. Он бранил "порядки" в стране, но он всегда любил свою Родину, а значит, был патриотом!
Михаил Беркович,
Член Союза российских писателей.


Сопина Татьяна   08.05.2015 10:25     Заявить о нарушении
Наташа, я поставила одну рецензию Берковича, а потом вторую. При этом первая (более важная!) пропала. Ничего не поняла. :( Напиши электронный адрес, вышлю туда.

Сопина Татьяна   08.05.2015 10:34   Заявить о нарушении
Татьяна Петровна, доброго Вам времени в душЕ и в мирУ!
Прочла обе статьи. На ФБ и здесь. Вы удивительная. И, как написал, Михаил Беркович, да простят меня за штамп, редкая-редкая. Человек, способный на деятельную любовь, не одноактную, но длящуюся во времени, в памяти и продлевающую, греющую. Ощутила на себе. Эта статья Михаила Берковича, не менее важная, потому что она и о Вас. С ним трудно не согласиться вот в этом: "Знаю: не будь рядом такой доброй души, которая смогла взять на себя львиную долю его психологического груза, заставила поверить в себя, вряд ли получился бы тот Михаил Сопин, которым мы сегодня восхищаемся и гордимся." Я теперь поняла: Ваша книжка (надеюсь, уже -книжка?) "Вызов судьбе" - это не его, Михаила-вызов, это и Ваш вызов, вызов Татьяны. Не могу передать, как я рада встрече с Вами и новой, более осмысленной встрече с творчеством Михаила Сопина, Вашим, и Михаила Берковича, которого всегда почитала.
Спасибо Вам.

Наталья Малинина   08.05.2015 14:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.