Как покорить мир?
В современном мире политические завоевания, в свое время потрясавшие мир, отодвинуты на задний план и вперед выходит духовное покорение. Америка интеллектуально покорила мир, пустив в ход собственные деньги. Постсоветское пространство, казалось бы, и духовно распалось. Миллионы людей покинули Россию и другие бывшие советские страны. В стране устанавливается политический беспредел и экономическая разруха, беспрерывно деградируют люди. И многим кажется, что из этой исторической ситуации нет выхода и человечество в постсоветском пространстве обречено. Это не мое мнение. Его я не придерживаюсь. Я верю, что экономический и политический крах очень скоро заменится духовным процветанием людей. Полититческий инфантилизм и меркантилизм, обусловленные денежным рабством — лишь мгновения в истории. И об этом люди завтра будут рассказывать с интересом, как о своем прошлом. И я уверен, что мир можно покорить духовно и что только духовно развитые люди построят такое общество, которое нужно людям. Разрушается старый, отживший себя мир, умирает его сознание, дух — собственнический дух. И это трудно переживается людьми, еще не знающим, что с ними происходит.
Дело, наверное, не в том, что мы действительно не знаем, куда идем, желая жить благополучно и счастливо. Общество, которое стремится только к экономике, прибыли, уже никогда ничего не добьется. Равно как и люди, ставящие материальные цели и желающие только благополучия. Можно, например, назвать специалиста «истинным человеком», «настоящим человеком» или, даже, «просто человеком», из-за того, что он «хороший специалист»? В человеческом обществе человеческие качества оцениваются во взаимоотношении между людьми. В отношениях между людьми человеческими качествами считается не профессиональные достижения и, даже, не ум, а нравственные качества человека — как человек относится к другим людям. Специалист может быть самой высшей квалификации, а как человек быть совершенно неразвит, никудышным. Например, «классный токарь», «классный скрипач», «классный футболист», «классный артист», «нобелевский лауреат» — это частичные люди, люди-функции, о человеческих качествах профессиональные навыки ничего не говорят.
Человечность человека определяется его отношением к другим людям. Например, крайне эгоистическое поведение человека часто приравнивается к «скотскому» по отношению к другим людям. Степень эгоизма – главный критерий неразвитости человека как человека. Эгоизм связан исключительно с животными («материальными») целями, которые преследует эгоист, даже если он крупный специалист, работающий в сфере «культуры».
Уровень человечности – это делать, желать всем людям того же, что делаешь и желаешь себе. Истинный человек видит в любом человеке и живом существе себя.
Люди патриотами становятся, как правило, живя не в своей стране, а по воле судьбы попав в чужую, Отсюда они и начинают рассуждать, что в Америке жизнь устроена лучше, чем в России. И получается так, что в одной стране одни бездарные правители, а в другой — умные, в одной стране все бездельники, а в другой труженники. И призывают перестроиться по Западу, по Востоку, не понимая обстановку объективно. И таких потриотов Россия наплодила неизвестно сколько. Покинувшим уродливую Россию в поисках лучшей жизни нет чисел. Но мы живем в открытом попперовском обществе. Поэтому в этом нет ничего плохово. Все нации уже давно перемешались и каждый уже может жить там где хочет. И это само по себе величайший исторический прогресс, создающий условия для свободного движения людей в мире. Об этом мечтал и Кант, и Маркс, а французы уже давно перестали быть французами. И я не знаю, о чем они сегодня мечтают. Этот стихийный процесс просто должен быть упорядочен в масштабе мира. Я не вижу ничего уродливого ни в России, ни в Казахстане. И в то же время ничего хорошого ни в Америке и ни в Австралии. Плохо всюду, где нет человечности и добра. А откуда им взяться, если люди думают не о них, а озабочены хлебом и своим собственным благом. Кто же должен думать о них? О нравственных качествах людей. "Я хочу стать человеком истинным, настоящим — вот конкретная цель, которую каждый должен ставить себе, чтобы изменилось и общество.
О многих вещах я вообще говорю предположительно. Говорят, что Бог располагает, а мы предполагаем. Но я не думаю, что мои идеи могут быть восприняты как сомнительные истины. Я уверен, что общая тенденция падения во всем мировом масштабе неотвратима, как неотвратимо и развитие будущего, связанного со свободным развитием личности и что распад есть не просто распад социализма, а распад отжившей себя системы, сложившейся исторически. И в эту систему сегодня как ее части входят и Америка, и Австралия, и по своему устройству все они одинаковые. И в этом распаде всюду развиваются беспорядки, и в первую очередь в постсоветском пространстве, где труд заменили деланием денег. И если капитализм исторически обречен, значит эта система обречена всюду. И нигде она уже не может сохраниться или возродиться. Нет, следовательно, никакой общественно-экономической формации под названием «социализм». Это придумали люди советского союза. Социализм дал на время общественный образец труда и распределенияя и культурного развития. На время, чтобы люди его только почувствовали. Социализм лишь как мерцание будущего, будущего общества человека. Другими словами, социализм дал человечеству ту ариаднину нить, которая его выведет из лабиринта и тем освободит от Минотавра.
Человечество уже готовится совершить скачек к будущему — к человечности и человеческим отношениям. И этот прорыв может совершить любая страна. Это объективная цель истории, независящая от того, осознают его или нет. Но человечество еще не создало нового общественного сознания и до сих пор еще не имеет эталона своего будущего за иллюзорными представлениям и мистическими понятиями, особенно овладевшими сознанием массы в период распада. Так что все упирается в сознание. Не даром говорят, что сознание приходит последним. И здесь гораздо больше скептиков, склонных к отрицанию прогресса с позиции человека. Ведь позиция человека уже сложилась, но в денежной форме, как денежная форма сознания, а сознание этой позиции еще не сложилось, а складывается в остром противостоянии человека и общества. Но общество должно создать свое будущее и ясно его представлять себе именно с точки зрения человека, чтобы оно могло выходить из кризисного состояния, принимающего неодолимый и всеобщий характер с точки зрения экономики и тем осложняющего жизнь. И человек в «облике денег», и человек в «облике личности» – это две несовместимые эпохи, одна из которых умирает, а другая рождается. А что рождается и умирает блаженно? Одно гниет, а другое выходит из этого гнилья. Если общество заходит в тупик и оно уже не имеет возможности выходить из него старыми путями, какими заходило в него, то люди из него могут выходить, но только обединившись ради этой великой цели, они могут вместе сбросить это общество и переделать его, они могут сознательно обуздать и себя и свои страсти, если хотят выжить. И для этого надо бороться. Именно этой борьбой предполагается жизнь и ее развитие на земле сегодня. А борьба за отдельное существование, насаждаемое капитализмом на протяжении столетии, уже себя отжила.
Вот поэтому нам нужно только сознание оъединения и еще раз сознание. И это сознание должно быть сознанием человека, каждого отдельного человека. И больше ничего. Люди должны получить то, что им нужно, устранив все паразитическое.Общество само по себе как система такого сознания не имеет. Оно до сих пор живет социалистическим сознанием, просто облеченным в денежную форму. А другой мир — капиталистическим сознанием, переименовав его "рыночным". И это общество само по себе так будет жить до последнего дыхания, если люди его не изменят и не пересоздадут. Уже настало время перестать кривить душой и признать, что мы играем друг с другом, желая жить «по-капиталистически». Мы имеем дело лишь с распадом капитала, происходящим во всем мире – внутренним распадом в капиталистических странах, полным разложением товарных отношений у нас, и переживаем его ужасные последствия. Следовательно, мы имеем дело лишь с разложением капитализма на различной стадии его нисходящего движения, в котором социализм является лишь одним из этапов его разложения, а не «роковой ошибкой» истории. Следует иметь в виду, что социализм как общественно-политическое движение не может быть оценено с точки зрения людей и тем более морали. Он существовал и распался совершенно независимо от нашего сознания. И это доказывается тем, что мы даже до сих пор не имеем ясного представления о социализме и его существовании в истории. И если мы умудрились осмысливать его «роковой ошибкой истории», то это всего лишь говорит о том, что нам необходимо осознать собственные ошибки. Человечество, как и человек, учится на ошибках и, желая исправить их, в процессе познания раскрывает новые стороны реальности.
Будущее – это не то, что уже известно. Каждая эпоха создает свои представления о будущем, которые теряются, исчезают, чтобы вновь возникнуть в новую эпоху. Но это будущее всегда заложено в настоящем и живет в нас в качестве идеала, бессознательного стремления к нему. И я не думаю, что стремление к человечности или к нормальному рабочему дню, когда каждый располагает свободным временем для своего собственного развития – это бессмыслица, а стремление к деньгам — это единственная истина нашего времени, движущая всеми нами. Да, она действительно есть такая истина, но ведущая нас непосредственно к смерти. И если вам нравится именно эта истина, то нам нечего посоветовать. Но будущее в человеческом облике – это не то, что мы создавали, а потом вдруг потеряли. Мы теряем всего лишь будущее в экономическом облике, но чтобы обрести человеческий облик. И ничего тут не поделаешь, так уж устроен наш мир. Мы только в последнее время стали говорит о «капитализме с человеческим лицом», тем самым подразумевая, что капитализм, наконец, очеловечивается. Стало быть, мы теряем будущее в экономическом облике, чтобы найти его в облике человека. А кто искал будущее в облике человека? Кто задавался вопросом, что же нужно человеку, чтобы он стал человек. Неужели ему не нужно ничего, кроме свободного потребления? Такого еще никогда не было. Нам известна только экономика и желание создать изобилие. Нам известно, следовательно, только политика и движение общества с точки зрения политики, а вот куда движется мир с точки зрения человека и его реального развития, — это как раз и неизвестная область, с которой мы сталкиваемся только сегодня. Действительно, куда идет масса, миллионы людей, чего они хотят? Неужели все желают быть только миллионерами, и больше ничего? Или мы действительно хотим очеловечиться, но только почувствовав свою звериную сущность?
Наша жизнь действительно заполнилось злом, в ней начинает преобладать мистические представления и насилие, произвол, и мы вдруг оказываемся во власти иллюзий и обманываем себя сами. Мы живем просто самоутешением, надеясь только на фортуну. И власти обманывают нас. Так куда же мы должны двигаться? Ясно, мы не может продолжать жить так, как жили до этого, глядя назад. Мы должны повернуться к будущему. Мы должны очищаться в полном смысле этого слова и от зла двигаться к добру, от уродства к красоте, от болезни к здоровью, и это движение для нас является необходимостью. Мы к этому уже подготовлены. И нам не достает только сознания для того, чтобы двигаться в новом направлении.
Итак, мы видим если не будущее, то, по крайней мере, его контуры, проекцию, которые мы получили, идя от человека и исследуя взаимоотношения между людьми и их общественные связи.
Мы видели, что человек – активное, сознательное, разумное существо. Таким он сложился исторически. И эту активность может раскрыть каждый. Именно поэтому люди должны изменить свою обстановку и объединяться сами, преодолев власть денег, отчуждающую их. И теперь он всю ту силу, которую до этого употреблял на свое внешнее совершенствование и на свое упорное самоуничтожение, должен обратить на себя и свои собственные отношения. В историческом развитии человеческого общества впервые деньги становятся откровенным и единственно конкретным фактором отчуждения, причем став обликом личности. И мы видели, что в этом смысле нас может спасти только сознательность. Мы переживаем в этом смысле некий иррационализм.
Иррациональное – это движение назад, в котором еще нет рационального, системообразующего и положительного начала. И общество, попавшее в это движение, теряет все и впадает в забытье, а человек – в маразм. Но этого беспорядочного движения преодолевает только человек, и благодаря своему разуму и активности. Иррациональное – вообще само по себе есть нечто нескончаемое. И если мы, по воле судьбы, вступили в это движение, сами того не сознавая, то нам не остается ничего, как только столь же «бесконечно» твердить только о восходящем движении, надеясь на то, что фортуна нас не обойдет. Все религий солидарны в одном: в конце концов, страдания становятся удовольствием и наслаждением жизнью, но только на том свете, и чем быстрей люди перейдут в иной мир, тем быстрее они обретут бессмертие. И человек на земле этому сопротивляется, не желая вневременно перейти туда. И нас здесь совершенно не интересуют мистические формы осмысления этого исторического процесса, что люди приходят к нирване или к царствию божьему. К счастью человек действительно приходит через страдания.
Но и прогресс не имеет границы и не может когда-либо закончиться. Однако прогресс именно как восходящее движение радует своей бесконечностью. И поскольку в нисходящем движении все выступает именно в отрицательном проявлении, то и развивается негативное видение. И от того, что обеспеченные слои населения, еще эгоистически наслаждающиеся жизнью, называют это движение «восходящим», ничего в жизни не меняется, и вовсе не этот обман удерживает людей от бунтов и социальных потрясений. Неожиданным здесь является то, что это осуществляет человек, облеченный в деньги – денежная форма личности. И именно ее поведение еще не ясно. Ведь мы не случайно называем «революцией» то, что является следствием конкурентной войны, «подбиванием» или «побиванием» другого с применением насилия. К тому же необходимо иметь в виду, что мы находимся на почве мирового капитала. А если мировой капитализм сегодня сотрясается терроризмом и экстремизмом и переживает не лучшие времена, то они не могут обойти стороной и нас. Надо запомнить навсегда, что мы вовлекаемся в мировой процесс развития. Стало быть, этот процесс нас охватывает целиком. Но вместе с тем, все это не значит, что мы пойдем в этом бессознательном потоке вместе с нисходящим движением капитализма. История нам уготовила другой путь.
Свидетельство о публикации №115050601080