Поразителен ум человеческий в нашу эпоху

Поразителен ум человеческий в нашу эпоху. Ибо сама эта эпоха неожиданна и все ее проявления. Исходя из низших проявлений жизни мы никогда не сможем понять ее высшие проявления. И кто же, какой гений подвел итоги истории и сделал выводы, что она лишь по ошибке соорудила социализм? Признаюсь, над этим вопросом я размышлял долго, кропотливо изучая все материалы периода распада. Перечитывал «бедного» Ленина. Но, к моему удивлению, никакого гения не нашел. Напротив, люди впервые обнаруживали удивительные способности в разрушении своей страны и конкурировали в том, кто это сделает лучше. И собственные отношения оправдывали только тем, что «ошиблась история». И так делал каждый, кто неожиданно стал владельцем денег. Что происходит с обществом и человеком? Именно неясность того и другого, неясность всего исторического процесса и реальное развитие жизни по самой своей сути ставит человечество перед трудной задачей, которую оно должно разрешить, если желает остановить распад и спасти себя. Мир не разрушается сам по себе, его разрушают только люди, точно так же, как и созидают они. И если бы разрушительное поведение проявляли лишь единицы, то мы могли бы сказать, что они - безумцы. Но если это стремление принимает массовый характер и тем более оно поддерживается государством, то это уже факт не индивидуальной жизни, а выражение массового недовольства. И сегодня речь идет уже не о совершенствовании жизни на земле, а только о ее сохранении. И здесь до сих пор не обратили внимание на то, почему разрушается жизнь и почему факты разрушения упрямо выдаются за созидание?
Если выводы, сделанные мной в этой работе, будут смущать   сторонников рыночной экономики, то я отмечу, что в целом они имеют отношение ко всему постсоветскому пространству (и даже ко всему миру) и характеризуют общие законы, становящиеся здесь, конкретные проявления которых в отдельных странах я не рассматриваю. Меня  главным образом интересует общее,  а не частное, следовательно, стратегические тенденции, от развития которых зависит развитие общества к будущему. Всякий закон развивается как необходимость. Поэтому раскрытие этой необходимости и ее развертывание в современных условиях глобализации – это главная задача данной работы. И я уже убедился, что те законы, которые действуют в пределах постсоветского пространства, в действительности являются всеобщими, и они в различных странах находят различное выражение. Но в целом человечество подчинено развертыванию одной необходимости, которую я и рассматриваю как необходимость духовного становления человека в нашу эпоху. И это странным образом получило свое название «эры денег». И мы идем к величайшей духовной революции, вопреки тем, кто в последнее время чаще всего вспоминает социальные революции.
 Меня интересует только реальная жизнь, которая развертывается перед нашими глазами и сущность которой, тем не менее, скрыта от нас глубоко. На протяжении многих лет я стремился осмыслить именно ее развитие в ее конкретно-историческом движении.
За более чем двадцати пяти лет у меня было достаточно времени, чтобы убедиться в правильности своих выводов. Сомнения меня одолевали всегда, и я много раз переделывал свои рукописи. Лишь в конце прошлого века я полностью утвердился в своем мнении и в целом освободился от мучивших меня сомнений. Но это стоило мне огромных усилий и трудов, как и все мои работы, тем более в том положении, в каком я был оставлен на произвол судьбы. Я всего себя и счастье своей семьи принес в жертву этому исследованию, ничего взамен не получая. И теперь терпеливо жду, когда мой родной народ обратит внимание на своего сына.
Двадцать пять лет жизни, отданные этому исследованию, я прожил  в «глубинке», в которой продолжаю жить до сих пор.
Двадцать пять лет жизни я отдал исследованию тайны рыночного общества. В то время, когда я начинал свои исследования, «рыночного общества» как такового еще не было, но оно уже наметилось к середине восьмидесятых годов прошлого столетия, и тогда я лишь почувствовал его «полосой становления личности», облеченной в деньги. Но я и не предполагал, что деньги могут в себе скрывать столь глубокую тайну, которая меня просто поражала по мере раскрытия. И здесь только деньги закрывают нам содержания человеческой жизни, сами составляя содержания его психологии. И такого уникального разрушения, чтобы разрушение было именно разрушением человека и чтобы оно осуществлялось вполне законно, история еще не знала. Человек личностью становится в разрушении старого мира, ограничивающего его. И поразителен здесь именно тот факт, что это разрушение осуществляется бессознательно, с точки зрения «разумного рынка».
     И, несмотря на то, что сам исследую, я не перестаю поражаться жестокости рыночного общества и тому безразличию, которое заразило людей после общественного поворота, с вступлением общества именно в рыночный этап. А ведь самым поразительным изобретением нашего века является именно эта крайняя форма отчуждения между людьми и то, что общество бросило на произвол судьбы своих граждан. И в результате этого и произошли все изменения в нашей жизни, на которых сегодня мы просто взираем с недоумением, не понимая, что с нами произошло и куда делись все человеческие ценности, ранее бывшие достоянием каждого. Такая изумительная перемена жизни, которая все перевернула наизнанку, никогда в истории не происходила. И эта уникальность и требует, чтобы мы на них взглянули иными глазами.  Я стремился раскрыть объективный смысл и объективное содержание рыночного общества, полностью отвлекаясь от сознания и воли людей и рассматривая их продуктом обстоятельств. И я думаю, что в значительной мере сумел это сделать и объективно показать тайну «краха» социализма» и рыночной экономики как необходимой исторической формы.


Рецензии