***
Но вот что странно: тот факт, что люди теперь оказались во власти денег, которые людей делают так же, как люди делают деньги, сегодня никем так же не воспринимается. Может быть, 20-25 лет жизни «рыночной экономики» недостаточно для того, чтобы задуматься именно об этом факте, лежащем в основе нашей жизни?
Случайно ли деньги становятся самой могущественной силой, а государство, напротив, впервые «обессилило»? В механизмы функционирования государства впервые вклинились деньги. И этот факт резко изменил и механизмы его работы. Только в бессилии обман становится правилом. Просто мы не привыкли размышлять в этом направлении. Но в действительности точно так же, как только вчера для нас общественной силой было государство, сегодня эту силу приобретают деньги, и они как настоящий рок стоят над нами и в нищете и в богатстве. И эксплуатация, воспроизводившаяся на основе товарных отношений, сегодня сменилась просто денежными отношениями, в которых, как в средних веках, каждый вдруг может стать нищим и гнуть спину на других. Тем самым она приняла просто дикую форму. Давайте вспомним историю, хотя бы из школьных учебников. Раньше низвергали государство, чтобы получить свободу, а теперь государства только критикуют за беспорядок, обвиняя его во всех своих грехах. Следовательно, раньше совершали революцию, чтобы изменить систему. А сегодня, как в средних веках, призывают всех к бунту, чтобы сменить президентов (В России дворцовые перевороты были частыми, но их результатами пользовались представители господствующих классов. И они меняли всего лишь расстановку сил, а не систему. В этом смысле революции могут стать обычным делом. В том же смысле, в каком понятие революции использовали классики марксизма, революции в наше время исключены. Мы обречены только «на дворцовые перевороты").
Но разве в том, что мы опутаны деньгами, виновато государство? Разве смена одного президента другим когда-либо изменяла систему и ее организацию? Дворцовые перевороты были всегда, и они всегда делались не в интересах народа, а в угоду отдельным людям. Может быть, используя силу государства, люди должны разрешить эту проблему сознательно? Ведь надо знать и функцию государства, а не поклоняться ему, как к внешней силе, которое может делать все. Но, по-моему, государство как таковое уже никогда ничего не сделает для людей, чтобы каждый человек был счастливым. Может быть, ал-Фараби фантазировал, выдумав «разумного правителя»?
Свидетельство о публикации №115050401024