Жизнь человеческая

Я знаю мир - он полон зла,
Обман и ложь, и все дела,
В углу пристрелит кто кого -
Одно лишь имя, лишь одно.

Убить живых - какое чудо,
один закон и суд один,
твои грехи еще не худо,
На том же свете господин.

А злато нам ой как влияет,
и ложь, и смерть - он все решает,
И как нам жить, и что нам есть,
Так злато нам всю жизнь ломает.


Рецензии
Ассаляму алейкум, Ислам!
Принимая во внимание Ваши разносторонние знания, Вашу старательность и честность, я предвижу, что разговор у нас будет профессиональным в литературоведческом плане.
Прежде, чем дать критический отзыв на Ваши стихотворения, которые я выбрал для анализа, я должен напомнить (чтобы не путаться в словах) некоторые термины.
Вы и без меня хорошо знаете, что современная русская поэзия базируется на силлабо-тоническом построении стиха.
Что стих – это строка стихотворного произведения.
Что основными стопами в современной русской поэзии являются: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Остальные стопы – пеан или кольцовская стопа, например, – используются поэтами, но реже.
Вам также хорошо известно, что сбой в метре для поэта, исповедующего русскую стихотворную традицию, категорически неприемлем, такой сбой равносилен смерти поэта, как поэта, разумеется.
Должен Вам также напомнить, что смысловое небрежение при подачи мысли в процессе написания стихотворения не допустимо для литератора.
Разумеется, Вам известно, что написание художественного произведения предполагает наличие трех обязательных компонентов: наличие таланта, знание законов того языка, на котором автор творит, и знание законов того искусства, посредством которого автор излагает свои мысли и чувства. Вам как молодому литератору хорошо известно, что без этой триады искусства – нет. Я бы добавил к этой триаде еще и жизненный опыт, и здравый смысл.
Хочу обратить Ваше внимание, что стихотворное произведение, написанное только под воздействием вдохновения, но без строгого соблюдения от первого стиха до последнего законов Поэтики и с семантическими ляпами, у культурного человека, знакомого со стихосложением, при чтении вызывает горечь от неудовлетворенного эстетического чувства и жалость к автору.
Впрочем, Вы, начинающий литератор, всё это знаете не хуже меня.
Теперь позвольте посмотреть внимательно на Ваш текст.
Начальный катрен задает и метр, и ритм всему тексту.
У Вас:

Я знаю мир - он полон зла,
Обман и ложь, и все дела,
В углу пристрелит кто кого,
Одно лишь имя, лишь одно.

Вы, автор, нам недвусмысленно показываете, что Ваше стихотворение написано ямбом.
Второй катрен:

Убить живых - какое чудо,
один закон и суд один,
твои грехи еще не худо,
На том же свете господин.
Третий:

А злато нам (следует грамматически верно сказать – на нас) ой как влияет,
и ложь, и смерть - он все решает,
И как нам жить, и что нам есть,
Так злато нам всю жизнь ломает.

Злато – среднего рода, то есть отвечает на вопрос – оно – «- не он, а (оно) все решает,»

Это были чисто стиховедческие заметки. Посмотрим теперь на смысл.
Данное право я предоставляю вам, Ислам, как автору текста. Подумайте, пожалуйста, верно ли выражена главная мысль, что Вы хотите сказать в этом произведении читателю, соответствует ли замысел тому, что вышло из-под пера? Попробуйте сначала составить текст в прозе в виде миниатюры и посмотреть на него со стороны. Есть ещё способ: написать на родном языке и перевести построчно, согласовать смыслы.

На этом, подающий надежды каракалпакский восточный поэт, я свой литературный анализ Вашего творчества заканчиваю.
Помните, литературная критика, я всегда и всем это говорю: зеркало.

Искренне желаю творческих успехов.

С уважением,

Альберт Лифшиц   09.07.2018 01:17     Заявить о нарушении
Валейхуму ассалам, Альберт Лифшиц! И благодарю за критику. Не заметил грамматические ошибки, но обязательно в следующих стихах постараюсь не допускать их. Надеюсь, другие произведения тоже проанализируете. Может выскажете свое личное мнение? Или чувства? Заранее покорнейше благодарю!
С уважением,

Ислам Сапарбаев   09.07.2018 07:53   Заявить о нарушении
Дорогой Ислам, вы на правильном пути совершенствования своего мастерства и интеллектуального обогащения. Скажите, Вы были в Питере, Москве? Где Вы проживаете и учитесь и откуда такое хорошее знание русского языка? Не каждый россиянин столь правильно строит фразу, тем более поэтическую строфу. Хотелось бы в будущем пригласить вас в гости, если представится такая возможность с моей и Вашей стороны.
С уважением,

Альберт Лифшиц   09.07.2018 17:27   Заявить о нарушении
P.S. Прорецензирую другие некоторые Ваши стихотворения позже.

Альберт Лифшиц   09.07.2018 17:56   Заявить о нарушении
К сожалению, я не был ни в Питере, ни в Москве, но я вам больше скажу, я не был даже и в Ташкенте. Но есть большое желание сходить и в Москву (увидеть Собор Василия Блаженного, Памятник Минину и Пожарскому, Кремль), и в Питер (увидеть знаменитый Невский проспект, который не раз встречал в произведениях русских классиков, Медный всадник, Третьяковскую галерею и пр.), и в другие не менее известные российские города (Новгород, Екатеринбург, Казань и др)
Я с детства проживаю и до сих пор учусь среди сыпучих песков Древнего Хорезма, в г. Нукусе. Я учился в русском классе, смотрю русские телеканалы, читаю русскую литературу, быть может благодаря всему этому я научился правильно говорить и писать на русском языке.
Я бы с радостью приехал к вам в гости, да вот обстоятельства не позволяют. Но даже такие слова с вашей стороны большая честь и для меня, и для моей семьи, и даже для всего моего народа. Благодарю вас!
С уважением,

Ислам Сапарбаев   09.07.2018 21:03   Заявить о нарушении
Приветствую Вас, дорогой Ислам. Вы весьма культурный и развитый молодой человек, на что указывают ваши разумные ответы и стихи. Если обстоятельства не позволяют - что же, такова жизнь. Но моя семья с гостеприимством встретила бы вас, ибо доброму гостю рад каждый дом. Мне кажется, у Вас перспективное будущее. Если бы я не был на пенсии и ещё работал, то мог бы посодействовать вашему обучению в питерском вузе, но увы - связи утеряны. Уверен, Вы сами пробьёте себе дорогу в жизни.
Меня всегда интересовала история, особенно древняя. Средняя Азия - один из старейших очагов цивилизации, гордитесь своей Родиной, песками незабвенного Хорезма, великим культурным прошлым своего края и принадлежностью к талантливому, смелому и нравственному народу - каракалпакскому этносу. Я в студенческие годы посещал степи Казахстана, незадолго до пенсии по работе ездил в Узбекистан. Дух Востока близок моему мировосприятию, поэтому исламская цивилизация мне интересна как культурологический феномен и как религиозная парадигма.
Желаю Вам творческих успехов и самосовершенствования, семье - мира, здоровья, достатка.

С уважением,

Альберт Лифшиц   10.07.2018 23:04   Заявить о нарушении
Я приношу свою чувствительную благодарность за то, что вы такого мнения обо мне. Я уже учусь в нукусском вузе и думаю, что быть может мне поступить на магистратуру в российский вуз.
Меня также очень сильно интересует древняя история своих земель, когда видишь огромные руины крепостей (Аяз-кала, Жанбас-кала, Топрак-кала), то у тебя просыпается сильное желание изучить и познать тайну этих земель. Но, кроме истории Средней Азии, мне также интересна и история России. С одной стороны, Россия - это Европа, а с другой стороны, Россия резко отличается от Европейских государств. И ты сидишь и думаешь: "А почему так происходит? В чем причина такого явления?" Быть может я когда-нибудь и познаю историю и своих земель и вашего государства.
С уважением,

Ислам Сапарбаев   11.07.2018 08:22   Заявить о нарушении