Жизнь человеческая
Обман и ложь, и все дела,
В углу пристрелит кто кого -
Одно лишь имя, лишь одно.
Убить живых - какое чудо,
один закон и суд один,
твои грехи еще не худо,
На том же свете господин.
А злато нам ой как влияет,
и ложь, и смерть - он все решает,
И как нам жить, и что нам есть,
Так злато нам всю жизнь ломает.
Свидетельство о публикации №115050108604
Принимая во внимание Ваши разносторонние знания, Вашу старательность и честность, я предвижу, что разговор у нас будет профессиональным в литературоведческом плане.
Прежде, чем дать критический отзыв на Ваши стихотворения, которые я выбрал для анализа, я должен напомнить (чтобы не путаться в словах) некоторые термины.
Вы и без меня хорошо знаете, что современная русская поэзия базируется на силлабо-тоническом построении стиха.
Что стих – это строка стихотворного произведения.
Что основными стопами в современной русской поэзии являются: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Остальные стопы – пеан или кольцовская стопа, например, – используются поэтами, но реже.
Вам также хорошо известно, что сбой в метре для поэта, исповедующего русскую стихотворную традицию, категорически неприемлем, такой сбой равносилен смерти поэта, как поэта, разумеется.
Должен Вам также напомнить, что смысловое небрежение при подачи мысли в процессе написания стихотворения не допустимо для литератора.
Разумеется, Вам известно, что написание художественного произведения предполагает наличие трех обязательных компонентов: наличие таланта, знание законов того языка, на котором автор творит, и знание законов того искусства, посредством которого автор излагает свои мысли и чувства. Вам как молодому литератору хорошо известно, что без этой триады искусства – нет. Я бы добавил к этой триаде еще и жизненный опыт, и здравый смысл.
Хочу обратить Ваше внимание, что стихотворное произведение, написанное только под воздействием вдохновения, но без строгого соблюдения от первого стиха до последнего законов Поэтики и с семантическими ляпами, у культурного человека, знакомого со стихосложением, при чтении вызывает горечь от неудовлетворенного эстетического чувства и жалость к автору.
Впрочем, Вы, начинающий литератор, всё это знаете не хуже меня.
Теперь позвольте посмотреть внимательно на Ваш текст.
Начальный катрен задает и метр, и ритм всему тексту.
У Вас:
Я знаю мир - он полон зла,
Обман и ложь, и все дела,
В углу пристрелит кто кого,
Одно лишь имя, лишь одно.
Вы, автор, нам недвусмысленно показываете, что Ваше стихотворение написано ямбом.
Второй катрен:
Убить живых - какое чудо,
один закон и суд один,
твои грехи еще не худо,
На том же свете господин.
Третий:
А злато нам (следует грамматически верно сказать – на нас) ой как влияет,
и ложь, и смерть - он все решает,
И как нам жить, и что нам есть,
Так злато нам всю жизнь ломает.
Злато – среднего рода, то есть отвечает на вопрос – оно – «- не он, а (оно) все решает,»
Это были чисто стиховедческие заметки. Посмотрим теперь на смысл.
Данное право я предоставляю вам, Ислам, как автору текста. Подумайте, пожалуйста, верно ли выражена главная мысль, что Вы хотите сказать в этом произведении читателю, соответствует ли замысел тому, что вышло из-под пера? Попробуйте сначала составить текст в прозе в виде миниатюры и посмотреть на него со стороны. Есть ещё способ: написать на родном языке и перевести построчно, согласовать смыслы.
На этом, подающий надежды каракалпакский восточный поэт, я свой литературный анализ Вашего творчества заканчиваю.
Помните, литературная критика, я всегда и всем это говорю: зеркало.
Искренне желаю творческих успехов.
С уважением,
Альберт Лифшиц 09.07.2018 01:17 Заявить о нарушении
С уважением,
Ислам Сапарбаев 09.07.2018 07:53 Заявить о нарушении
С уважением,
Альберт Лифшиц 09.07.2018 17:27 Заявить о нарушении
Альберт Лифшиц 09.07.2018 17:56 Заявить о нарушении
Я с детства проживаю и до сих пор учусь среди сыпучих песков Древнего Хорезма, в г. Нукусе. Я учился в русском классе, смотрю русские телеканалы, читаю русскую литературу, быть может благодаря всему этому я научился правильно говорить и писать на русском языке.
Я бы с радостью приехал к вам в гости, да вот обстоятельства не позволяют. Но даже такие слова с вашей стороны большая честь и для меня, и для моей семьи, и даже для всего моего народа. Благодарю вас!
С уважением,
Ислам Сапарбаев 09.07.2018 21:03 Заявить о нарушении
Меня всегда интересовала история, особенно древняя. Средняя Азия - один из старейших очагов цивилизации, гордитесь своей Родиной, песками незабвенного Хорезма, великим культурным прошлым своего края и принадлежностью к талантливому, смелому и нравственному народу - каракалпакскому этносу. Я в студенческие годы посещал степи Казахстана, незадолго до пенсии по работе ездил в Узбекистан. Дух Востока близок моему мировосприятию, поэтому исламская цивилизация мне интересна как культурологический феномен и как религиозная парадигма.
Желаю Вам творческих успехов и самосовершенствования, семье - мира, здоровья, достатка.
С уважением,
Альберт Лифшиц 10.07.2018 23:04 Заявить о нарушении
Меня также очень сильно интересует древняя история своих земель, когда видишь огромные руины крепостей (Аяз-кала, Жанбас-кала, Топрак-кала), то у тебя просыпается сильное желание изучить и познать тайну этих земель. Но, кроме истории Средней Азии, мне также интересна и история России. С одной стороны, Россия - это Европа, а с другой стороны, Россия резко отличается от Европейских государств. И ты сидишь и думаешь: "А почему так происходит? В чем причина такого явления?" Быть может я когда-нибудь и познаю историю и своих земель и вашего государства.
С уважением,
Ислам Сапарбаев 11.07.2018 08:22 Заявить о нарушении