Поэма Побережья

                    Оле Родионовой и Саше Шапиро



Часть 1. Рыбацкая.

1.
Пора покинуть пристани шалман.
Махорка, что просыпалась в карман -
Дешевой, нефасованной развески.
Готова к рыбе пряная фасоль.
Твоя жена, красавица Ассоль,
Заботливо поправит занавески.

Наутро - в море.
Вечный пилигрим.
И твой рыбацкий окуневый Рим
Важнее всех семейных неурядиц.
Дочурка строит замок из песка,
И куколка - головка василька -
Примерила ракушечный нарядец.

Но ты уже не с ними. Этот дом
Останется заброшенным гнездом
Еще не раз, предвидя непогоду.
Твои ветра ворвутся на постой,
Но замок из песка уже пустой,
И волнорез разучивает коду.


2.
Опустевшая хлебная кадь.
Лишь бы засветло риф миновать,
Всякой рыбности полный.
Понадежнее парус приладь.
Ветер мокрую синюю гладь
Разбивает на волны.

Хоть ругают всегда глупыша, -
Снова даришь два медных гроша
Как любовнице –
Ох, хороша! –
Глубине вод.

На корме - тишину вороша -
Сети, снасти, и чья-то душа,
Угодившая в невод.


3.
Возвратишься домой. Приобнимешь красавицу-дочку,
Расцелуешь жену.
Вот еще - хоть базарной - махры бы...
Отогнав остальных, деловито садится на бочку
Белокрылая тварь, привлеченная запахом рыбы.

Но торговка-жена равнодушна. Видать, заждалась…
Все отводят глаза. – Ой, да ладно, приврали соседи!

Вдруг увидишь, что жизнь удалась…

Белокрылая наглая мразь
Примеряется к сельди…




Часть 2. Корсары.

4.
Уйти подальше от порук.
На шее – вместо нежных рук -
Обрывок верви.
Рыбацкий быт не по тебе.
Поселок брошен похвальбе.
Дорога - к верфи.

Вторые сутки без вина.
Ассоль – гулящая жена.
В трактире – мухи.
Навстречу – плотники, шепчась,
Рыбачки, еле волочась,
Да потаскухи.

Не видеть. Прочь! Бежать! Бежа -
Ть…Тьфу! На излете куража -
Под ноги – камень.
Перегуляем, перепьем -
Не донимайте же вытьём
Да пустяками!


…Скрипит телеги колесо.
Лишь ветер выдохнет: «Ассо…»,
Взовьется птица.
И шкипер рейсовых шебек,
Угрюмый, старый человек,
Посторонится…



5.
Ветер уносит прочь капли хмельного грога.
Волны несут улов мытарям-рыбарям.
В море и в сентябре только одна дорога -
Плыть, не меняя галс, к будущим октябрям.

Мне ли дано понять… Да и поверить мне ли -
В сливочно-нежный вкус соуса бешамель...
Знаю я лишь одно: кто-то придумал мели,
Чтобы на берегу точно не сесть на мель.

Мне бы шагнуть вперед - но остановит леер,
Шхуна идет в рассвет, бьется о борт вода.
Завтра цыганка мне под ноги бросит веер,
Завтра опять соврет вещая меледа.



6.
- Боцман, команду - на берег. -
И на воду шлюпки.

С парою кружек корсары скоры на расправу.
Дочку кабатчицы грубо притянешь за юбку -
Ты погляди! Ангелочек - строптивого нраву!

Ну-ка, садись. На вот, выпей.
Куда же ты, дура?
Нет уж, постой! Не уйдешь, стервенёнок. Постой-ка!
Мне наплевать, хоть беги от Палермо до Дувра -
Сзади маячит настойчиво барная стойка.

Да убери ты свои ладони ж!

…Смотришь в глаза -
Даль, бирюза -
Тонешь…



7.
Забыть кабак… столы… раскиданные хряпки...
…Блуждает в голове похмельевая гнусь.

Светает. Паруса полощутся, как тряпки,
И я сюда уже, пожалуй, не вернусь.

На камне у воды свежо дыханье глени.
Спи, девочка. Тебе все это не игра.
Так робко на ветру твои дрожат колени,
Но веру унесут на запад кливера.

Спи, девочка. Ведь ты – минутная причуда.
Забуду, как звала и плакала во сне.
Во рту горчат слова несбывшегося чуда.
Я больше не вернусь. Но хочется без Не…




Часть 3. Крысы.

8.
Шторму всё оплачено сполна.
За волной нахлынула волна,
Унеся растрёпанную чайку.
Не пристать сегодня кораблю.
Бьется ветер в наше «не люблю»,
Пристани терзая обечайку.

Океан язвителен и зол,
Гонит обезумевший рассол.
А во сне - твой парус рвется, рвется!..
Бросить неразобранную кладь.
Ненавидеть, завтракать и … ждать.
Больше ничего не остается…



9.
Невис и Санта Круз,
Бурный пролив Буссоль -
Выманят корабли следом за Лаперузом.
Волны несут медуз, кок теребит пистоль,
Теплятся фитили - раненым сухогрузам.

Девочка, у воды столько своих тревог!
Что ей одна душа, брошенная на берег?
Маешься, ждешь беды.
Я попиваю грог.
Поздно судьбу решать – да и не мне, шалбере.

Дева, подруга, мать… Птичий солжет галдеж.
Как ты похожа – стой! – вот на нее, пичугу…
Детка, не надо ждать. Море не заберешь
Вместе с твоей мечтой - в маленькую лачугу.



10.
Рокот бури в парусах клиперов,
Да знакомое рычанье беды -
Разрывается на клочья ветров
Шквал над пеной разъяренной воды.

Шторму-штормово. Пучина-карга
Решкой выбросит сомнительный фарт,
Раздирая острова-берега
На обрывки разрисованных карт.

Смерти - семьдесят четыре узла,
Шутка рифа так похожа на виц -
Над форштевнем нависает скала,
С обезумевшими стаями птиц…



11.
Бьется закат. Чайкой летит с мыса.
Время прошло детских обид, мансов.
- Грета, беда!
Снова бегут крысы.
У корабля не было здесь шансов.

Стал коридор серым, седым, ветхим.
Что-то кричишь, настежь открыв двери…
В сказке прочти – все хорошо, Гретхен,
Он доплывет! Я попрошу… Веришь?

Это потом – плачь и кричи - полно!
Жребий уже станет и мне ясным.
За горизонт алые бьют волны.
Страшный закат море залил красным.

Я докричусь, Ганс, я сорву голос,
Грета мала в нашем с тобой споре.
Там, на камнях, рыжий блестит волос.
Скоро волной всё унесет в море.

Грета мала, Ганс, но куда деться?
Гляну в альбом – волки, сурки, лисы…
Ты подарил дочке свое сердце,
Только когда ночью бежит греться -
В серых глазах прячутся в тень крысы.



                                        2005 - 2006






......................................
Комментарии:

На шее (вместо нежных рук) обрывок верви –
матрос, появлявшийся в порту или на верфи с накинутым на шею куском пеньковой веревки, автоматически заявлял о своем желании наняться на каперские или пиратские суда. Тем самым, как бы показывая свое презрение к смерти и к гонениям на пиратов.

следом за Лаперузом –
исторический каламбур. За Лаперузом (мореплавателем-исследователем) можно следовать в пролив Буссоль, а за Лаперузом (корсаром-капером) можно следовать к островам Невис, Санта Круз (и другим) в Карибском море.

решкой выбросит сомнительный фарт –
в чести у корсаров была именно решка, означавшая удачу. Орел, как пережиток римских легионных, в море не почитался.

смерти – семьдесят четыре узла –
В узлах измерялась не только скорость судна, но и скорость ветра (что в данном случае и имеется ввиду).


Рецензии
Привет, Тейт!
Наконец-то, я собралась и прочитала твои стихи прежних лет. Мне нравятся все, но не все в равной степени. Если распределить их по степени произведённого впечатления, то это будет так:

- Поэма побережья – выше всех, причём намного +++++++.
- Финский квартал, Две ноты из осеннего негатива, Её звали Вера, Монолог черепа Йорика +++
- Над пропастью во ржи, Блюз пино-гри, Дека декабря, Покурю не спеша ++

Действительно, в Побережье теперешняя манера письма уже проявлена очень ощутимо. До предпоследней части читалось всё ясно (не помешало даже множество новых для меня слов, практически все можно понять из контекста). Но в 11 части появилось сразу множество вопросов. Ганс – это и есть главный герой поэмы – сначала рыбак, а потом корсар? (Когда слышу "Ганс и Грета", мне с этими именами сразу представляются если не сказочные брат и сестра, то хотя бы кто-то примерно одного возраста). Мать Греты – это та самая дочка кабатчицы с бирюзовыми глазами? И самое главное – как я ни пыталась, не могу понять роль крыс. Почему они вдруг появились в этой поэме и что делают? Пыталась как-то связать с сюжетом то немногое, что о них знаю: поговорку о крысах с корабля и легенду про гаммельнского крысолова. Но что-то не связывается. Если даже предположить, что у дочки будет такой же беспокойный характер и бродяжническая жизнь, как у отца, то не крысы это символизируют, как мне кажется….

Лана Степанова   01.05.2015 14:56     Заявить о нарушении
Да, примерно такое же ранжирование. Меня периодически пытались загнать в женскую лирику, мол, "там ты как раз и развернешься". А мне в ней тесно. Можно, конечно, выбирать какие-то пограничные моменты, типа представленных, это еще условно терпимо... Когда такой стишок пишется раз в пару лет. Но постоянно существовать в этом полуистерическом пространстве для меня нереально.

А "Старомосковское" с тех пор стало моей визитной карточкой.

Тейт Эш   01.05.2015 18:40   Заявить о нарушении
Что касается любовной лирики, то я совсем с ней не совмещаюсь. Почитать могу изредка, если хорошее, но писать - неинтересно. А ведь есть же авторицы, которые специализируются только или почти только на этом. Не перестаю удивляться этому явлению.

А что с крысами-то? Очень интересно. Поясни, пожалуйста, я сама ни за что не догадаюсь.

Лана Степанова   01.05.2015 18:49   Заявить о нарушении
"Побережье" - одна из пяти поэм-циклов, которые были задуманы почти одновременно.
"Сны по реке" и "Гербарий" - из той же серии.

Расклад во всех примерно один и тот же: привычные судьбы, имена и ситуации вселенная тасует, и выбрасывает обратно в мир в случайном порядке. В "Побережье" это меньше чувствуется, оно более земное, но принцип тот же. Ганс оказывается мужем подгулявшей Ассоль, Грета - маленькой девочкой, а мать Греты - случайно подвернувшейся главному герою дочкой кабатчицы. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется, судьбы опять не складываются. Герои на протяжении поэмы одни и те же.
Этот же принцип, но более биографичный, реализован в "Гербарии" (Шаги к Серебряному веку): все даты, сезоны, факты чуть сдвинуты по временнОй оси.

Касаемо крыс - тут посложнее... Весь цикл "Вечерние беседы с Крысоловом" - это различные истории, которые теоретически могут быть рассказаны за чашкой чая или кофе на какой-нибудь дачной веранде. Когда некуда спешить, никто не отвлекает, приятно скоротать вечер за неторопливой беседой.
В "Побережье" крыскам раздолье. Сначала жена по-тихому изменяет мужу, ушедшему в море (своеобразное "ну ты и крыса!"). Потом ЛГ сбегает от девочки, как названный тобой крысёныш с корабля (усмешка мироздания, что в данном случае сбегает еще и на корабль). И маленькая Грета, впитавшая от матери животный страх постоянных кораблекрушений и томительное ожидание, сохраняет в своей памяти не образ отца (которого она никогда не видела), а крики о трагедии и толпу бегущих крыс. Которые уже никуда не деваются, остаются с ней на всю жизнь.

Тейт Эш   01.05.2015 19:06   Заявить о нарушении
Дааааа...сейчас всё кажется так ясно, и почему я сама не догадалась?
А вот не считалось это почему-то. Может быть, потому что чего-то особого ждала от них (крыс), раз поэма помещена в крысиный цикл.

Лана Степанова   01.05.2015 19:25   Заявить о нарушении
Когда в "Беседах с Крысоловом" будет опубликовано больше стихов, общая идея должна стать более понятной.
Появится и Гаммельн, да и не только он.

Тейт Эш   01.05.2015 19:34   Заявить о нарушении
Тут еще один момент: когда беседуешь с человеком "обо всем и ни о чем", он редко начинает углубляться в дебри своей профессии (ибо рутина надоела). Но то и дело касается проф.деятельности вскользь, потому что жизнь все равно вертится вокруг работы.

Так и с Крысоловом: он рассказывает истории, в каждой из них есть что-то поважнее крыс. Но то и дело "цепляет" и крысиную тему, как бы показывая, что это истории из его жизни или реально услышанные им.

Тейт Эш   01.05.2015 21:43   Заявить о нарушении
Теперь ещё более понятно.
Буду следить за наполнением цикла.

Лана Степанова   01.05.2015 22:16   Заявить о нарушении
Он будет наполняться весьма неторопливо. Ближе к концу года, наверное. Слишком большой объем входных данных приходится перелопачивать.
Первыми сейчас пойдут "Гербарий", "Сибириада" и "Питерский альбом".

Тейт Эш   01.05.2015 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.