Хоровая фреска

"Самая знаменитая сцена «Набукко» – хор пленных евреев на реках вавилонских. Собственно, этой сцене мир обязан появлением «Набукко»: либретто Темистокле Солера случайно раскрылось именно на странице с текстом хора, и Верди принял молниеносное решение писать оперу. Хоровые сцены играют в опере столь важную роль, что музыковеды иногда определяют жанр оперы как «драма для хора» или «хоровая фреска». А хор пленных иудеев впоследствии зажил собственной жизнью: он стал неофициальным гимном Италии, и именно он звучал на похоронах великих Верди и Тосканини. Конечно же, этот хор вызывают "на бис" - Даниэль Орен проводит всю картину еще раз: снова аплодисменты. И дальше происходит нечто необычное. Дирижер берет в руки микрофон и что-то довольно долго говорит публике, вызывая бурную реакцию. Затем берет в руки дирижерскую палочку... и начинает сцену в третий раз. Трибуны запевают вместе с хором, окончательно ломая все законы традиционного оперного спектакля."

               Марина Гайкович  2010-06-10, "Опера "Набукко" у подножия Массады"


Джузеппе Верди написал "Набукко".
И я уверена, что музыка его
предполагала мелодичность звука,
немного чувств... - не более того.

Но что творится в зале и на сцене
в Израиле, когда её дают,
когда ряды военных поколений
встают и, стоя, "хор рабов" поют!

Пел целый зал в Массаде, в Тель-Авиве, -
повскакивали, поднятые с мест!
И иностранцы тоже выводили
еврейскую молитву до небес...

Наружу вырывались эти звуки!
Над Тель-Авивом музыка плыла...
А дирижёра поднятые руки,
похожие на сильных два крыла,

уже владели ритмом и страною, -
Израиль пел, поднявшийся с колен,
очищен вавилонскою резнёю, -
а в наши дни - солдатом, взятым в плен...

(Как в дни обстрелов сердце колотилось!
Сирена, взрыв, - и снова - тишина...)
Потом "на бис" всё снова повторилось...
В едином хоре пела вся страна!


Рецензии