Всеобъемлющий Пушкин

Движенья нет, сказал
мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал
пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы
возразить.
Хвалили все ответ
замысловатый.
Но, господа, забавный
случай сей
Другой пример на
память мне приводит:
Ведь каждый день пред
нами солнце ходит.
Однако ж прав упрямый
Галилей.

              А. С. Пушкин

Парадоксы - прекрасные снаряды для занятия умственной гимнастикой. И если кто-либо думает, что он интеллектуально и морально выше наших предков, то он жестоко ошибается. Да, мы смогли загнать  информацию в цифру, но мозг обывателя лучше от этого работать не стал.
   Зенон  Элейский,  "мудрец брадатый" из прелестной пушкинской миниатюры - поспорил с Диогеном "из бочки".
   Летящая стрела, говорил Зенон, в каждый момент где-то находится.  Иначе она просто не существует.
Но, с другой стороны, она в любой, хотя и малый, промежуток времени преодолевает какое-то, пусть очень небольшое, расстояние. И те, кто думает, будто стрела движется, тем самым принимают, что она  в любой момент нигде не находится,  то есть ее нет. Поскольку сомнения в этом беспочвенны (стрела есть), надо согласится с невозможностью движения.
   Диоген,  не удостоив своего противника словесным выражением, предъявил ему наглядное свидетельство: "Я могу ходить, значит есть движение".
   Хотя все хвалили «ответ замысловатый», проблемы он не решает.  И  Пушкин второй половиной стихотворения как бы говорит: не следует удовлетворяться  видимой достоверностью,  необходимо понимать. Тот, кто стремится к пониманию, неизбежно идет дальше фактов.
   Мы же в данном ключе мыслить уже не в состоянии. Все это относится к парадоксам Зенона  [математики называют их апориями,  то есть логическими затруднениями].
   Древнегреческий филосов будто предупредил будущих мыслителей: "В своей основе мир не так уж сложен, но, чтобы познать эту основу, вам придется выдвигать самые неожиданные постулаты - вплоть до таких, что говорят о невозможности движения".
   Мудрец из мудрецов древности Аристотель признал: «Все это, по видимому, логично, но на практике такой взгляд сходен с помешательством».
   Я прекрасно понимаю, что не всяк "врубится" в эти интеллектуальные строфы-апории Пушкина. Да и не надо. Главное, что я попытался угостить вкусненьким ваше подсознание. Всех благ.
   
 


Рецензии