9 конкурс трёхстиший-хайку. Круглый стол

********************* Дорогие друзья! **********************

****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******

*** Уважаемые участники Девятого Конкурса трёхстиший – хайку. ***

*************** «ФОТОГРАФИЯ МОМЕНТА»  **************

**********************КРУГЛЫЙ СТОЛ**************************


Приём заявок на Конкурс – http://www.stihi.ru/2015/03/21/3649
Голосование по конкурсу – http://www.stihi.ru/2015/04/07/8694
Итоги конкурса – http://www.stihi.ru/2015/04/22/79


Завершён Девятый Конкурс трёхстиший – хайку.  «ФОТОГРАФИЯ МОМЕНТА».
Спасибо всем участникам конкурса!
Спасибо гостям конкурса, принявшим участие в голосовании!
Поздравления призёрам конкурса!

По многочисленным просьбам участников и гостей конкурса открываем Круглый Стол Сада Рёандзи Конкурсы.
Здесь можно обсудить конкурсные произведения, оценки полученные конкурсантами, задать вопросы участнику конкурса.
Высказать предложения и пожелания ведущему конкурса по новым конкурсам, по дополнениям или изменениям в правилах голосования.

Просьба обсуждения вести в корректной форме, без грубости и хамства. Будьте взаимовежливы!
Замечания с некорректными высказываниями будут мной удаляться.

Желающий принять участие в обсуждении за Круглым Столом пишет рецензию на эту статью и далее к обсуждению могут присоединиться другие участники.
==========================================================
Несколько слов от ведущего конкурса.
Мне известно только две школы русских хайку. Что означает школа хайку? Это, когда есть определение хайку, и какие требования предъявляются к трёхстишиям, чтобы их можно было назвать Хайку. Всё остальное лишь направления в хайку (если это можно назвать хайку), так как нет ни определения хайку, ни требований к ним.
Первая школа – школа Натальи Леви или МКХ – Международный конкурс хайку.
Вторая школа – школа Игоря Шевченко – конкурс «Поэзия хайку».
Направлений три (насколько мне известно) – Японо-русский конкурс хайку, дальневосточное и питерское (или джапанпоэтри – по названию сайта). Если кто интересуется этими направления и их представителями и вожаками, могу назвать. Но хочу предупредить, что направления эти чаще всего ведут в тупик, так как движутся вслепую и каждый сам по себе.

Насколько Вы догадались, то данный конкурс придерживается школы Игоря Шевченко.

И о прошедшем конкурсе. Не нужно выискивать какие-то недостатки в оформлении конкурса. Конкурсы веду я один, могу ошибиться и не доглядеть что-то. Потому лучше скажите, где и в чём ошибка, чем цепляться к ведущему.

==========================================================
Итак, все конкурсные произведения с комментариями участников. Перед комментарием стоит номер конкурсанта, сделавшего отзыв.
(ЛС) – комментарии от гостя конкурса – Лейте Совушка

==========================================================
1) Катерина Крыжановская http://www.stihi.ru/2015/03/21/4163

старая кошка
тепло на коленях
былое величие

(3) нет глаголов - хорошо, размер не выдержан. тепло на коленях - определение, название чувства, ощущения. непонятно чьё величие.
(15) + Приятная домашняя картинка, и есть над чем думать...
       З-х частность, наличие двух вещественных существительных.
(5) Вторая строка выдаёт присутствие автора, третья никак не вещественна…
(6) Можно засчитать единственную строчку о кошке - правдивая картина, можно нарисовать старую красотку8)
"тепло на коленях" кого? Автора? Значит, Катерина, в эти три драгоценные строчечки "втянут" автор со своими теплыми коленями, что недопустимо для хайку - автор должен быть "за кадром". В последней строчке - автор дает свою оценку:
"былое величие". Одно из условий, ВАЖНЫХ, для хайку - не давать своей оценки! Дайте, пожалуйста, возможность читателю дать свою оценку, что-то почувствовать8)
(4) Исполнение добротное, но простое. Не позволяет увидеть что-то больше, чем то, что написано.
(7) Роешься в этих строках. И не стыкуются все три друг с другом. И нет от их прочтения – инсайта. Не трогают душу “иностранца”.
(2) Хорошо, когда есть теплые колени, на которых можно свернуться старой кошке. А когда их не оказывается к старости – все былое величие становится миражом.
(11) Предметно, естественно, но показалась размытой связь третьей части с первыми двумя, присутствует невещественное существительное
(12) Нарушено правило предметности (величие), да и "тепло" в качестве существительного
по большому счёту - тоже.
Сразу оговорю одно (далеко не только моё) предпочтение, а именно:
"Приём общей строки, когда вторую строчку можно читать и с первой и с третьей."
Что возможно сделать в этом трёхстишии? Попробуем:
.
старая кошка
теплом на коленях (свернулась(лось))
былое величие
.
где "свернулась" - скрытый глагол, опущенная логическая связь, которая к тому же
при правильном применении может создать столь необходимую вариативность.
(17) У меня сразу рисуется уютная картинка домашней атмосферы.
Два неразрывно связанных существа, которые вместе пережили и взлёты, и падения.
Былое величие – воспоминания, которые дороги.
Картинка любви и доверия. Колени так это акцентируют, кошки сами выбирают любимое место, где им безопасно.
(9) Бесстрастная объективная картина, лучше бы - былое величье - так меньше слогов.
(10) Неравнодушна я к кошкам… И ассоциации возникают, представляю себе горделивую НЕМОЛОДУЮ (не пожилую!) даму, и кошка у неё такая же – Царица. Очень тронуло.
(ЛС) Какая-то подчёркнуто-рубленная трёхчастность. Вы никогда не гадали на три руны? Вот руна прошлого - старая кошка, вот настоящее - тепло на коленях, вот... опять прошлое? или всё-таки будущее, которого нет?
В принципе, трёхчастность можно устранить -

старая кошка
на тёплых коленях
былое величие

Но, к сожалению, никуда не девается субъективная оценка тепла, неважно, с точки зрения хозяина или с точки зрения кошки. Хотя мне кажется, последнее верней... То же можно сказать и о былом величии. К тому же здесь речь явно о далёком и "объёмном" прошлом... Но, с другой стороны, категорически не-хайку (я говорю о подкорректированной версии) тоже не хочется назвать... Я бы определила как неклассическое ториавасэ (хайку с "контрастными" частями).
(14) проглядывает авторское присутствие и непонятки-неувязки с величием… до меня не дошло, хотя, наверное, вложен смысл автором
(13) «Тепло на коленях» - это, видимо, электрогрелка: и кошке приятно, и коленям польза. Не понятно, у кого или чего былое величие. Предположу, что у коленей.


2) Елена Колобкова http://www.stihi.ru/2015/03/06/4420

гроза
меж оконных рам
мотылёк

(3) образ представляемый очень, нет глаголов, правда нет размера и связи грозы с мотыльком, лучше бы вместо грозы время года, осень, например)
(15) + Очень понравилось, так и стучит в ушах бьющийся мотылёк...
(1) = пронзительное биение жизни на грани
(5) На мой взгляд – лучшее хайку!
(6) Одно из основных достоинств хайку - легкость - здесь достигнуто!
Гроза - мотылек - присутствие "би" - красота природы, динамика происходящего, легко воображаемая композиция.

"гроза -меж оконных рам" - еще одна картинка, представляемая воображением даже без мотылька, что придает форме хайку многослойность - бинарная оппозиция. Умничка!

Мог бы многое сказать о результате, который высмотрел в этом маленьком, казалось бы обычном мгновении правды -
вспышка молнии возникает сама по себе (вне слов автора) - и на мгновение бьющийся между стеклами мотылек замер на фотоснимке в сознании наблюдателя. Пришедший следом звук грома обрушивается на эту хрупкую картину из стекла и тонких крыльев насекомого - все начинает звучать и вибрировать. Все нарисовано с натуры - "сэшен" в живописи, а для хайку - срисовано с окружающего мира в данный момент времени - "сясэй". Еще одна удача - хайку получается "звуковым"!
Считаю, что "киго" должно присутствовать в учебных работах, ведь оно не только определяет сезон, но и СВЯЬ момента происходящего в хайку с природой, с ее состоянием.
Именно под этой работой хочется остановиться, надеясь, что автор поймет мое мнение о "положительном векторе" хайку, который рекомендуется в условиях конкурса. Если возникла грусть, можно ли это определить, как "отрицательный вектор"? Последователи Басе ценили школу своего мастера с концептом "негативной красоты" - печаль, одиночество, сакральные переживания, неяркие краски зимы и осени. Поспешить снизить оценку за "грусть" - значит отнестись поверхностно к труду участника конкурса! Тогда явно становится понятным, что "судья" мало знаком с этим жанром. Но пришел учиться - это уже похвально! Для этого нужно СНАЧАЛА "почитать" предложенный материал в условиях конкурса, а ПОСЛЕ - "написать" и свою хайку и рецензию на прочитанное. Желательно, не опираться лишь на свои эмоции - из-за этого можно так никогда и не научиться тому, ради чего потратил свое и чужое время.
Кроме того, хочется сказать о том, что подключив "русскую культуру", можно в хайку Елены расширить пространство восприятия = аллюзия на "Бесприданницу" Островского - песня из одноименного фильма; Катерина из "Грозы".
Для конкурса - успех! Спасибо автору8))
(4) Емкий образ, запоминающийся, но мне не хватило слогов для максимальной оценки, увы, я ориентирована на 5-7-5=17, у автора 10, было бы обосновано в случае перевода, но как авторское сочинение - ?
(7) Нравится поэтический посыл. Оживает картинка. Но хотелось бы классического 5-7-5.
(11) Аналогично, плюс несколько напрягает сильное отличие от классической формы
(12) Но "приём общей строки" - это явная помощь читателю, возможно и ему самому
предоставить возможность "наводить мосты". Как вот в этом случае.
Скрыто не настолько, чтобы интерес охладел во время "разгадывания", тем более,
что могу показать вариативность, как мне представляется, далеко не очевидную.
Какой здесь скрытый глагол, как думаете?
.

гроза
меж оконных рам (бьётся)
мотылёк
.
Это если ассоциация со звуком тяжёлых капель барабанящих по стеклу, а если так?
.
гроза
меж оконных рам (засыхает)
мотылёк
(17) Над грозой долго размышляла. Вариантов прочтений много.
Первая реакция была – Ура! Весна!
Как для нас дороги все признаки жизни весной. Первая гроза, проснувшийся мотылёк.
Всегда сама удивляюсь, откуда с теплом между рамами просыпается жизнь.
Деревянные рамы способны всю зиму хранить тайну рождения.
Другое прочтение – волнение, беспокойство вызванное грозой (я панически боюсь грозы), мотылёк в замкнутом пространстве – безысходность.
(9) хорошо передана картина, но слишком коротко; м.б. мотылёк бьётся
(10) С точки зрения «правильной» хаечки есть, наверное, всё. Для меня немножко эмоций не хватило. Мотыльку страшно? Спит он, уютно устроившись между рамами? Оттого, что непонятно его состояние, не могу дальше раскрывать веер, сравнивая ситуацию с человеческой.
(ЛС) Как раз тот случай, когда без сезонной привязки очень трудно увидеть. Отсюда и такой сильный сильный разброс в восприятии и оценках у рецензентов.

Начнём с самого грустного.
Осенняя, редкая в наших широтах зимняя гроза, отчасти весенняя - уже здесь неоднозначно. Возможно, это зимующий мотылёк, ожидающий тепла для пробуждения (дождётся? что там с пациентом - скорее жив или скорее мёртв?). А возможно - мотылёк, забившийся между рамами, чтобы уснуть последним сном... проще - закончивший жизненный цикл, ничего особенного, реальность жизни. Гром и всполохи молний - Tuba mirum, Requiem... Хотя в случае весенней грозы настрой сдвинут в оптимистичную сторону. "Dies qua resurget..."

А вот с летней грозой совсем другой разговор, то есть, картинка - мотылёк, забившийся между рамами, притихший в неожиданном, но таком пришедшемся кстати укрытии... Но не бьющийся - бабочки очень чувствительны к влажности воздуха; гроза, дождь - это время, которое надо терпеливо переждать. Кстати, дневной или ночной мотылёк? Между рамами чаще забиваются именно ночные бабочки. Эти-то точно не будут биться на свету. Если, конечно, не потревожить любопытными ручками...

Конечно, многозначность приветствуется в этом жанре, но, при всех достоинствах, эта картинка больше похожа на раскраску - намечены только самые общие контуры, а дальше можно взять любые цвета под любую концепцию. Оплакивание, надежда, убежище... Вот у вас какая версия?
(14) пик нежных эмоций вызвал, не знаю почему, но читаешь – и всякий раз воздушность, нет тяжести грозы, есть ощущение лёгкости мотылька, весьма положительное
(13) Это похоже на классический вариант по схеме Шевченко. Наверное, это хорошо. Правда, что делает меж рам мотылек – непонятно.


3) Ирина Емец http://www.stihi.ru/2015/03/22/8240

птицы распелись
старик глух и немощен
песнь напоследок

(15) + интересная картинка, не понятно кто же всё-таки поёт, птицы или старик, а может в этом замысел. Песня внутри...
- трёхчастность
(1)  суровая не приятная правда жизни
(5) три опоры вместо двух, «избыточность средств» - в трех строках два однокоренных слова, причем одно из них – глагол в прошедшем времени… ну и картинка, лично для меня не сложилась…
(6) "старик глух и немощен" - немощного старика можно нарисовать на картинке, но как нарисовать глухого? без ушей?
"песнь напоследок" - как нарисовать это?
Если есть в первой строчке про песню птиц, то зачем и в третьей строке повторять это же "песенное" слово? В хайку недопустимо, ведь всего три строчки, а Вы их все заняли своими авторскими настойчивыми утверждениями: и старик, и птицы, и песня - все Вы определили, назвали, как Вам хотелось. Что же осталось читателю? Почитайте еще раз о хайку - Вам должен понравиться этот мир недосказанности! А ПЗС - Вам за искренность. Неопытность - дело поправимое8)))
(4) Просто очень нравится: последние радости жизни переданы языком философским и поэтическим.
(7) И вроде все три строки могли бы быть вместе. Но не хватило искусства их увязать между собой. Нет единого “поэтического, гармонического” центра.
(2) Песни птиц – к появлению новой жизни. На смену угасающей жизни приходит новая.
(11) Здесь третья часть вступает в косвенное логическое противоречие с первыми двумя. Глагол совершенного вида.
(12) Совершенная форма глагола (распелись), песнь (не рисуется).
(17) Ирина, получилась прощальная песня. Считываю у Вас сочувствие, переживание за своего героя. С этой идеей можно развить интересные сюжеты. Жизнь быстротечна, старость, лишенная радости…
(9) отчётливая и яркая картина; поэзия всегда - это звучание, и оно передано, что придаёт картине объёмности.
(10) Здесь не нравится «распелись» - прошедшее всё-таки время, не настоящее. Распелись и песнь – однокоренные слова, а размер хаечки у нас небольшой.
(ЛС) Трёхчастность, глагол в прошедшем времени совершенного вида (а если заменить на "птичьи распевы"?), оценка ("напоследок"). Явное присутствие автора (звуковая картинка при глухоте старика). Сентиментальный сюжет на фоне всех этих корявостей выглядит как попытка удержать воедино распадающиеся строчки. Даже на простой трёхстрочник не тянет, не то что на хайку.
(14) не много ли песенного для 3 строк? И мне кажется глухой и немощный старик лучше бы смотрелся в 3 строке
(13) Выражение «глух и немощен» дополняют «старика», а «напоследок» дополняет и «старика», и «глух и немощен». Расточительно для хокку.


4) Ирина Пахомова Викторова http://www.stihi.ru/2015/01/10/3571

снег заметает
ворота монастыря
следы волчьих лап

(3) время года (зима), настроение, недосказанность есть, размер.
(15) Наводит на размышление с разных сторон...
- нет положительного вектора, картинка удручающая..
(1) холод и жуткое одиночество
(5) Ох уж эта форма:5-7-5! Из-за стремления следовать ей хайку не сложилось, а могло бы…
ворота монастыря
волчьи следы
заметает снег
(6) Хорошо передано:
картинка заброшенного одинокого монастыря, вокруг которого бродили голодные волки. Монахи, очевидно, должны быть счастливы, что ворота отсоединяют их от мирской суеты, где и люди, и волки - лучше от этого всего спрятаться за монастырскими стенами. Скоро снегом все занесет - останется чистое поле, на котором темные стены, соединяясь в замкнутое пространство, образуют некий огромный иероглиф. Тихо, бело.
понравилось8)
(7) Здесь все на своих местах. Эти строки можно читать не один раз, и каждый раз улавливать новую деталь, доселе тобой не увиденную.
(2) Ворота монастыря – преграда для темных сил. Следы волчьих лап – угроза, но за ворота волкам не пробраться. А снег - это явление временное. Он растает, и ворота откроются.
(11) Картина естественна, вариативна, есть связь с природой, хорошие ритм и размер.
(12) А вот это мой фаворит. Единственное, что лично для себя меняю, опять же применяя
"приём общей строки" так это месторасположение, и тогда:
.

ворота монастыря
снег заметает
следы волчьих лап.
.
И назвал бы я это трёхстишие не "Стужа", но "Покаяние"
И нарисовал бы волка-убийцу, дающего монашеский обет, вот только примут ли?
(17) Ирина, у Вас прекрасная смысловая нагрузка прочтения.
Монастырь это разные символы – от неволи, как в поэме «Мцыри»,
до символов единства в духе людей, развивающихся по духовному пути. веры и спасения …
Ворота это то, что закрывает нам путь в мир нам неведомый, который живёт по своему уставу и порядку. Снег окутывает эту тайну. Здесь двойной оберег.
Волчьи следы это изюминка Ваша.
В христианстве волк — зло, жестокость, хитрость и ересь, дьявол, угрожающий верующим. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы приручить дикость свирепого зверя.
Выводы не буду делать! Считывается по следам…
(9) зримо, и передана динамичность без единого глагола через деталь - вполне поэтично
(10) Зримая картинка, от волчьих лап холодок бежит по спине. Возможно, это и есть юген?
(ЛС) Не слишком удачно то, что снег заметает ворота монастыря. И как-то так ненавязчиво выводятся за скобки метели следы. Может просто чуть-чуть изменить акценты? Например, так -

монастырь
снег у ворот заметает
следы волчьих лап

За исключением этой шероховатости великолепное многоуровневое хайку с сильным ёдзё (послечувствованием). И, конечно, югэн. Несомненно.
(14)  очень яркая картинка возникает при прочтении, очень понравилось, и холод ощутим и даже жутковато стало, словно бы притягивает. Впечатлили, очень зримо
(13) Если снег уже заметает ворота монастыря, то откуда на снегу следы волчьих лап? Разве снег их не заносит первыми?


5) Людмила Грачева http://www.stihi.ru/2015/03/22/10280

день поэзии
прячется в водорослях
рыба-перо

(3) почти идеальный размер, настоящее время глагола, связь дня поэзии с рыбой-перо (не знаю, есть ли такая...), настроение есть
(15) Не слышала о такой рыбе...Узнала, что водится в Тихом океане...Ассоциации знакомые...
(1) загадочно-изящное
(6) Не понял, как может день поэзии спрятаться в водорослях, в которых, возможно, шныряет рыба-перо Сплошные недопустимые в хайку метафоры. День поэзии - это как нарисовать? Рыбой?
(4) Сильная литературная придумка, и рыба – перо есть (не знала). Но очень надуманно воспринимается.
(7) Судя по всему автор точно идет “заповедями” гуру. Правда, 5-7-5 не соблюдено, но “правила” это допускают.

Для меня эти строки искусственны. Они меня не цепляют, не вибрируют внутри.
(2) Изящная шутка ко Дню поэзии! Очень хотелось бы, чтобы эта рыба - перо не так часто пряталась в водорослях!)))
(11) Здесь – оперирование невещественным, хотя абстрактный смысл и понятен.
(12) "Все мозги разбил на части, все извилины заплёл" (вспоминая Высоцкого), но так
чёрт возьми, и не расплёл. Может вместо беспредметно "Дня поэзии" что-нибудь?
(17) Людмила с Вашей помощью я столько узнала о рыбах под кодовым названием «перо».
Покорила версия с Садко, который ловил рыбку под чудным названием "Золотое перо".
Тонко обыграли поэтическое перо – поиск вдохновения.
А здесь я смогла увидеть, как выглядит настоящая рыба – перо.
http://doublenamefish.ru/fish1403=ryba-pero
(9) тонкие ассоциации, но уж больно тема самоигральная, опять же намёк на каламбур :)
(10) Ну, уже сказано об этой хаечке – оперирование невещественным, да и рыбная тема у меня лично никак не увязывается с поэзией. «Головная» вещь, не в традиции описывать то, что сейчас, что глаза видят.
(ЛС) Очень изящная игра словами и смыслами. По этому признаку можно отнести это хайку и к дзаппай. Хотя на все сто не уверена - где-то между. И не соглашусь с обструкцией на "день поэзии". Вполне конкретный день в марте, к тому же упоминание знаменательных дней пусть не слишком приветствуется, но и не под запретом. За окном чёрти чо с погодой, а в аквариуме отсыпается (ночной хищник!) в ожидании творческого вечера рыбка-перо. Но вот что не понравилось, так это определённая ритмическая и звуковая корявость с "водорослями". Впрочем, можно без ущерба для смысла и структуры заменить их на "заросли".
(14) мне было трудно воспринять , не сразу поймёшь кто прячется – день или рыба, и почему то никаких чувств не вызвало
(13) Красиво! Но не знаю, по-японски ли….


6) Алльф http://www.stihi.ru/2015/03/23/2450

утренний иней
на кромке озера
умирающий лебедь

(3) есть время года(иней), нет глаголов, есть настроение, недосказанность.
минус - не выдержан размер (но раз Вы говорите это неважно... хотя я думаю иначе)
(15) - грустная картинка, претендующая на красоту, но щемит сердце...Хочется не смотреть, а не наоборот...
(1) слышится музыка Сен-Санса (но и печаль
(5) Отрицательный вектор для меня не приемлем… ну и «кромка озера», на мой взгляд, не для хайку…
(4) Вижу большой потенциал в трехстишии. Может быть, попробовать соблюсти форму 5-7-5? Сейчас 5-6-7 - горочкой, для меня «горочкой» и читается: лебедь не часть хокку, а сверху.
(7) Нравятся эти строки. В них есть нечто цепляющее.

5-7-5 не без огрехи. Но здесь это оправдано.
(2) Очень грустное хайку. Хочется надеяться, что лебедь прожил яркую лебединую жизнь…
(11) Показалось очень прямолинейным, отсутствует положительный вектор
(12) Здесь вроде бы всё есть, и приём общей строки, и предметность, и сопоставление,
но вот вопрос, что сильнее эмоционально: сопоставление в скрытой метафоре
или противопоставление, например, в антитезе?
Ну, да - картинка, ну, да - родственно, по качеству, но нет конфликта, парадокса,
это если по Гамбургскому счёту.
(17) Алльф заморозил меня. Красивая зарисовка, выдержанная в классическом стиле. Природу наполняют звуки и символы.
Вот что я нашла интересненькое.
Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта, а его белизна — искренность.
(9) последнюю строчку можно: при смерти лебедь, чтобы уложиться в канон
(10) Как-то очень очеловечен лебедь. Я бы взяла прилагательное «слабеющий»
(ЛС) ДЕЛО ОБ УМИРАЮЩЕМ ЛЕБЕДЕ.
Причина смерти - неизвестно. Полный осмотр не проводился, поскольку пострадавший пока ещё жив.
Версии. Наиболее вероятная - подранок, хотя нельзя исключать естественных причин от старости или одиночества (смерть партнёра). Последний вариант принято считать типичным для этого рода, хотя есть данные и для других водоплавающих (гуси, утки).
Описание пострадавшего. Судя по ярко окрашенному клюву и размерам - лебедь-шипун, поэтому свидетельства очевидцев о предсмертном пении следует считать недостоверными.
Данные о характере. Считается наиболее агрессивным и недружелюбным из всех видов лебедей. В местах массового гнездования вытесняет гусей и уток как конкурентов за кормовую базу, при этом безжалостно разоряя их гнёзда и убивая птенцов. При перенаселённости колонии может терроризировать и своих "одноклубников". Известны случаи нападения на человека.
Дополнительные сведения. Благодаря внешнему виду и размерам, а также мифологическим сведениям (Древняя Греция), имеет репутацию гордой благородной птицы с ярко выраженной моногамией. Послужил прототипом для одноимённой музыкальной пьесы Сен-Санса ("Лебедь", сюита "Карнавал животных"), а также хореографической миниатюры на её основе "Умирающий лебедь".

А если чисто о хайку - простенькое такое итибудзитатэ (хайку с "неконтрастными" частями, типо зарисовка). Кроме того, иней случается и весной, и осенью - то есть, время года более, чем не определено.
(14) всё на месте, хорошо, но вот умирающий лебедь мешает этой красивой зарисовке, помимо чувств от хайку, цепляются старые (из багажа) чувства от замусоленного «умирающий лебедь»
(13) Беспроигрышная тема. «Кромка озера» меня смущает, как несоответствие размеров в одной связке


7) Танита Раш http://www.stihi.ru/2014/01/14/4140

Любимый, ты спишь?
Вечер листает сказки
Теплою кошкой.

(3) автор в стихе, олицетворение (вечер листает сказки) как можно листать кошкой, не могла представить, неправдоподобно. Огромный плюс - выдержан размер.
(15) - диалог, обращение, олицетворение (вечер), не понятно, как сказки листаются кошкой... Извините, дома 6 кошек, когда обращаешься к любимому, кошки мешают.
(1) возникает раздражение - человеку не дают спать :)
(5) Олицетворение вечера – он не только листает книгу сказок, да ещё и «теплой кошкой»… - страшно представить …
(6) Таните, желательно, прочитать условия конкурса внимательнее.
(4) Очень нравится хокку, но эмоциональному моему восприятию мешает заданный вопрос в первой части. Он упрощает написанное, принижает его, опуская до бытовой зарисовки.
(2) Красивое трехстишие о двух влюбленных.
(11) Сказки на ночь - мило, но есть и присутствие личности, демонстрация состояния
(12) Всё портит первая строчка; и форма глагола, и присутствие автора.
Да и дальше, попробуйте нарисовать "вечер листающий сказки".
После этого как-то и непонятно с чем, собственно, "наводить мосты".
(17) Танита, образ вечера листающего сказки интересен…
Слышу кошку – рассказчицу, которая убаюкивает своими звуками.
Сразу идёт ассоциативный ряд кошек – Кот –Баюн ( удивительный персонаж русских сказок), беру его в компанию только из-за голосовых данных. Улыбаюсь.
«и кот ученый Свои мне сказки говорил», ну и конечно детские потеши и колыбельные с кошками и их звуками.

Вы, коты, коты, коты,
У вас серые хвосты.
Вы, коты, коты, коты.
Принесите дремоты.
Уж ты котенька-коток,
Котя - серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.

Прочла в Ваших строчках заботу о Любимом человеке.
(9) два глагола
(10) Эмоционально хотелось написать, и получилось бы, но оборот Вы взяли неправильный – нельзя листать сказки кошкой. Это если обратиться к буквальности написанного. Я понимаю, что Вы сравнили вечер с кошкой, но тогда зачем «листает»?
*
Любимый, ты спишь?
Вечер – уютная кошка –
мурлычет сказки.
(ЛС) Просто трёхстрочник. Обращение в первой строке не только выдаёт авторское присутствие, но и подразумевает собеседника - приём, не имеющий отношения к классическому хайку. Дальше - "вечер листает сказки кошкой", да ещё "тёплой"... Я не против осторожного использования тропов, особенно если они "играют", но здесь явная авторская метафора!
(14) вопрос звучит - это и присутствие автора, и как элемент диалога, чего следует избегать, плюс ко всему олицетворение, и теплая кошка непонятна к чему, может, потому что кошек нет у меня?
(13) «Вечер листает» - олицетворение, «теплою кошкой» - сравнение, что в хокку не желательно.


8) Ольга Оладина http://www.stihi.ru/2015/03/22/10956

Капельки росы...
Слезами ночь
встречает Солнце.

(3) Размера нет, но ладно, раз можно. Разделение на предложения есть. Но олицетворение (ночь плачет).
(15) Всё понятно, роса - слёзы, но олицетворение
(1)  не удобно укладывается в сознании
(5) Картинка-то красивая, но уж очень всё разъяснено, и это при том, что олицетворение ночи – налицо…
(6) Есть момент неких переживаний - ночь "плакала" слезинками росы, потому что на рассвете встречается с Солнцем. Должно быть "жалко", что наступает утро? Уменьшительные существительные лучше в хайку не применять. Конечно, очень банально, но была попытка передать "киго", роса на рассвете - святая правда8) Метафорично, что не есть хорошо для этого жанра.
(4) Мне не хватает слогов (получилось 5-4-5), для меня форма сразу «провисла», образ слишком прямолинейный, лишен элегантности, т.е. все сказано, ни о чем думать не надо.
(7) Буду не оригинальна, но здесь опять отсутствует 5-7-5
Мне показались эти строки чуть приторными, но вполне могут быть.
(2) Точно подмечено – каждым новым летним утром ночь встречает солнце со слезами…
(11) Естественно, хорошо знакомо, но очень завершённо.
(12) Сопоставление по сходству: слеза - капля росы
обыграна в поэзии несчётное количество раз, трудно себе даже представить
какой-то оригинальный контекст, тем более в трёхстишии, где введение
дополнительного образа будет уже избыточным.
(17) Ольга вложила переживания ночи в радость пробуждения.
А у меня сразу Стас Намин ворвался со своей энергетикой.
http://www.youtube.com/watch?v=g_Ycz1ZFF1o
(9) роса как слёзы - это уже было многократно использовано в традиционной европейской рифмованной поэзии, затёртый образ
(10) Обыденно, да и ночь скорее коварна по определению, чем слезлива. Не увлекло. Оперирование невещественным.
(ЛС) С натяжкой - итибуцудзитатэ с метафорой и олицетворением. Кроме того, как-то всё вдруг - вот ночь, а вот - раз! - и сразу Солнце! А что, утра не было? Хотя, в низких широтах так и бывает...

росистый луг
высушивает Солнце
ночные слёзы
(14) чересчур много воды, солнце не победило, маленькое такое солнышко, хотя и с большой буквы
(13) «роса» и «слезами» в данном случае тавтология. Роскошь для хокку.


9) Сергей Лузан http://www.stihi.ru/2015/03/14/2491

Небес синева
В блеске солнца округа
Глыб ноздреватых снег

(3) рифма синева-округа, три отдельных предложения, нет настроения
(15) + про ноздреватый снег понравилось
- Увидела 3 части,
(1) ощущается тяжесть и неповоротливость снега
(5) Очень стремилась понять, но, моё сознание не вместило эту картинку…
(6) Перечисление описательной зимней картинки солнечного дня некого "округа" или "окрУги", где лежит "Глыб ноздреватых снег"? Есть момент радостного созерцания, но читается без легкости и не соответствует технике исполнения хайку.
(4) Все было банально, НО появился «Глыб ноздреватых снег», хокку заиграло. Но вообще, это просто пейзажная картинка, а хочется большего: «двойного дна».
(7) Ну закрутил... В общем, не очень все это до меня достучалось.
(2) Радостно-яркая картинка весеннего дня.
(11) Видятся три независимых части, и сильно напрягает последняя фраза. Мы говорим «Снега ноздреватые глыбы»
(12) Вот кроме арктического пейзажа с ледяными торосами в погожий день ничего не рисуется
и не сопоставляется. И никаких "манков" автор не даёт. Но это же не "Чёрный квадрат",
где некто видит "дракона". Начал было думать о "ноздреватом" на ярком солнце
видимо подтаявшем, но далее так и не пошло.
(17) Серёжа! Мне показалось, что Вы своей работой провоцируете читателя вступить с Вами в поединок за разное прочтение Весны.
Улыбаюсь! Буду рада услышать Вашу точку зрения на капризный март.
(10) Акварельная, радостная картинка. Но… инверсий столько во имя чего? Схемы ударений, непродуманно введенной на прежних конкурсах, можно не придерживаться.
Точечно примененная, ОДНА инверсия, действительно необходимая, дала бы куда больший эффект. И «снег» я бы не записывала, понятно, что глыбы из него.

синева небес
округа в блеске солнца
глыб ноздреватых слой

Как-то так. Хотя и «слой» не очень. Вот если б поработать над последней строчкой…
(ЛС) Хорошая картинка, сильная, выразительная. Но, к сожалению, трёхчастность, с трудом устраняемая.
Немного напрягает наличие двух инверсий. И если первая (небес синева) отлично работает в качестве аналога японского восклицания-кирэдзи 'ya' (напомню, что это слово ставится всегда в конце предложения или, по крайней мере, законченной мысли), то вторую (глыб ноздреватых снег) можно считать неудачей. Порядок слов в этом обороте получился не просто инверсированный - зигзагообразный, окончательно запутывающий и так не просто прочитывающийся образ снега ноздреватых глыб.

небес синева
глыб ноздреватых снег
слепит глаза...

И об ударении. Конечно, желательно при возможности разночтений указывать авторский выбор, но, по-моему, здесь и по смыслу, и ритмически однозначно окр'уга, а не округ'а, как кто-то, ничтоже сумняшеся, прочёл...
(14) сложно читается, инверсия в 3 строке ни к чему, хотя сияние передано
(13) «В блеске солнца округа глыб ноздреватых снег» из разряда чем непонятней, тем лучше.


10) Татьяна Бирченко http://www.stihi.ru/2015/03/24/1492

березозол
чёрточки на бересте
божьи буквицы

(3) не знаю первого слова, не хочется лезть, узнавать... хорошо, что нет глаголов.
сравнение чёрточек с буквами...
(15) + вот уж не знала про название апреля! Интересное сравнение с буковицами...
- 3-х частность
(1) будто бы лесная библиотека - хочется почитать
(5) Как я понимаю, в первой строке завуалирован апрель, в котором только две гласные вместо вожделенных пяти… ну хорошо, пусть «березозол», который, к тому же намекает на образ берёзы … а далее этот образ раскрывается в полноте чёрточками на бересте, да ещё и автор присутствует здесь и объясняет нам, что это не просто чёрточки, а невещественные божьи да ещё и не буквы, а «буквицы», что совсем не для хайку…
(6) Березозол - славянское название апреля, несет в себе много объемной информации о быте славян - понравилось.
"чёрточки на бересте" - хороший, ощутимый, графический образ, шифрованная запись самой природы на белых стволах деревьев.
"Буквицы" хороши, но все понятия, связанные с Богом, лучше в хайку не употреблять(об этом есть в анонсе:"не оперируйте невещественным, абстрактным"). На простом языке - автор навязывает свое определение, демонстрируя свою привязанность, сужая пространство восприятия для читателя. А ведь "буквецы" эти могут быть и чёрными, и малыми, и любым прилагательным, которое не сделает их невозможными для простой узнаваемой картинки - читатель сам может для себя определить характер этих штрихов на березах - это дерево любимо людьми. Оставить недосказанность - у Вас, пока, не получилось.
(4) Это апрель, боже мой, я не знала. Спасибо автору. Хокку - пример того, как из простых слов получается нечто совершенно необыкновенное. Чем больше вчитываюсь, тем больше нравится.
(7) Пока не полезла в словарь и не разъяснила для себя, что же такое “березозол” - не складывалась картинка: ни про наших предков, ни про март месяц, ни про березовый уголь. Когда “слово” оживает вместе с его смыслами и ассоциациями – оживает и поэтическая картинка.
На мой вгляд трудность этого текста в том, что читатель ему необходим определенный, Можно сказать элитарный)))
и опять нет 5-7-5 ))
(2) В апреле, пожалуй, всего отчетливей заметны черточки-буковицы на бересте, и очень хочется попытаться их прочитать.
(11) Здесь есть и предметность, и недосказанность, и вариативнось, и древнее название весеннего месяца, но немного снижает впечатление близкое соседство берёза - береста
(12) Ах, как бы я вот этот березо(ЗЛО) обыграл. И были бы не "божьи" буквицы, а кое-кого
другого... думаю догадываетесь кого.
(17) Татьяна покорила меня. Первая картинка пошла - берестяная грамота.
Истоки, начало письменности, азы познания.
Пошла за березолом –

- В некоторых славянских языках этим именем обозначался месяц апрель. Слово составилось из "береза" и из слова "зол", не употребляющегося самостоятельно, которого корень тот же, что и в словах: зел-еный, зел-енеть и т. д. Таким образом, слово собственно означает зелень березы или месяц, в который береза зеленеет; вот почему в чешском языке b;ezen обозначает месяц март. Апрель также назывался цветень (по началу цветения растений)- Древнерусское название.
По В.А. Миронову: В Древней Руси так величали март: березень - злой для берез, так как в этом месяце жгли березу на уголь. Березень и березозол он сих пор на Ураине. Март также: соковик (напоминание о березовом соке), сухы(и)й (мало осадков, сухость в лесу; высыхает и заготовленная заранее древесина), солнечник, солногрей, каплюжник, капелюжница.
Интересно! Столько смыслов сразу принесли эти знания.
Если это март-начало Весны, то перекликается с истоками письменности.
«злой для берёз» это как призыв – сохраните, приумножьте знания.
И мне открылся смысл Божьих буквиц.
Я уже несколько дней под впечатлением этих статей.
(9) А вот здесь - словотворчество, неологизм - и без глаголов
(10) Немного о своём. Случай, когда и метафорическое, и буквальное прочтение. Дело в том, что волхвы древних славян умели читать лесные знаки, а крона дерева была для них божьей книгой. Сейчас это знание утеряно. Невозможно заменить БОЖЬИ
буквицы на какое-то другое прилагательное, сакральный смысл пропадёт. Не в первый раз обращаюсь к этой теме:
«от шёпота листьев – знайте! – утерян ключ золотой».

Гольгертсу:
Олег, – «враг рода человеческого» в эту тему никак не вписывается. Сама не люблю шутить с высшими силами и Вам не советую.
(ЛС) Интересное соположение смыслового названия апреля и мифологической интерпретации пестринок на коре берёзы. Хотя немного напрягает упоминание Б-га. Я, вообще-то, пантеист a la Вернадский, но уважаю заповедь "Не поминай имя Г-спода твоего всуе". Хотя, вроде, здесь и не всуе... Нет, чувствую, что получилось хорошо и проникновенно, но... наверно, просто не моё...
(14) очень понравилось, особенно когда поглубже узнаешь про береозол (закрутили!) А без этой информации – читаешь, как пень, чувствуешь себя, интуитивно ощущаешь, что красота какая-то вложена, но без сцец.знаний трудновато
(13) Смысл как-то ускользает…. Может быть потому, что я не знаю, что такое березозол?


11) Иван Миростоцкий http://www.stihi.ru/2015/03/24/2119

Клин журавлиный
Росчерком в поднебесье:
Осень, акварель...

(3) есть время года(осень), картинка, настроение, нет глагола, есть размер.
(15) Тема известная, не новая. Если принять во внимание "Осень. Акварель..." то самостоятельные 3 части получаются, т.к. росчерк это одно, а акварель это уже другие краски и состояние
(1) акварель получилась в мареве - расплывчатая
(5) Картинка красивая, но мне очень мешает двоеточие…
(6) Расписалась осень на небесах своим автографом клиноподобным - журавли растворяются в небе. Хорошо, но как-то все уже сказано в этой акварели, приятная грусть.
(4) Изысканно, как легкий кружевной след от дыма погасшего костра, почти невесомо и немного грустно. Хочется повесить на стену и любоваться. Нет глаголов, но, мне кажется, либо осень, либо акварель.
(7) Очень нравятся первые две строки!!!!
А в последней – просится доработка. Мешает запятая, которая разделяет. Из-за этого теряется Единство.
А вообще, хорошо
(2) Красивая осенняя акварель, хочется подняться ввысь следом за журавлями.
(12) Опять же никакого сопоставления, а уж тем более противопоставления я здесь не вижу.
Буду рад если мне "откроют глаза".
(17) Иван нам подарил свой взгляд художника.
Мне не хватило красок умчаться в поднебесье с журавлями, хотя акварели моя слабость. Ваня! Не обидитесь, если я Вас подразню Паустовским?
«Я плыл по лодке вниз и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли».

Красиво? Всё осязаемо и живо! Это можно и в японской поэзии передать.
Сама так хочу научиться!!!!!!
Символику не буду трогать. Вы сможете оживить клин и мы не оторвём взгляда от неба. Чуть-чуть подработать. Слово Осень Вам не нужно, оно уже читается в клине журавлином.
Хотя, а если этот клин весенний?
Надо подумать!
(9) очень зримо и точно
(10) Творительный падеж «росчерком» не есть хорошо, утяжеляет воздушную вещь. Попробовала преобразовать:
*
клин журавлиный
росчерк на поднебесье
этюд осени
(ЛС) Журавлиный клин одним росчерком? Попробуйте нарисовать птичий клин росчерком - что получится? Правильно, отдельная птица. Если не галочка. Как ни удаляйся от объекта, журавлиный клин всё равно будет видеться прерывистой линией. Разве что совсем уж стилизовать, но такая упрощённая графика как-то не очень сочетается с акварельной. И, кстати, зачем этот разрыв в третьей строке? Причём во подчёркнутый сбоем ритма. Почему не "осени акварель"? Боязнь инверсии? Но она и так присутствует - именно из-за ломки ритма невольно хочется подкорректировать для плавности чтения. И никакая пауза здесь не поможет. Хотя, нет - инструментальная могла бы... Но ведь это несколько из другой темы, не правда ли?

Кроме того, не зря даётся определение-подсказка - "хайку - фотография момента". Даже если позволять себе определённые вольности со временем и метафорами, физический взгляд не должен разбрасываться. А здесь "Осень, акварель" фиксирует взгляд прежде всего на убранстве земли, внизу, "Клин журавлиный" - высоко (об этом ведь "росчерк", да?) вверху. Куда смотреть будем?
(14) понравилось всем, очень живописная картинка получилась, только в 3 строке, стоит определится либо осень – либо акварель, мешают друг другу, на моё восприятие
(13) Что сказать? Хорошо!


12) Гольгертс http://www.stihi.ru/2015/03/24/8401

старая кошка
гостя намывает
холодная лапа

(3) нет размера, холодная лапа - тяжёлый образ. старая кошка у двоих авторов - не есть хорошо. кто первый придумал?
(15) народная примета, но при чём здесь холодная лапа?...Извините, не понятно
(1) о грани жизни и смерти - печально
(5) Тема кошек, причем старых, очень популярна в этом конкурсе…. Но мне видится, что правильнее было бы, дать возможность читателю самому сделать вывод о том, что кошка, вероятно, не молода … к примеру, потому, что лапа у неё УЖЕ холодная, что, правда тоже странно…
(6) Холодную кошачью лапу можно изобразить на льдине с градусником подмышкой - это да8). Даже зная, что у японцев есть целая процедура выявления качества гостей путем манипуляции со старой кошкой, хайка звучит, как простое перечисление событий:
сидит кошка, моет лапу - намывает гостя, а лапа холодная…а после еще и гость прийдет, шо хуже татарина.
Не, у кошки от "намывания" лапка мокрая8))
(4) Первое впечатление – очень просто. Я попыталась додумать: гостя намывает, но какого гостя холодной лапой – покойника? И не сама ли кошка готовит себя в гости к смерти? Так третья строка (вторая фаза хокку) делает его философски законченным, но это я додумала, а автор?
(7) Что-то в этот раз на конкурсе много “кошек”, да еще и старых)))))

Совершенно не оправдано нарушение 5-7-5. Дао – не чувствую от этих строк)))) Почему “намывает” ? И к чему “холодная лапа”? К сожалению для меня - “ящик” не открылся
(2) Старые кошки знают толк в гостях, их не проведешь.
(11) Интерпретация приметы не впечатлила – полностью завершённое и хорошо известное.
(17) Ох уж эти старые кошки! Олег, чтобы ты был здоров. Я измучила своего молодого кота «пробами» на температуру лап.
Никогда не слышала об этой примете и не задумывалась о недобрых гостях. У меня дом - «проходной двор». Постоянно кто-то приходит, кто-то ночует, гостит. Всем всегда рады!
Зная тебя не первый год и страсть твою – просто так не жжжужать…
Много нашла интересного при прочтении.
Пошла за символами-

Священное животное у многих народов. Коты и кошки почти повсеместно символизируют хитроумие, ясновидение, чувственную красоту, способность перевоплощения, женскую злость. Также может олицетворять интуицию, быть символом независимости, изящества и силы. У разных народов кот считается символом удачи, или наоборот, предвещает неприятности.
В Японии кошки предвестники неудач, также существует поверие, что кошки могут вселяться в женщин. В Китае иероглиф кота «мао» тот же, что и для цифры 80, что сделало кота символом долгой жизни. В восточном гороскопе год Кота называют еще годом Зайца; ему посвящен четвертый год восточного двенадцатилетнего цикла. ( Выбирай читатель на любой вкус).
Меня смущает «старая». Зачем она тебе в контексте твоего произведения?
У Катерина именно «старая кошка» вписывается идеально. А ты поторопился и даже не посмотрел, что кошка такого возраста есть уже на конкурсе.
Считываю у тебя призыв к осторожности, тщательно выбирать друзей, доверять своим домашним оракулам.
Столько всего можно с этой кошкой прочитать.
(9) пушистая лапа, наверное, не уверен, что она холодная у живой кошки
(10) Вот и ещё кошка. Старая, умудрённая жизнью. Гостей холодной лапой намывает к себе или к хозяевам? Животные понимают свой срок. Возможно, хотелось мистики, но получилось довольно точно. Ощущение жалости к животному точно присутствует. Это очень понятно тем, у кого умер кот или кошка.
(ЛС) Здесь случай, аналогичный тёплым коленям - оценка неясно с чьей точки зрения да к тому же ещё с явным привкусом метафоры (тр'опа) - холодная лапа, холодное сердце, холодный взгляд... Явно антропоморфный подход. Однако не поленилась - полистала приметы. И знаете, что? Нашёлся подробный вариант: "Кошка умывается и поднимает вверх заднюю лапу (ставит костыль) — к перемене ветра или гостей зазывает; если задние лапы при этом горячие — гости желанные, если лапы холодные — гости нежеланные." То есть, надо пощупать этот самый костыль. Вот только, как интерпретировать температуру лапы, если кошка умывается всё-таки к перемене погоды? Какой-то сеанс у гадалки получается...

старая кошка
намывает приблуду
холодный прищур

А если в реале - холодные лапы будут у умывающейся кошки после прогулок по мокрому-снежному, здесь просто надо побыстрей вылизать лишнюю влагу. При сухих холодных лапах кошка первым делом согреется, а потом уже начнёт лоск наводить.
(14) ничего не поняла, после прочтения сразу мелькнула фраза из «Маугли» про лапу. Как-то мимо меня стих.
(13) «Кошка намывает гостя» из разряда славянских примет. Не понятно, почему холодная лапа, и у кого?


13) Лидия Косарева http://www.stihi.ru/2015/03/29/2527

В раннее утро
тихая трель соловья,
смартфон на столе.

(3) + что размер, нет глаголов. - что законченность, нет недосказанности.
(15) + понравилась картинка
- Напрягло раннее утро, невещественное, и потом, читая, ощущаешь себя в другое время, а автор указывает - раннее утро...Лучше было бы показать другими признаками, например про кофе...
(1) природа разрушена словом смартфон
(5) Первая строка звучит как-то не по-русски…. «Ранним утром» было бы гармоничней. В остальном – всё как будто неплохо, но если придираться (только с целью приближения к истине в написании хайку), то при прочтении вторая строка воспринимается искусственно созданной из-за прилагательного «тихая» - не верится, что ранним утром соловей свои рулады будет сдержанно исполнять. Смартфон, лежащий на столе, в итоге всё объясняет, но при этом хочется спросить:
- Ну и что? Просто пора вставать…
(6) Если бы не "враннее" утро, то вполне нормально воспринимается мелодия из смартфона - такая оригинальная запись на мобилу
тихой трели соловья. Звонит ли кто? Или программа будильника пробуждает? А то и сам соловей где-то притаился, тихо трелит? Все сказано, предугадано, перечислено, даже стол. Есть связь с современностью, нет "би"8))
(4) Просто, но современно, свежо, есть сезонное слово «Трель соловья». Мне мешает «В раннее..», хочется «Раннее», а лучше полностью переработать первую строку.
(7) Эти строки могли бы для меня состояться, если бы не два “но”.
Мешает предлог “в” в первой строке. И по произношению, и по добавлению тяжести.
И “смартфон на столе”. Конечно трель соловья и трель смартфона – как две противоположности, два мира - хороши для осмысления. Но как-то с поэтической точки зрения для меня – грубовато.
(2) Приятно утром услышать трель соловья – хотя бы со смартфона.
(11) Такой будильник мы знаем, картинка показалась плоской, без дополнительных измерений.
(12) Если в этом случае использовать не скрытый глагол, а наречие, то возможно получить:
.
В раннее утро
тихая трель соловья, (словно)
смартфон на столе.
.
Развития образа не хватает, далее подмеченного сходства дело не идёт.
(17) Лидия! Считываю любовь к природе, желание автора быть рядом с ней.
«Каменные джунгли» изолируют нас от природы. Новые технологии используем, чтобы не забывать, что существует другой мир из звуков птиц.
Соловьи для меня больше, чем птички…
Я Курянка! Наши Курские соловьи отличаются своими песнями от всех соловьёв в мире. Это научно доказанный факт. Курский соловей является одним из главных символов Курской области. Пение этой птицы в регионе отличается от трелей других собратьев особой красотой и мелодичностью. Пение курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен. Также отличительной особенностью считается трель «кукушкин перелет».
Улыбнитесь все –
Делегация Курской области в ходе встречи с главой Крыма подарила ему запись трелей курского соловья. Аксёнов обещал включать запись на совещаниях.
О! О соловьях могу петь бесконечно.
Обычно песня соловья считается хорошим предзнаменованием.
Отличная находка автора – каждое утро создавать себе настроение дня.
Первую строчку сделайте легче и всё!
(9) соединение вечной природы и современного НТП, причём довольно гармоничное
(10) Наверное, городское утро. Ну что же, смартфон – реалии времени, но и трель соловья – тоже! Удачно сочетается часть природы с механическим предметом. Единственно – трель невещественна, утро – тоже, механизм «перевешивает»…
(ЛС) Почему-то мне кажется, что в данном контексте будет правильней "ранним утром", а "в раннее утро". Хотя бы потому, что при лаконичности стиля хайку это выражение может прочитываться и как "когда?", и как "куда?" Для определённости ситуации явно не хватает уточняющего слова - например, глагола (в раннее утро слышна) или указательного (в это раннее утро). Чувствуете разницу?
И ещё никак "не играет" то, что смартфон именно на столе. Вроде бы звук должен быть не хилый, а здесь - тихий...

на утренней зорьке
тихая трель соловья
смартфон под подушкой

Но сама идея хороша! Раз уж нет возможности послушать настоящих соловьёв, а так хочется чего-нибудь такого!.. И просыпаться опять же приятнее! Кажется, на МКХ такие хайки классифицируют как современные - чисто по формальному признаку упоминания реалий нового времени.
(14) первые 2 строчки прекрасные, хотя предлог «в» лишний ( всё прекрасно будет смотреться и без него), а вот 3 строчка, словно бы не вяжется, будто вступает в противоборство с 1и 2, врываясь «мегаполисом» в тихое раннее утро. А может быть, в этом и был смысл автора, не знаю?


14) Анжелика Ефимова http://www.stihi.ru/2015/03/30/8790
 
Хор певчих в свечах
Дым ладана меж людей
Солнце снаружи

(3) + размер, - разорванность трёх предложений, законченность образов.
(15) - Хор певчих в свечах - понятно, но слишком конкретно указывает, да и ещё дым ладана... Три части... Солнце снаружи... - это где?
(1) разделено то - что должно быть едино
(5) С трудом прорисовываю эту картину…В моём представлении – ни разу ни хайку…
(6) Очень старался понять. Солнце снаружи дополняет перечисление пожарной небезопасности.
(4) Я увидела картинку, почувствовала «двойное дно» произведения. Очень глубоко написано.
(7) Почему-то вспомнилась картинка “лебедь, рак и щука” (да простит меня автор строк)))))
Хор, дым и солнце – в различных лодках, плывут куда хотят и не смотрят на соседей.
И даже присутствие 5-7-5 – не спасает )))
(2) Очень много образов : внутри храма – певчие, свечи, верующие, дым ладана, снаружи – солнце. Не очень понятно – автор хочет противопоставить образ солнца тому, что происходит в храме?
(11) Здесь у меня включилась логика. Как это – певчие в свечах? Те, кто в хоре, и в руках свечи не держат, кажется… Но есть смысл и загадка.
(12) Не удержусь и процитирую "себя любимого":
.
Не проникнет свет, хоть пожар в уста.
"Нет!" у них ответ — на "пожалуйста!"
Запах ладана, поп с кадилом здесь.
- Эй, патлатые, не подвинетесь?

Я пришёл посмотреть на Христа!
.
Уж больно созвучно. Но что хорошо в обычном рифмованном стихе, далеко не всегда
годится в нашем ограниченном "японском" пространстве.
Казалось бы и противопоставление в наличии, причём вечное: свет//тьма
А чего-то не хватает, как-то не запускается механизм сопоставления, может оттого,
что скрытый глагол никакой не читается, может ещё отчего-то.
(17) Анжелика! У меня неоднозначное прочтение вызвало «дым ладана».
Сразу Высоцкий вспомнился

В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет! И в церкви всё не так,
Всё не так, как надо.

Ладан
высушенный сок, смола, (камедь) многих растений рода Boswellia семейство бурзеровых (Burseraceae) – Boswellia sacra... ;

Я очень много читала о дыме ладана. Существует масса научных статей, которые рассматривают влияние ладана на организм человека. Но учёные не приходят к единому мнению.
Одни считают, что это
наркотик сродни метамфетамину, известному многим под названием «винт», а также и под кучей других названий. В народе изомер D-метамфетамин называется «православным».
Другие утверждают -
«секретный ингредиент» ладана, наделяет его дым антидепрессивным эффектом.
Ладан - одно из наиболее древних благовоний. В Библии именно золото, ладан и мирра описаны, как дары волхвов Иисусу.
Вот выдержка из одной статьи
«К сожалению, Русская Церковь, пройдя через лихолетье революционных потрясений и годы безбожной власти, утеряла многие уникальные технологии, и рецепты изготовления качественного ладана из натуральных русских компонентов также ушли в небытие. И даже если и сохранились где-то на Руси умельцы-ладановары, то о них почти ничего неизвестно и достать их ладан практически невозможно.»

У меня осталась физическая тяжесть после прочтения, но Анжелика подарила Солнце снаружи.
Очень хочу узнать, что автор вложил в свои строки.
(9) очень зримо и весомо застыло мгновенье
(10) Вот как-то много всего. В трёх строчках – три обстоятельства места, наверно, это неправильно? Вообще смысл для меня здесь загадочен. Может быть, и очень хорошая вещь, но… непонятно.
*
хор певчих
дым ладана меж людей
солнечный блеск
(ЛС) Три фразы, черкнутые в блокноте для памяти. Наверно, отсюда грамматические странности - для себя ведь пишешь так, чтобы зафиксировать и события, и эмоции, да? Но выносить это на публику как окончательное и нечто художественное...
Почему хор певчих В свечах? Насколько мне удалось понять, то около певчих ставят компактно что-то вроде подсвечника (не сильна в церковных терминах)
Почему дым ладана именно меж(ду) людей? Имеется в виду именно "обкуривание" (каждение) или просто люди ближе как-то чем-то, чем, допустим, паникадила, колонны, и прочие архитектурные детали?
Почему формулируется, что солнце именно снаружи? А что, бывают какие-то другие варианты для находящихся в церкви? Или имеются в виду лучи солнца, проникающие извне внутрь?
(13) Полный развал перспективы. Не знаешь, на что смотреть, особенно как увидеть «хор певчих в свечах»?


15) Татьяна Игнатова 5 http://www.stihi.ru/2015/03/31/842

пыльное облако
в мелькающих спицах
капли по крыше

(3) - размер, непонятный образ облака в спицах и нет связи с каплями по крыше
(1) так долгожданный летний дождь - вижу и слышу
(5) хорошо…
(6) Капли по крыше кого-чего? Тоже старался понять.
(4) Нравится, но разрывается картинка, и потом не складывается. Для меня каждая строка живет самостоятельно, и каждая - просто хороша.
(7) Кажется, еще бы доработать – и стихотворение может состояться. Нравится “пыльное облако”, но... остальное не стыкуется в единую “звучащую” поэтику.
(2) Представляется деревенская улица в жаркий летний полдень и ребятишки на велосипедах, которым и начинающийся дождь не помеха.
(11) У меня не хватает фантазии и совместить облако пыли и крышу в каплях дождя и понять, что из них – в спицах. Показалось неправдоподобным и абстрактным.
(12) "И когда показалось облако пыли - там, где расступались дома,
Дед Василий сказал до конца охренев: "Наконец-то мы сошли с ума."...
/БГ Капитан Воронин/
.
Вообще, "пыльное" в данном контексте сомнительно. Где-то ждёшь отблеск
спиц-молний, вместо "капель".
(17) Татьяна, я поняла, какое Вы пыльное облако имели в виду.
В марте Санкт-Петербург накрыло пыльное облако.
Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/social/279993
Татьяна меня «спицы» выбивают из прочтения.
Значение слова Спица по Ефремовой:
Спица - 1. Тонкий длинный стержень для вязания; вязальная игла.
2. Деревянный или металлический стержень различного назначения. // перен. устар. Остроконечная верхушка какого-л. здания; шпиль.
3. Один из деревянных или металлических стержней, соединяющий втулку колеса с ободом. // Один из деревянных или металлических стержней рулевого колеса.

Значение слова Спица по словарю Ушакова:
СПИЦА
спицы, ж. 1. Тупая игла для вязания. 2. Один из деревянных или металлических стержней, прутьев, соединяющих втулку колеса с его ободом. Колесная спица.Велосипедная спица. Последняя спица в колеснице (разг.) - о человеке с ничтожным значением в той или иной области или организации. Пятая спица в колеснице (ошибочновм. пятое колесо в телеге) - о ком-чем-н. совсем лишнем, ненужном. Он сам лично в этой работе совсем не пятая спица в колеснице, а напротив того, прямой соучастник.Салтыков-Щедрин.

Я провожу аналогию с колющимися предметами – затруднённое дыхание, дискомфорт окружающих и как облегчение долгожданная влага.
Очень хочу услышать Вашу точку зрения.
(9) можно - "облако пыли", так будет 5 слогов, кстати не видел никогда, чтобы было "пыльное облако", смерчи из пыли в Судане видел
(10) казнить нельзя помиловать Что всё-таки «в мелькающих спицах»? «пыльное облако» или «капли по крыше»? Двойственность написания мешает обдумыванию.
(ЛС) Похоже на попытку создания шлюзового хайку. Средняя строка может относится и к пыльному облаку - велосипедист мчится по сухой ещё грунтовке, стараясь успеть до того, как ливанёт. А с третьей строкой получается выразительная картинка начала ливня - стремительные тяжёлые капли несутся к земле так, что мы видим только блестящие водяные спицы, и только прерывистый звук по крыше свидетельствует о том, что это всё же капли, а не стрелы какого-то мифологического героя... Но в целом восприятие ослаблено из-за инверсии в 1-2 строках и некоторой смысловой несогласованности в 2-3. Хотя, может Быть, я не права, и здесь какой-то другой, неуловимый для меня смысл?
(14) чувство пыли и «велосипед» по первым 2-м строкам, и свежесть на 3-й
(13) Солнце, что ли, вяжет?


16) Олег Паршев http://www.stihi.ru/2014/05/02/4908

Воробьи в луже –
В осколках солнца. Душно.
Пахнет грибами.

(3) разрыв на несколько отдельных стихотворений. называется ощущение - душно.
пахнет грибами - кому? включение автора?
(15) Три или четыре части... Хотя картинка интересная , но много всего: воробьи, лужа, солнце и запах грибов... Но приятно, хочется остаться и созерцать...
(1) кусочек зрелого лета - тепло
(5) Как трехстишие – не плохо, но «осколки солнца» - ни для хайку, да и на «душно» спотыкаюсь…
(6) Нарисовать картинку "Душно" - нереально! Да еще, чтобы пахло грибами! "В осколках солнца" - метафора. "Воробьи в луже" - хороши сами по себе.
(4) Это калейдоскоп: крутятся стеклышки, образуя разные картинки. Слишком много частей, посоветовала бы убрать «душно», или вплести его в «осколки солнца»
(7) Гармоничности нет в этих строках. Зато есть 5-7-5 )))
(2) Хорошо знакомая картина летнего знойного дня, когда только что вернулись из леса грибники с тяжелыми корзинками.
(11) Есть эффект присутствия, вполне зримая, но почти досказанная картинка.
(12) Пожалуй, это как раз тот случай, когда "не нужно в угоду форме использовать лишние слова."
Избыточность, разорванность, и никаких "мостов" не хватит.
(17) Олег! Берёте своей эмоциональностью.
Читаю с улыбкой, меня окружают запахи, звуки.
Олеги у нас в этот раз на одних приметах построили своё творчество.

«Воробьи купаются в луже – это говорит о небывалой засухе.»
А какие грибы в засуху? Ими даже и пахнуть не будет.
Ладно смягчим приметы-
примета воробьи купаются в луже — то быть солнцу, не быть стуже;
если воробей сидит в пыли — вскоре здесь пойдут дожди;
если воробей плетет гнездо — будет ясно и тепло;
воробьи порхают у земли — вскоре грянет гром, дожди;

Это добрая улыбка от заядлого грибника.
(9) картина нарисовано точно, её можно даже представить себе на запах
(10) Именно так и происходит, когда прошёл сильный ливень, а погода жаркая, и опять парит, и вот-вот «царевна заплачет» - летний короткий дождь при солнце называют слезами царевны. Портят дело два предлога «в».
*
Воробьи в луже, –
осколки солнца. Душно.
Пахнет грибами.
(ЛС) Воробьи в луже... И что они там делают? Или не делают? Как-то неподвижно получается, не понять кто на снимке - живые птицы, купающиеся в луже или... Тревожность ситуации усиливается осколками и духотой - догадываюсь, что автор имел в виду нечто другое, оптимистичное, но не могу избавиться от этого предгрозового гнёта. Который усиливается и от коротких рубленных оборотов -

воробьи в луже (видение неподвижных птичьих телец в мелкой грязной луже)
в осколках солнца (ох, как тянет прочитать "в осколках солнце"!)
душно (воздуху мне, воздуху!)
пахнет грибами (уж не плесенью ли?)

В общем, сплошной Angst! (это не который у немцев, а который у психоаналитиков...)

(отдышавшись и взяв себя в руки) Это всё из-за упако.. то есть, формы... Содержание-то вроде ничего...

в осколках солнца
купаются вробьи
тянет грибами
(14) хорошая знакомая летняя картинка, действительно стало душно от прочтения (жара, июль), а с грибами не перебор ли? Сам автор выглядывает… с лукошком
(13) «В осколках солнца» - красивая метафора, но не для хокку. «Пахнет грибами» из разряда ощущений автора.


17) Дуновение http://www.stihi.ru/2015/03/28/2748

тёплая встреча
два яблока на скамье
в зимнем парке

(3) зима, нет глаголов, недосказанность есть, размер почти идеальный
(15) Хотя встреча - невещественная сущ. (не сразу заметила) очень понравилось, лаконично и многогранно.
(1) ёмкая разноплановая картинка
(5) Очень неплохо… даже не совсем хайковское -«тёплая» встреча не разочаровывает, а придаёт особый колорит… Бывает и так…
(6) Понравились вторая и третья строчки вместе:
два яблока на скамье
в зимнем парке

даже тепло стало от увиденной картинки8)
Зачем же еще навязывать читателю, что это "тёплая встреча"? Как нарисовать, чтобы было понятно, что встреча тепла? Кого?
С кем? Зачем? Если поработать с первой строчкой, может получиться отличная хаечка8))
(4) Очень гармонично воспринимается, нет особой глубины, но зато есть положительный вектор и неуёмная радость от прочтения.
(7) Эти строки нравяться. Здесь есть и глубина, и красота.
И пусть опять не соблюдены 5-7-5,
здесь – вполне оправдано гармонией)))
(2) Встреча в парке, видимо, была настолько теплой, что были забыты два яблока на скамейке. Но остается надежда, что яблоки найдут себе новых хозяев. Еще вариант – кто-то принес кому-то два яблока, и пока до них просто руки не дошли… Третий, сказочный вариант – встретились два прогуливающихся в парке яблока с одной яблони)))
(11) А вот это и показалось мне пальцем, показывающим на Луну…
(12) Простим беспредметную "встречу" автору? А то! Тем более, что на мой взгляд
здесь найдена "золотая середина" для среднего ассоциативного мышления.
То бишь, не слишком сложно, чтобы сказать "Не понимаю", и не слишком просто,
чтобы заявить: "Примитив".
Скрытый глагол: "лежат". Варианты есть, но они слишком заумны и могут увести
чёрт-те куда. К тому же, меняя падеж можно записать и в одну строку:
.
тёплая встреча
двух яблок на скамье
в зимнем парке
.
Но это не минус, хотя, конечно, никакого парадокса нет, зато есть отсылка
к "внутреннему теплу". А для большинства её достаточно, чтобы объявить
превосходным ЛЮБОЕ стихотворение. Потому как пресловутый "Положительный вектор"
и об этом немного подробнее.
(9) написано с теплотой, которая приятно контрастирует с зимним парком :)
(10) Как эмоционально, замечательно согревает, просто впадаю в состояние телячьего восторга, много смыслов развёртывается, и все позитивные. А всё делает добавочка «тёплая». Что бы ни твердили о присутствии автора – а как же без него? Чай, не робот пишет)) И поняла наконец, что нравятся мне больше светлые вещи.
(ЛС) Многозначность прочтения, причём не только на вербальном уровне - где-то даже на грани коана. А может уже и не на грани. Сильное ёдзё. И тёмный юген яблок, медленно замерзающих на холодной скамье... После тёплой встречи...

Хотя, конечно, сама "тёплая встреча" немного напрягает то ли субъективизмом, то ли авторской оценкой... И привкус свершившегося прошлого тоже как-то...

холод
пробирающий до нутра
а как было тепло
(14) шикарно, выше всяких похвал. Стих-как корица. Тепло и уютно. И есть послевкусие
(13) Просто встретились два одиночества: русская Антоновка и американский Голд.
*************************************************
Хотел сам поучаствовать, но сам же и не успел.
Так как получился немного кошачий конкурс, предлагаю в качестве домашнего задания своё трёхстишие:

терракотовый воин
на подлокотнике кресла
кот

*************************************************

Теперь обсуждаем, спрашиваем, отвечаем.
Да, и не забываем рассказать о своём конкурсном произведении! Нам ведь интересно, что вкладывал автор в свои строки.

*************************************************

Следующий будет 6-ой конкурс хайбун (давно не проводился). Анонс через два дня.
5-ый конкурс хайбун (для ознакомления) http://www.stihi.ru/2013/12/15/10044

*************************************************
==========================================================
Ведущий Круглого Стола – Курума Такуми
==========================================================


Рецензии
Насколько я понимаю посылы нашего уважаемого ведущего Курумы, так это именно
дух хайку в русскоязычном трёхстишии. Определены приоритетные пункты соответствия
этому "духу", которые были озвучены в Анонсе разбираемого конкурса.
Отчего бы нам не довериться им? Только сделать их непреложными и обязательными.
Тем более, что их всего ТРИ.
.
1 Настоящее время (здесь и сейчас)
2 Предметность (показывать, а не рассказывать. Рисуемая картина)
3 Двучастность (сопоставляйте и противопоставляйте)
.
Каждый из этих пунктов подробно и с примерами расшифрованы во многочисленных
статьях по японской поэзии. Отсутствие рифмы -- это само собой и понятно дошкольнику,
а всё остальное; кол-во слогов, сезонное слово, японская ментальность, положительный
вектор -- нельзя ставить во "главу угла" уже в силу "русской ментальности".
Если будут соблюдены эти ТРИ пункта мы и будем обсуждать именно ДУХ и "механизмы",
приёмы, которые авторы использовали этот самый ДУХ вызывающие.
Где двучастность включает в себя ту самую вариативность, отсутствие смысловой досказанности
и мостов в прошлое.
Пункт безличности (отсутствие автора в стихе) так же думаю очевиден.
И главное. Трёхстишие не поэма. Их можно писать десятками в день, весь вопрос
в качестве. И здесь основополагающую роль могла бы сыграть редакторская правка
при приёме. Например, присылает начинающий автор глагол не той формы или
оперирует явно невещественными понятиями, мягко попросить его "поправить это дело",
тем более, что в большинстве случаев это возможно сделать, едва ли не за пять
минут, вместо того, чтобы потом становиться "в позу" -- Я ТАК ВИЖУ, Я ТАК СЛЫШУ!
Иначе мы только перессоримся и ничему, разумеется, не научимся.
С уважением, Олег.

Гольгертс   24.04.2015 18:05     Заявить о нарушении
Олег!
Я так понял, Вы предлагаете применить редакторство при приёме стихов на конкурс?
Хорошо, на следующем так и сделаю, в виде эксперимента.
Хотя вижу главную цель - привлечь больше авторов к японским формам.
С уважением,

Сад Рёандзи Конкурсы   24.04.2015 21:33   Заявить о нарушении
Курума, я понимаю, что это может быть не таким простым делом.
Творческим людям свойственно переносить свою субъективность на вполне объективные
правила. С двучастностью это вряд ли получится, но хотя бы такие базовые вещи,
как предметность, настоящее время, безличность можно и нужно отследить.
Предполагаю, что снимется много лишних вопросов и мы сосредоточимся на основном.
Попробуйте. А то видите да чего доходит. Начинается противопоставление разных
школ хайку, переводов и прочее... Если будут выработаны в Анонсе общие требования
для всех, то лучше один раз посовещаться, и даже поспорить с вами, чем потом
"кусаться" со всей площадкой.
О

Гольгертс   24.04.2015 21:48   Заявить о нарушении
что не убивает нас, делает нас сильнее

Сад Рёандзи Конкурсы   24.04.2015 23:18   Заявить о нарушении
Что сказать? По сути школ русских хайку всего две. И большого противопоставления между ними нет, маленькое есть.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.04.2015 23:20   Заявить о нарушении
Да... но чего стоят только "Трактаты по ритмике" Шевченко или его же "Теория вращения".
К тому же даже на этом "Круглом столе" противопоставляют отнюдь не "русские школы",
но сравнивают сами японские, причём опираясь на различные исследования лингвистов,
переводов Басё и прочее...
Что-то мне подсказывает, что если слишком глубоко погрузиться во всё это можно,
как говорят музыканты "забить руки". Я повторюсь, существуют приоритетные
базовые пункты, и следуя им необходимо создавать СВОИ прекрасные миры.

Гольгертс   25.04.2015 00:25   Заявить о нарушении
что не так в трактатах о ритмике и теории вращения?

Сад Рёандзи Конкурсы   25.04.2015 01:16   Заявить о нарушении
Шевченко: "Хайку - это картинка, где времени как такого нет, то есть это миг, пространство спрессовывается в картинку видимую глазом. Хайку РОЖДАЕТ мысль, то есть хайку РОЖДАЕТ истинного Читателя, не потребителя-читателя, который наслаждается, смотря фильм или слушая чьи-то стихи, а это наслаждение совсем иного рода, это рассуждение, это мысль, это образное мышление, это выстраивание образов, активное читательское, то есть как говорили братья Стругацкие - профессия читатель"

Сад Рёандзи Конкурсы   25.04.2015 01:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.