9

9. Понятие картины мира. Уровни и свойства языковой картины мира
Исходя из того, как понимают картину ми-ра социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизиологи, её следует определить как:
• систему образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
• порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.
В соответствии с этими особенностями картина мира:
• целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
• представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
• имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфи-ческим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.
Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:
• масштабность;
• чёткость;
• эмоциональная окрашенность;
• свет и мрак;
• присутствие прошлого, настоящего и будущего;
• аналитизм и синтетизм;
• выделенность субъекта из внешней среды;
• активность-пассивность;
• знаковость (символичность);
• рефлексивность;
• насыщенность межчеловеческими отношениями;
• конформность;
• детерминированность мироустройства;
• степень общей развитости;
• особенности развития репрезентативной системы.
Языкова;я карти;на ми;ра — исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового кол-лектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и уст-ройства мира, концептуализации действительности. Считается, что каждому естественному язы-ку соответствует уникальная языковая картина мира.
Основными характеристиками языковой картины мира, которыми её наделяет Л. Вайсгербер, являются следующие:
1. языковая картина мира - это система всех возможных содержаний: духовных, определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка,
2. языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а, с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития,
3. языковая картина мира как единый «живой организм» чётко структурирована и в языковом выраже-нии является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также свой паремиологический багаж. Другими словами, языковая картина мира обусловливает суммарное коммуникативное поведение, понимание внешнего мира природы и внутреннего мира человека и языковую систему,
4. языковая картина мира изменчива во времени и, как любой «живой организм», подвержена разви-тию, то есть в вертикальном (диахроническом) смысле она в каждый последующий этап развития отчасти нетождественна сама себе,
5. языковая картина мира создает однородность языковой сущности, способствуя закреплению языко-вого, а значит и культурного её своеобразия в видении мира и его обозначения средствами языка,
6. языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через особое мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запёчатлённые средствами языка,
7. картина мира какого-либо языка и есть та преобразующая сила языка, которая формирует представ-ление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка,
8. языковая картина мира конкретной языковой общности и есть её общекультурное достояние.


Рецензии