Маруся. Рассказы о Великой Победе

                М А Р У С Я

  Наш пехотный полк вошёл в небольшой немецкий город. На заборах то и дело встречалась надпись мелом "Хозяйство Морозова". Мы не понимали смысла этой надписи, но предположили, что впереди нас идут сапёры и так отмечают свой путь.

     У ворот одного из домов стояла русская девушка со слезами на глазах, но с выражением необычайной радости на лице. Я подошла к ней, и она воскликнула:
     - Как хорошо, что вы пришли, мои русские солдаты!

    Девушке было примерно столько же лет, сколько и мне: около двадцати.
     - А как тебя зовут? - спросила я.
     - Маруся. Я из русской деревни, там мои родители, - ответила девушка.
     - А меня Тоней зовут, сказала я.

    И Маруся принялась рассказывать:

     - Немцы забрали из деревни всех моих подруг. Они грубо обращались с нами, оскорбляли, издевались и увезли в Германию. Потом привезли в этот город. Немки-хозяйки выбирали себе в рабство самых сильных и здоровых девушек. Меня вот эта хозяйка выбрала. Я работаю у неё на скотном дворе и всюду убираю за ними грязь: с раннего утра и до поздней ночи. Живу полуголодная, даже хлеба не дают досыта поесть. Хозяйка ко мне придирается: всё ей не так. Вот посмотри, она сегодня меня по лицу била. Она злится, что идут русские, на меня кричит, будто я всё делаю плохо.

     И Маруся обратилась ко мне с просьбой:
     - Если ты, Тоня, будешь раньше меня дома, то вот тебе адрес и моя фотокарточка. Передай моим родителям и расскажи обо мне.

    Мне нельзя было с ней долго говорить, - мои товарищи-связисты ушли далеко. Я успела вытащить из Сидора (так называли у нас на фронте рюкзак) свои военные трофеи - синее шерстяное платье и белый берет и подарила их Марусе. Мы попрощались, и я побежала догонять своих.

    Связистам рассказала о Марусе. Все погоревали, но решили: слава богу, что жива и поедет домой.

    Пока мы шли, надпись мелом на заборах стала встречаться реже и уже в таком виде: "Х-во Морозова". Мы поняли так: наверное, мел кончился, и мы загрустили.

    Наш полк после войны ещё долго жил за границей - в Чехословакии, в Австрии и в Германии (в Гамбурге), и поэтому мне не удалось выполнить просьбу Маруси: передать весточку её родителям. Но я была уверена, что Маруся уже давно на Родине...

    Больше я её никогда не видела, но у меня осталась фотография и грустная, но в то же время светлая память о ней.

       
    Рассказы ведутся от имени ветерана Великой Отечественной Войны, Антонины Ивановны Дементьевой, жительницы города Конаково Тверской области, которая поведала мне эти истории в 2002 году. Некоторые из них я тогда же и опубликовала в местной газете.


Рецензии