Бесленей
Природы живописный уголок.
Двадцатый прошлый неспокойный век
Принёс в достатке тягот на порог.
Из Ленинграда вырвавшись, состав,
С голодными детьми шёл на Кавказ.
Товарные вагоны среди трав
Постукивали в предрассветный час.
Союзники не открывали фронт.
Враг к нефти продвигался неспроста.
Был предрешён дивизиями ход
Под склонами Кавказского хребта.
Бомбили Армавир...Апофеоз*...
Бросались дети вниз, у шпал плашмя.
Собрали тех, кто выжил, на обоз
Отправили подальше от огня.
Казалось, что дороги нет конца;
Путь в тыл через горящую страну.
По следу шла волчицею война,
Обоз свернул на горную тропу.
Вздыхая, подавали им чурек.
Цинга крошила дёсны, как тесак.
Ни слёз, ни жалоб не было с телег.
Боялись люди сделать верный шаг:
Остановить блокадников детей.
Молва катилась в каждый хуторок:
Расплата ожидает матерей,
Решивших приютить больных сирот.
Подводы к Бесленею подошли.
Здесь кони стали, чтоб передохнУть.
Все в поле, а в ауле ни души,
Лишь старики, решившие взглянуть
На молча умирающих ребят...
Собрал совет старейшин Бесленей.
Боялись ведь не столько за себя,
А больше за своих родных детей.
Но не смотря на то, что риск велик,
Адыг хабзэ* - закон один для всех
Гласит: непререкаем аталык*,
Ребёнку не помочь - великий грех.
Так было решено - забрать сирот,
/Да не откажет в помощи Творец/.
Столпотворенье у чужих подвод,
И крик, и слёзы дрогнувших сердец.
Несли изнемождённых на руках,
Кто за руку, а кто тянулся сам
И говоря на разных языках,
Всё понимали люди по глазам.
В ту ночь вносили в книгу* имена:
Муса, Фатима, Нурик, Рамазан...
Их заново родилось тридцать два
У добрых бесленейских мусульман.
Пришли фашисты, окрики резки.
Допрашивали дедов, матерей.
Попрятали в подвалы, чердаки,
Измазав сажей светленьких детей.
Но мальчика-еврея одного
Гестаповцы с наводкой всё ж нашли.
Усыновила Кабахан его,
Не чаяла в нём женщина души.
Донос всегда продажностью поган.
Расстрел и детский голосок умолк.
Не выдержала горя Кабахан,
Скончалась, обхватив могильный холм.
Похоронили рядышком её.
На следующий день / горьки уста/,
Предатель с пулей, впав в небытиё,
Лежал на берегу... Река крута.
Тянулись дни в вершении молитв,
Взошла над полумесяцем звезда...
Одни потом родных своих нашли,
Другие здесь остались навсегда.
Впитали древний горский этикет:
Уметь владеть оружием в седле,
Почтенье к старшим, уважать совет,
Эмоции держать всегда в узде.
Бурлит Большой и ныне Зеленчук.
Раскинут на равнине Бесленей.
Расскажет вам историю шапсуг*
О нанах*, обнимающих детей.
Бесленей — аул в Хабезском районе Карачаево-Черкесии.
Апофеоз - в изобразительном искусстве термин обозначает изображение вознесение души умершего в небеса.
"Апофеоз войны" картина Василия Верещагина.
Чурек - хлеб.
Адыгэ хабзэ - свод адыгейских правил, история адыгов, обычаи и традиции.
Аталык — воспитатель у черкесов.Аталычество — древний обычай Кавказа, по которому, ребёнок
вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью,
а затем возвращается к своим родителям.
Похозяйственная книга, её гитлеровцы проверяли в первую очередь.
Нана - мама на черкеском.
Шапсуги ( адыгэ, шапсыгъ) — субэтнос адыгов.
Свидетельство о публикации №115042000082
Иван Терёхин 19.11.2016 10:55 Заявить о нарушении