Москва

Я тогда не умела ходить по-московски...

Я тогда не умела ходить по-московски,
ни общаться, ни ездить, ни пить, ни курить...
Чтобы спрятать акцент, говорила по-польски, -
да и было о чём ли со мной говорить?

Молодая дурёха в зауженной юбке.
Из достоинств немногих, пожалуй, - мозги.
Не спилась в кабаках, не пошла в проститутки
потому, что писала плохие стихи...

Потому, что в тулуп завернувшись по сменам,
заработав на хлеб и билеты рубли,
я бежала в концерты и грезила сценой...
галереи Москвы тоже были мои.

Кантиленной тропой с позолоченным прудом
я бродила, Блаватскую сунув в рюкзак,
Кантом бредила и, непонятно откуда, -
книгой Рериха, купленной за четвертак.

Всё - пределы Москвы. Всё отсюда - театры,
долгостой за билетами в зимнюю стынь...
Не оттуда ль глаза мои подслеповаты,
не оттуда ль ментальность моя - монастырь?

Я приеду. Пройду фэйс-контроль на вокзале.
Я увижу Москву дорогую мою!
Отыщу "Форнарину"* в карминовом зале
и, как прежде, всю жизнь перед ней постою...


*Форнарина ( La Fornarina, «Булочница») (XV - XVI вв.) — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути, а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника. Большинство элементов классического мифа о Форнарине сложились в XVIII—XIX вв. Достоверные свидетельства её существования все еще являются предметом исследования. Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля - Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. Картина "Форнарина" Джулио Романо выставлена в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

на свиданье с Окуджавой

                Арбат, 43 – дом, в котором проживал Булат Окуджава,
                и скульптурная композиция в его честь, занимающая
                внушительную часть Плотникова переулка, что выходит на Арбат.

на свиданье с Окуджавой
после долгого прощанья
и внезапного прощенья
в 43-ий милый дом
даже сердце задрожало
от любви и осознанья
вдоль арбатского круженья
прямо в сквере угловом

непослушных струн и пальцев
звон аккордов в тесных залах
запредельною тоскою
занавешенных дворов
запрещённые скитальцы
андерграунда подвалов
отрицатели мирского
шлакования умов

в этот мир хрущёвских двушек
прорывался голос хриплый
и орёл повис на небе
над загнобленной страной
и стихов живую душу
о дворах московских хиппи
пел грузин и вился в небыль
виноградною лозой

Воробьёвы горы

Горы Воробьёвы лубочной картинкой
разлеглись привольно над Москва-рекой...
Здесь слуга царёвый к битве Бородинской
за Первопристольную свой придумал бой*.

А бывало время, что за красотою
был введён дебильный сталинский режим:
шпили брали в стремя, чтобы высотою
не превосходили избранных вершин.

Троицкую церковь** прятали стыдливо,
чтоб крестов на луковках было не видать,
а в часовне*** меркли лики сиротливо,
поистёрлись буковки - трудно прочитать...

И стреножить церковь, и гнобить святыни,
и опутать цепью гордость, стать и мысль, -
разбивались путы, присно и поныне! –
Университетом возрождалась жизнь!

Квантовые курсы, физики законы
сотнями изучены на Москва-реке!
По привычкам бурсы, новые дипломы
омывались звучно с водкою в руке!

Воробьёвы горы, Воробьёвы кручи,
университетский длинный коридор...
Унесло за море, где сытней и лучше,
от обиды детской - за крутой "бугор"...


*В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов.
**Церковь Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве.
*** Часовня равноапостольного князя Владимира.

Метро

Мой папа строил Метрополитен.
Один из первых. Выжигал гробницы –
шёл камень на строительство. Затем
на эти деньги продолжал учиться.

И, папою построенным метро,
я ехала на курс, потом - трамваем,
чтоб квантовые спины* и число
знать наизусть, учителей пугая...

В метро я погружалась, отрыдав
на "Реквиеме" Моцарта в концерте,
и - после вакханалии гитар,
где в андерграунде сошлись Арбата дети...

В метро я пела. А-капельный хор
хоральной музыки эпохи Возрожденья
под сводами метро - в немой восторг
вводил спешащих, под сопровожденье

тягучих криков быстрых поездов,
мелькающей толпы разноплеменья...
Закончив, после певческих трудов,
мы поднимались по крутым ступеням

в апрель и май, к столице молодой,
возрадованной молодостью нашей!
Сегодня прокачусь в метро с клюкой...
вернее - с тростью, в тот концерт вчерашний...


*Спин - собственный момент импульса элементарных частиц, имеющий квантовую природу и не связанный с перемещением частицы как целого.

Москва-река

Мне ближе Яуза. На каменом мосту
после экзамена мечтала утопиться,
но, глядя в вязкую пустую черноту,
хватило сенса и ума остановиться...

А вот Москва-реки крутые берега –
обуты в камень, скреплены мостами,
лишь в Бор Серебряный покатые бока
выводят пляжами и белыми песками, -

Москва-река была мне не близка,
поскольку больно кичилась главенством!
И только смерть Бориса... Как река,
с цветами плыл народ на это место...

Под тяжестью цветов прогнулся мост,
астральный смысл вода приобретала:
необычайно рано март принёс
всеобщий ледоход за ледоставом!

Лужники

Был лёгкий морозец, был март в "Лужниках",
сошедшего снега виднелись проталины, -
и ветром ускорен прогулочный шаг,
и зябко скульптурам в садах неприкаянных...

А царские контуры будущих Игр*
лежат эмбрионом бетонным на площади:
Россия развеет бытующий миф
о вентильной немощи газовой вотчины!

С бездумностью утки на глади реки
плещусь в синем ветре московской претории, -
бегут по дорожкам ко мне "Лужники"
футбольными пасами по траектории.

Часовня и утки, небес пастораль,
оставшийся лёд на изгибах излучины... 
Но скоро придёт на поля мундиаль, -
и жизнь повернётся к заведомо лучшему!

*Матч открытия, один из полуфинальных матчей и финал чемпионата мира 2018 года пройдут в "Лужниках".

Мой папа жил в Сокольниках

Мой папа жил в Сокольниках когда-то до войны, -
в кирпичных красных домиках Матросской Тишины*.

Растил детей сокольничьих, пайками баловал,
зарплатою полковничьей... и с Чкаловым летал.

Фашист - фугасов парочку! Но в аса не попал.
На Украине мамочку мой папка повстречал.

Не худо-бедно - выжили в той длительной войне.
Слал деньги, честью движимый, сокольничьей жене...

Ребёнком поздним, помнится, росла в любви большой,
хотела познакомиться я с братом и сестрой.

Надеясь на прощение за жизнь в любви мою,
радела приглашению в сокольничью семью!

Любившая всё сущее, студенчеством полна,
повиновалась случаю, а там - его жена...

Она глядела с прищуром, - беретик набекрень, -
скользнула взглядом ищущим, сказала: "Та же хрень!..."


*На правом берегу Яузы Петр I построил парусную фабрику и поселил рядом с ней матросскую слободку. Что и дало название улицы, проходящей параллельно берегу Яузы и переулку рядом, которые называются Матросскими. Полное же название улицы – Матросская Тишина – очевидно обязано удаленности ее от шумного центра города тех времен.

Я на Старый Арбат попаду по судьбе...

Я на Старый Арбат попаду по судьбе,
по камням мостовой под мороз и под ветер
сотни тысяч дорог принесу на себе,
чтоб шагнуть на одну в синем мартовском свете...

Чтобы окна дворов оглянулись мне вслед,
чтоб колонны домов прислониться мне дали,
чтобы чистой слезой ностальгических лет
омывались глаза и лучисто блистали.

В этом доме - пила, в этом доме - жила,
здесь, в театре, рыдала о сути и смысле...
А сюда я подборку стихов принесла,
и... двух слов не связала - так путались мысли!

Рыжий парень один по ступенькам влетел
на последний этаж под арбатскою крышей, -
закружил, заласкал, завертел, как хотел, -
никакого романа в помине не вышло!

А в богемных мансардах твоих галерей
сквозь столичную муть и содружество наций,
сквозь преступную святость арбатских детей
проступали черты болевых эмиграций...

На Арбат по пути мне сегодняшним днём, - 
я другою диоптрией зрение мерю...
Ах, Арбат мой, Арбат! - полыхает огнём
сердце юное в перекорёженном теле...

Друзья сомкнулись в погребке Арбата...

Всё было очень символично - Окуджава
меня преследовал грузинскою лозой, -
сошлись друзья мои, над погребком дрожала
свеча над входом в круг заветный мой...

А в том кругу такие были люди,
что лучше в жизни не встречала я!
Дымился хачапури стог на блюде, -
собралась институтская семья.

И каждый, кто входил - встречался криком
и песнями, забытыми в миру!
Тот, кто морщинист - распрямлялся ликом,
тот, кто треног - оставил трость в углу.

А через стол - глаза синее неба,
а через век - улыбка до ушей!
В какой бы ипостаси нынче не был, -
нет ближе, чем от юности, друзей!

Я поднимала тост - и не сдержалась:
расплакалась, как школьница, от чувств,
стихи какие-то друзьям взахлёб читала
меж соприкосновениями уст...

Вином грузинским и московским мартом
нас опьяняло по ночной поре –
друзья сомкнулись в погребке Арбата...
Иначе - жить не стоит на земле!

Тверская

Москву не отделить от улицы Тверской.
У каждого своя московская Тверская.
По мне - так телеграф являлся точкой той,
куда стекалась вся любовь моя земная...

Услышать голоса родителей моих,
прождав и час, и два в бедламе телеграфа!
Хватало пять минут для голосов двоих,
чтоб ощутить любовь, когда ответил папа...

А с мамой - полчаса... беседа ни о чём...
воркующая смесь из кодовых словечек...
Идти-брести Тверской под проливным дождём, -
и плакать от любви дочерней человечьей!

У каждого своя в Москве Тверская есть.
И в этот раз зашла в хоромы "Елисеевского", -
и чая всех сортов, и ароматов смесь:
кофейных и других, из мира не "россейского"...

Я ездила сюда почуять вкус миров
и пригубить чуток от зарубежья разного, -
купить в коробке чай и кофе двух сортов,
и прикоснуться вскользь к богатству "буржуазному".

Тверскою - и не раз, и вдоль, и поперёк, -
бродила круглый год девчонка с классным почерком...
На мартовском ветру внезапно глаз потёк, -
и некому звонить, и кофе в доме - до черта!

Цветами презентация цвела...

Предчувствиями был наполнен год:
ещё чуть-чуть - и что-то приключится!
Перо жар-птицы с неба упаёт,
а может, прилетит сама жар-птица...

Предчувствия сбылись, как в руку - сон, -
мне дали сцену, книгу представляя.
Картинной галереей окружён,
дышал мой зал со мной, стихам внимая...

А я ведь не балована судьбой,
в том смысле, что живу в стране далёкой,
где русский знают плохо. Даже мой
супруг - израильтянин: не "поокать"...

Не порадеть изяществу стиха
с потомками советских эмигрантов.
И муза, даже если не плоха, -
не воспарит до уровня таланта!

Мне дали сцену. Сбивчиво, навзрыд
стихи читались в сонме модуляций...
От сердца к сердцу проводник пробит
потоками ментальных информаций!

(А в зале были те, с кем жизнь свела
лет сто тому назад в "общаге" ветхой).
Цветами презентация цвела
и щекотала выбившейся веткой.

На Истре

Февраль ещё мели метели.
Дорожка к дому. Снег расчищен.
И тянут к дому сосны-ели
свои мохнатые ручищи.

А снег ещё дарит дороге
последний скрип. Лежат сугробы.
Помедлить, стоя на пороге...
И обмести метёлкой ноги.
 
Откручен вентиль отопленья, -
март зимний комнатами студит!
Ждём годового потепленья, -
на Истру ледоход прибудет!

Ещё в дремотной зимней спячке
лёг сад за окнами в узорах,
и заливаются собачки
бесхозным лаем за забором.

Растопим бани и камины! –
положат морды псы на лапы...
С намёрзшей над террасой льдины
под солнцем марта будет капать.

Мой старый друг! Возьми гитару,
гляди в глаза мне долгим взглядом...
Есть дом на Истре в роще старой,
а больше - ничего не надо!

Баня

Русской бани парилка сермяжная
из дубового тёса сколочена.
Вот избушка стоит двухэтажная,
зимним садом в снегах оторочена...

Но на баню - мои упования:
в квасе солодовом веник вымочи!
Исцели мою боль и страдания,
мою немочь берёзою вылечи!

В чистый снег из угарища банного,
три ушата на голову выливши, -
повторить всё по кругу и заново
народиться, от дурости вымывшись!

А потом - под грибы и селёдочку
в доме эко- и чудо-устроенном,
не спеша, опрокинуть по стопочке,
на рябине и травах настоянной...

Бед, проблем, нездоровия скопища
под берёзовым паром не выстоят!
Русской бани освоено поприще
на морозе российском под Истрою.

и в этот день Москва нам стала ближе...

Шестикилограммовой головою
спала собака на моей груди...
И я, перенасыщена Москвою,
спала - ни сном, ни духом... Позади

кровати, в кресле, два кота учёных,
прижавшись спинами, посапывали в лад...
Оттаявшей за день дорогой чёрной
Москва вьезжала в запоздалый март.

Коты с собакой с гибким политесом
меня признали, в жизнь свою впустив.
Консерваторской баховскою мессой
вчера упала, выбившись из сил...

Хозяев милых на день потеснивши
(собаку, кошек, домочадцев всех),
мы прибыли, на голову свалившись,
как мартовский вчерашний лёгкий снег!

И хохотали, комнаты заполнив
израильским акцентом и теплом,
и что-то ели, что-то пили в полдень
и до смерти дурачились с котом...

Мы пронеслись "фанерой над Парижем"
над "двушкою" на верхнем этаже, -
и в этот день Москва нам стала ближе,
и нас к "своим" причислили уже...

Агитбригаде из МВТУ

Звенел наш юный возраст тетевою,
бросал на сцену, цвёл талантом ярым,
агитбригады силой молодою
звучал в концертах бардовской гитарой,

и ярким танцем, и душевной песней!
И сотнями дорог узкоколейных, -
для слушателей пастбищ деревенских
и для заводов к датам юбилейным.

Качало нас в полуторках и лодках...
Дремали на душистом сеновале
(в сухом законе - ни вина, ни водки!),
в библиотеках сельских ночевали...

…Они приехали из городов России
на встречу с молодостью, - радостные слёзы...
Всё та же стать - да волосы седые...
А лица раскраснелись на морозе!

А голоса звучат, как прежде, ярко,
и танец - мастерский, и кое-где искристый...
Любимые мои! Каким подарком
меня согрели вы в холодный день на Истре!

Мы пели песни из "восьмидесятых",
мы тосты "по-порядку" говорили...
Пусть только вечер, но, забыв о датах,
мы жизнью тою молодою жили!

Кукла

Я куклу привезла купеческого рода:
одета в ткани тех полузабытых лет,
когда цвели сады и строились заводы, -
в купеческой Руси невиданный расцвет...

Потомки от купцов и ткаческих ремёсел
воссоздают дома и быт культуры той, -
и русский ренессанс сквозь сотни зим и вёсен
блистает на Руси немыслимой красой!

Возрождены дома у тех, кого угнали
в сибирских лагерей безвыходность и смрад,
кого большевики беспочвенно пытали,
без права на судьбу, без права на возврат...

Нет кладбищ и могил у тех, ушедших в небыль –
потомки хоть намёк стремятся отыскать...
Но возродить дома под русским синим небом, -
задача, что семье под силу и под стать!

По малым городам воссоздают ремёсла
и зажигают свет в светлицах-теремах...
Как пробивает снег росток по буйным вёснам,
так возрождают жизнь в купеческих домах!

Храм Христа Спасителя

"Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков."
              Александр I


Сносили Храм. Взрывали, и не раз.
Отказывалась верить в гибель Храма
Москва советская - и миллионы глаз
запомнили, как разыгралась драма...

И отводили взгляды москвичи
от ставших ненавистными обломков
в том месте, где над пламенем свечи
витала благодарность от потомков
 
за кровь солдат, за бой в Бородино,
за славу офицеров благородных!
Теперь на месте славы было дно
спортивных состязаний мелководных...

Но верили в святыни торжество
над пошлостью правителей идейной, -
и отразились контуры его
на водной глади глупого бассейна!*


*Народный художник России Валерий Балабанов на картине «Пловец» (1976 -1986) изобразил несуществовавший в то время Храм Христа Спасителя как отражение в бассейне «Москва». Позднее эта работа стала восприниматься как пророчество о воскрешении Храма. Картина была подарена художником музею воссозданного храма и включена в его экспозицию.

Красная площадь

Я на Красную площадь когда-то пришла, -
на полуденном солнце рубины блистали!
И товарища с курса с собой привела, -
отчего, почему? - долго мы вспоминали...

И потом удирали сюда погулять
на часок (мы ведь оба отличники были!)
в Александровский сад, - побродить, пошуршать
по листве, - от московской заносчивой пыли.

Через несколько лет мы на площадь пришли –
мои дети на каменных плитах играли, -
в дни, когда по Москве транспортёры прошли,
баррикадную кровь с площадей отмывали...

"Вы сейчас у Кремля," - говорит личный гид.
Я молчу, что бывала здесь часто и много.
"Слева - мост, где недавно Борис был убит*,
справа - Кремль, где сидели наместники бога."

Москворецкий цветами заваленный мост.
Над цветами и площадью кружат метели!
Я на площади Красной гуляла в мороз,
а глаза всё равно на Бориса глядели...


*27 февраля 2015 года в 23:31 по московскому времени в начале Большого Москворецкого моста у Васильевского спуска Борис Немцов был застрелен из пистолета неизвестными киллерами четырьмя выстрелами в спину.

Александровский сад

               из воспоминаний о московской юности

В Александровский сад, за Манежною,
невменяема, музыкой пьяная,
светофоры не видя по-прежнему
и штрафуема постоянно,

и милицией препровождаема
перекрёстком (меня уже помнили!),
лётом музыки вслед провожаема,
шла к скамейке в тиши, переполнена

Баха вечной органною фугою
и сонатами Гайдна и Генделя, -
Я в саду Александровском в грубую
возвращалась действительность медленно! -

Кто-то выпить предложит по случаю,
кто-то в койку зовёт беззастенчиво...
Я из музыки мира певучего,
ковыляла в "общагу" студенческую.

Вторая скрипка в Лондонском оркестре

В тот вечер был концерт - Москва пришла
в Большой Консерваторский за Манежной...
Тогда студенткою смешною я была
в концертном "макси" в стиле зарубежном, –

из занавесок двух пришлось пошить,
и я к утру работу завершила!
Надежды не было билет заполучить –
"элитная" Москва места скупила...
 
Наружи конная милиция ждала
наплыв желающих - три раза оцепляли!
В сад Александровский я кое-как прошла,
а дальше - всё! - билеты проверяли.

Летящею походкой паренёк
шёл по аллее с скрипкою в футляре.
А на футляре - вензельный венок!
(А бабочка и фрак - в кулиссах ждали...)

Что взгляд мой говорил, как умолял, -
не знаю... "Рlease!" - шепнула по-английски.
Тот парень подошёл, за руку взял
и через все посты повёл к кулиссам...

За той кулиссой, на концерте том
я умирала, стоя в полумраке, -
он был второю скрипкой, и притом -
был так красив со скрипкою во фраке!

Два года переписки. Дан запрет
писать "капиталлисту". Всё прервалось.
Недавно был в Израиле концерт
оркестра. Видела, но подойти стеснялась...

И вот я в Александрвском саду.
Вдруг осознала - я на том же месте! -
и будто снова на концерт иду
с второю скрипкой в Лондонском оркестре...

ГУМ

На третьей линии расположилась ретро-
столовая под номером, как встарь...
По "киевским" незыблемым котлетам
и по компотику, как принято, - ударь!

Ещё из ретро: мы газ-воду пили,
по-моему, "тархун" - не помню точно.
Мороженое в вафлях не купили,
встречались у фонтана ГУМ бессрочного...

Здесь нет налёта заграничных брендов
(и этот вакуум местами напрягает...),
но лавочек с вещами в стиле "ретро"
на каждой линии с излишеством хватает!

Ещё - советских постеров навалом,
винтажны лампы за витринами блестящими, -
и это утварь ощущенье создавала,
что мы в советском ГУМе настоящем!

Двоякость чувств - купить, по сути, нечего, -
скелетом ностальгической истории...
И взглядом избирательным отмечена
музейность на огромной территории.

Но вот  фонтан, но вот киоск с мороженым
но вот газ-автомат в обличье красном –
все эти прелести отлично расположены
на венах площадей Москвы прекрасной!

Охотный ряд

В самом центре Москвы,
рядом с входом в метро, -
перекрёстком торговых путей,
от небес синевы
в глубь земли занесло
сотни брендов различных мастей!

Дам глазам отдохнуть
средь знакомых имён,
и – наружу, к бульварам Москвы! -
на охотничью суть
хлебосольных времён*,
что цвела на утеху толпы!

Только - ах и увы, –
современный проспект!
(Против рыл черносотенных щит...**)
Под притихшей Москвы
всё решающий век
песня Визбора*** тихо звучит...


*Во второй половине XIX — начале XX века Охотный ряд стал символизировать изобилие, хлебосольство и сытость Москвы, войдя в русские пословицы.
**Благодаря участию лавочников в нападениях на интеллигентов и евреев, сложился образ охотнорядца как реакционера и погромщика-"черносотенца".
***Юрием Визбором написана песня «Охотный ряд». Также исполнялась Булатом Окуджавой.


В музее искусств на Волхонке

Отправившись на встречу с "Форнариной"*
в музей любимый, как в былые дни,
не знала, мыслью движима единой,
что ждёт свиданье с Диною Верни –

молоденькой натурщицей Майоля.**
Её встречала я в последний раз
в саду "Тюильри", - бронзовой ногою
выделывающей рисковый пас...

До этого - в Ганновере германском –
такой же пас и цирковой кульбит!
В одесских босоногих, хулиганских
и эмигрантских днях ответ сокрыт.

Такою юной на глаза маэстро
она явилась, - хоть глаза зажмурь!
Он был старик, она - сплошное детство,
им предстояло в жизни много бурь...

Скульптуры, выставки, Париж, друзья, дороги,
матрасы грязные в дешёвых номерах,
война, гестапо, выкупы, подлоги,
блатные шлягеры на девичьих губах...

Он станет мэтром. Признанным кумиром.
Её скульптуры выставят в музей.
И напечатают во всех газетах мира
историю любви и жизни всей!

Ну, здравствуй, Дина! Вот не ожидала
в Москве в музее встретиться с тобой, -
еврейская девчонка-запевала,
что взял в супруги Аристид Майоль!


*Картина "Форнарина" Джулио Романо выставлена в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.
**Аристид Майоль (1861-1944), родился на юге Франции, в городке Баниель-сур-Мер. Его работы украшают сады Тюильри. Известный скульптор завещал все свои работы Дине Верни - своей музе, коллекционеру, исполнительнице русских блатных песен. Она же безвозмездно передала Франции произведения Майоля.
Дина Верни (урождённая Дина Яковлевна Айбиндер) 1919, Кишинёв - 2009, Париж - французская натурщица и галеристка, искусствовед, муза скульптора Аристида Майоля. Кавалер ордена Почётного легиона (1991).

У Рериха

Я на Кропоткинской по Шамбале* вступаю
в имение Лопухиных**. И, замерли,
хозяева у лестницы: встречают,
исполнены величия и... в мраморе.

А в залах - Красоты великолепие,
а в залах - единение религии,
и поиски не одного столетия
главенства Разума. Вокруг - вершины дикие

Тяньшанских гор. Тибетской экспедиции
собрание вещей, хранимых бережно, -
нежнейшие касания к традиции
и синева скалы на фоне бежевом...

Теперь о главном - кисть, рукой водимая
Художника, Романтика, Учителя, -
пейзажей шедевральность породила
от спазма гениальности мучительной!

И книг страницы... Задержав дыхание,
читала в молодости их, как откровение...
И Шамболой приковано внимание
громадной Личности от летоисчисления!

Не знаю, гуру ли, тибетскими ль картинами
пригвождена у Рериха в молельне я...
А в голове связались, как единое, -
Мысль, Красота, Искусство, Вдохновение!


*Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества.
**Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов расположен на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи.
В экспозиции кроме картин, можно увидеть разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу. Благодаря меценатам музейная экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами, в том числе бесценными картинами Рерихов.

Подруге

Как же давно мы не виделись, Галя!
Как же нас жизнь разбросала далече!
Дети и внуки... - планета другая
нами освоена. С первой же втречи

нас не делила градация ложная
на "москвичей" и других элементов:
спальный район у метро "Молодёжная",
бедные койки "общаги" студентов...

Помню тепло от "московских родителей",
наши с тобой разговоры вечерние, - 
очень надеюсь, что знали и видели
дружбу открытую, нежность дочернюю...

Жизнь разделяет, увозит вагонами
свадеб и стран, войн, смертей и болезней,
душит границами, вяжет препонами,
отождествляет с моментом и местом...

Мир не живёт по рецептам отборным, -
звуком романса и стройной поэзии...
Жизнь показала, что дурами полными
были мы обе в мечтах бесполезных!

Щёлкнуло по носу. Годы прокручены.
Девичья свежесть местами утрачена...
Галка, подруга! Мгновения лучшие
с нами останутся - жизнью оплачено!

Помнишь, как мы на скамье у фонтанчика
приняли девичьей дружбы причастие?
Шеи свернули прошедшие мальчики,
грудь распирало предчувствием счастья!

Консерватория

Бог проявляется в особенных деталях...
Деталей много у Консерватории:
широких лестниц простота святая
и избранность её аудитории.

И так, как начинаются театры
с известных вешалок и ложи бенуара, -
в концертами помеченные даты
толпа у касс на улице стояла...

Бог проявляется в деталях, - на концертах
играла музыка божественных гармоний, -
улыбкой радости светилась на портретах
успешность музыкальных филармоний!

Ни пить, ни есть, - скорей купить билеты
(любовь к концертам не казалась странной)!
Так я жила в Москве. Привычку эту
храню и в средиземноморских странах...

И я немею от прямых касаний бога
к душе страдающей экстазом музыкальным!
И в этот мой приезд пришла дорогой
знакомой - в симфоническо-вокальный

восторг души от Баха... В мирозданьи
привычных стен - подняться в зал знакомый,
и умирать от музыки стенаний,
сквозь дирижёрский пульт к душе ведомой!

Прекрасна Красная стрела...

Прекрасна "Красная стрела",
что нас с тобою забрала
от засыпающей Москвы -
в волшебный Питер!
Запомним мы бороздки слёз
и верность друга, что привёз
минут оставшихся дары, -
не уходите!

Не уходи и не прощай,
мой город - юношеский рай,
мой начинающийся бег
стихов и чувства!
Здесь я взрослела и жила,
отсюда в жизнь с собой взяла,
как от ненастья оберег, -
любовь к искусству!

Неси нам чаю, проводник!
Мой муж к стеклу окна приник, -
он просто в шоке от зимы
и бредит снегом...
"Стрела" нас к Питеру стремит!
Москва всё дальше... И болит
душа, что потеряли мы
за этим бегом! 

Прекрасна "Красная стрела"...


Рецензии
Вы настоящая поэтесса! Прекрасный стих,естественная рифма!

Шостко Виктория   16.05.2015 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Виктория! А я в шоке от Вашей сильной, какой-то даже мужской, поэзии! Спасибо Вам!

Виктория Левина 2   22.05.2015 17:42   Заявить о нарушении