15-16

15. Особенности принятия управленческого решения
Принятие решений — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления.
Процесс управления можно представить в виде последовательности следующих действий:
• постановка целей и выявления проблем;
• разработка и принятие решений;
• организация и контроль выполнения решения.
Если смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения организацией поставленных целей, то содержание управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей, а это достигается только в форме принятия и осуществления решений.
Управленческое решение — это осознанный выбор альтернативы, направленный на достижение целей организации, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции на основе объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Синтезируя различные компоненты: экономический, информационный, логический, психологический, организационный, математический, правовой, технический и другой, управленческое решение выступает способом постоянного воздействия управляющей подсистемы (субъекта) на управляемую (объект).
Управленческое решение — комплексное явление, и для понимания его сущности необходимо рас-смотреть его основные аспекты: организационный, психологический, правовой, информационный, экономический и социальный.
Организационный аспект проявляется в организации при реализации ряда функций управленческих решений, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей.
Особенность психологического аспекта заключается в том, что решение рассматривается прежде всего как логико-мыслительный акт, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение проблемы.
В правовом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения, а именно его полномочности и соответствию правовым нормам и юридическим последствиям. Управленческое решение при этом рассматривается прежде всего как организационно-правовой акт, принятый и оформленный субъектом управления в установленном порядке.
Информационный аспект подчеркивает информационную природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как обособленная информация, специально подобранная, проанализированная и переработанная соответствующим субъектом управления.
Экономический аспект предполагает, что решение строится на знании и использовании объективных экономических законов функционирования и развития, направленных на достижение максимальной эконо-мической эффективности в деятельности организации.
Социальный аспект подразумевает, что не всякое экономически выгодное решение может дать поло-жительный эффект в социальном плане. Поэтому при выборе окончательной альтернативы у руководителя должно присутствовать чувство ответственности за социальные последствия.
Для управленческих решений характерны следующие особенности:
• Цели решения.
• Масштаб последствий.
• Разделение труда.
• Профессионализм.
Решения, типичные для функций управления:
Планирование
; Выбор миссии
; Выработка предположений о ситуации в будущем
; Определение целей
; Выбор стратегий по достижению поставленных целей
; Формирование мероприятий по реализации стратегий
Организация
; Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи
; Рационализация распределения задач, обязанностей и прав
; Кадровые решения: найм и увольнения, создание резерва на выдвижение, повышение квалифика-ции
Мотивация
; Разработка системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и ре-зультатам труда, а также возможностям организации
; Выбор социальных методов стимулирования эффективного труда
; Создание надлежащего морального климата в организации
; Разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры
Контроль
; Создание системы контроля; выбор методов учета, анализа и внесения коррективов — для всех трех видов контроля: упреждающего, текущего и  заключительного






16. Этические аспекты предпринимательской деятельности
Этика – система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.
Этика деловых отношений – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:
- этическая оценка внутренней и внешней политики организации;
- моральные принципы членов организации;
- моральный климат в организации;
- нормы делового этикета.
Обзор вышедших в последние годы монографий, сборников научных статей, диссертационных работ российских ученых позволяет в общем плане исследовать социокультурные основы предпринимательства с нескольких позиций. Например, В.В. Попов считает, что:
1) предприниматель и общество, их взаимоотношения, влияние традиций и культуры на становление личности предпринимателя;
2) предприниматель как представитель социального слоя; он может быть понят через нормы, правила, этику данного слоя;
3) предприниматель как субъект экономической деятельности, продуцирующий особым образом организованное поведение, в котором выражается вся совокупность черт и качеств характера, воспитанного в процессе общественных ценностей, традиции, культуры, целей, задач, преломленных через индивидуальное восприятие.
Состав культурной среды предпринимательства:
; язык
; религия
; ценности и отношения
; образование, искусство
; технология
; политика
; правоведение
; социальная организация
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
• правила представления и знакомства;
• правила проведения деловых контактов;
• правила поведения на переговорах;
• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
• требования к речи;
• культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.


Рецензии