Концерт квартета Filarmonica

Концерт квартета FILARMONICA
Закрытие абонемента
11 апреля 2015 года



Лауреат Всесоюзного конкурса «FILARMONICA» – КВАРТЕТ
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин – скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова – скрипка
Илья Тарасенко – альт
Станислав Овчинников – виолончель


    «Для артиста в момент творчества необходимо полное спокойствие. В этом смысле художественное творчество всегда объективно, даже и музыкальное. Те, которые думают, что творящий художник в минуты аффектов способен посредством средств своего искусства выразить то, что он чувствует, ошибается. И печальные и радостные чувства выражаются всегда, так сказать, ретроспективно. Не имея особенных причин радоваться, я могу проникнуться весёлым творческим настроением и, наоборот, среди счастливой обстановки произвести вещь, проникнутую самыми мрачными и безнадежными чувствами».
                Петр Ильич Чайковский
                (Из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк 24 июня 1878)


    Жизнь, несмотря на все ее перипетии, богата стройными, гармоничными консонансами. Консонансами звука, слова, формы. И то единство, которое они создают, порождает собой Прекрасное. Первые струнные квартеты Бородина (A-dur) и Чайковского (D-dur) – лирика сплетения тысячи музыкальных нитей, драматургия с тонким психологизмом, глубинное осмысление всего трагизма жизни и, в то же время, обнаженная чистота мысли о светлом и радостном – immateriale.
    Сочинение Бородина в исполнении Filarmonica–квартета явилось тонким, струящимся, подобно мягкому шелку, созвучием очарования и романтики, рисующим картину ландшафта старой России и ее просторов. Вторая часть квартета – Andante, отсылающее, скорее, к барочной, фугатной фактуре отличалась колоритностью в деталях, томлением и страстным призывом одновременно (тонкий прием, с помощью которого композитор достиг такого преобразования: подголосок песенной мелодии в вертикально-подвижном контрапункте выносится высоко наверх, отчего на передний план выступают дотоле незаметные хроматизмы, напоминающие нам о чаконе или пассакалии [1]). Необыкновенно звучало и тарантелльно-неунывающее скерцо, отдаленно напоминающее песню старой итальянской шарманки. Трогательность и взволнованность заключительной части сочеталась с искрометной виртуозностью, молниеносными переключениями, нисколько при этом не теряющей тонкости нюансировки и точности подачи авторского отношения.


    – "Я по натуре лирик и симфонист". Александр Бородин.

    Первый квартет ля мажор был начат в 1875 г., в разгар работы над «Богатырской» симфонией и «Князем Игорем», и закончен 4 года спустя. Его первое исполнение по рукописи в Русском музыкальном обществе не имело большого успеха, но очень скоро он стал одним из самых популярных бородинских сочинений. В собраниях Русского музыкального общества этот квартет  при жизни композитора был исполнен три раза: 30 декабря 1880 года, 6 октября 1882 года и 21 сентября 1885 года.
    Композитор универсального дарования, Бородин еще с юности проявлял особую любовь к камерной музыке.
    «Камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания», – писал композитор.
    По достоверным воспоминаниям современников композитора, из писем самого Бородина, а кроме того, по материалам хронологических таблиц, составленных учеными-музыковедами (материалы петербургских музыковедов А. Н. Дмитриева, А. Н. Сохора и московского музыковеда Н. А. Листовой), выясняется, что он писал музыку обычно быстро и внешне легко.
    «Римский-Корсаков заметил однажды, что бородинский музыкальный стиль при всей его цельности естественно складывается из нескольких важнейших составных частей, среди которых особенно заметны следующие компоненты: "Глинка + Бетховен + Шуман + свое". Но определить связь творчества Бородина с произведениями Бетховена одновременно и легко и сложно. Музыка Бетховена неизменно сопровождала Бородина на протяжении всей его творческой жизни. Участвуя в камерно-инструментальных ансамблях в качестве виолончелиста, он знал досконально подавляющее большинство бетховенских струнных квартетов, фортепианных трио, виолончельных сонат. У Бородина нередко можно встретить интонации, мотивы, ритмы, кульминационные, интермедийные, кадансовые обороты, очень близкие к бетховенским, в квартете ля мажор автор прямо на титульном листе указывает на измененно процитированный им в главной партии первой части музыкальный источник: "Вдохновлено темой Бетховена", – вероятнее всего, имеется в виду мелодия из квартета ор. 130 (побочная партия финала). Существенное влияние бетховенская музыка оказала на творчество Бородина и в области музыкальной формы, использование сонатного allegro в предельно сжатом, миниатюрном виде в окаймляющих разделах трехчастных скерцо (в обеих его симфониях и в Первом квартете).    
    Камерный состав исполнителей – это четыре личности, те самые четыре собеседника, которые вроде бы обмениваются между собой собственными мыслями и подчас несколько отчуждены от композитора.
    Первый квартет ля мажор посвящен Н. Н. Римской-Корсаковой, что несомненно отражает его большую объективность и соответствует тону беседы с очень близкими друзьями, с которыми можно говорить на самые волнующие темы, однако нигде не преступая грани именно дружеского общения.» [1]

    Бородина сменил Чайковский.
    Узнаваемый, но совершенно новый в интерпретации «Filarmonica»-квартета, и даже немного непривычный – свежий, энергичный, смелый, но как и во всем – по-прежнему деликатный и ласковый, в мягких красках пастельных тонов. Уникальное чувство соразмерности небесного, воздушного, едва ощутимого и кажется даже – «недоуслышанного», «придуманного» нами pianissimo и богатого оттенками, почти оркестрового сочного forte. «Они играют с удовольствием... вот это Чайковский!» – донеслось до меня восторженным шепотом из зала, между наполненным внутренней силы scherzo и развернутым с «огненной» кодой финалом квартета.
    С удовольствием увлекательным и увлекающим, искренне, с открытой душой и сердцем.


Чудный гений! В тьму пучин
Бросил стих свой исполин...
Шею вывернув Пегасу,
Музу вздевши на аркан,
В тропы лбом, пятой к Парнасу,
Мощный скачет великан.
— Алексей Апухтин, «Гений поэта» (П.И. Чайковскому), 14 ноября 1855 [2]

    Квартет №1, ре мажор, в четырех частях, сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве для авторского концерта, устроенного по совету Н.Г.Рубинштейна в Малом зале Благородного собрания 16 марта того же года. Исполнители: Ф.Лауб, И.Прянишников, Л.Минкус, В.Фитценхаген. Квартет посвящен С.А.Рачинскому (1836-1902), видному деятелю в области народного образования. [5]
    Первый квартет Чайковского, простой и непритязательный по форме и фактуре, привлекает  непосредственностью мелодического выражения, светлым и ясным характером музыки. Первым двум частям, выдержанным в спокойных лирических тонах, контрастируют юмористическое скерцо с остроумной игрой ритмов и бодрый финал, близкий по настроению ранним симфоническим финалам Чайковского, рисующим картины широкого народного разгула и веселья. Украшением квартета служит прославленное Andante cantabile. Основной темой этой части послужила старинная русская песня, бытовавшая в 70-х годах, с текстом "Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком". Эту песню Чайковский слышал в Каменке летом 1869 года от плотника, уроженца Калужской губернии. Она тонко гармонизованна с внутриладовыми отклонениями и эпизодически возникающими краткими имитациями-подголосками в сопровождающих голосах.[3]
    Музыка квартета, при всей демократичности идеи, отличается подлинной симфоничностью развития, крупными масштабами (достаточно сравнить Первый квартет и Первую симфонию Чайковского).[4]

    В ряду камерно-инструментальных ансамблей Чайковского далеко не всем был уготован столь радушный прием, как первому струнному квартету. "Мой квартет произвел в Петербурге фурор, - сообщает Чайковский 2 ноября 1872 г. брату М.И.Чайковскому. При этом особый восторг слушателей обычно приходился на долю второй части - Andante cantabile". Эта, действительно "одна из чудных страниц русской музыки" (Моск. вед. 1881 г. № 3), вскоре становится объектом ряда транскрипций и переложений для различных инструментов и составов: Чайковский, видимо, не был противником подобного рода опытов, о чем свидетельствуют его письма. Часто Andante, как самостоятельная пьеса, звучало в аранжировке для струнного оркестра: "...слушание этой вещи доставило мне большое удовольствие, - пишет Чайковский фон Мекк 4/16 марта 1879 г, - Весь струнный оркестр играл ее, но с таким ансамблем и таким изяществом, как будто каждая партия исполнялась одним колоссальным инструментом". С годами Andante приобретает все большую известность, как самостоятельная пьеса. Чайковский однажды упоминает, что в Вене он слышал транскрипцию для флейты, и это вызывает досаду самого автора. "... Они помешались на этом "Andante", - пишет он А.И.Чайковскому 7/19 ноября 1884 г., - и ничего другого играть не хотят".
    Одно из первых исполнений квартета, в частности, его второй части сыграло важнейшую роль в биографии композитора. Так, в 1876 году для Л.Н.Толстого в Московской консерватории был устроен музыкальный вечер, в программу которого входило и Andante cantabile. Оно произвело на Л.Н.Толстого большое впечатление. В ответ на письмо Л.Н.Толстого Чайковский писал: "... я не могу выразить, до чего я был счастлив и горд, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь".


    Так, двумя первыми русскими квартетами коллектив №1 – «Filarmonica»-квартет закрыл абонемент этого сезона. Но не стоит этому огорчаться, ведь следующий юбилейный сезон Квартета будет насыщен концертами, новыми абонементами, образцовой поэзией и долгожданными встречами.




М. Мендель. Апрель, 2015 г.











Использованная литература:

[1] Левашев Е. / История русской музыки. Т. 7. Бородин
[2] Апухтин А. / Полное собрание стихотворений, библиотека поэта, большая серия
[3] Келдыш Ю. / Чайковский, Струнный квартет No. 1
[4] Корабельникова Л. / Струнные квартеты Чайковского
[5] Вайдман П. / Чайковский, Первый квартет, op. 11


Рецензии