Забытые имена - Вера Малиновская!..

           Малиновская Вера Степановна

               Русская актриса.

       Родилась в Киеве в 1900 году.
В молодости занималась балетом, в кино дебютировала в 24-летнем возрасте в фильме "Всем на радость".
 
      В 1927 году снялась вместе со звездой немого кино Мэри Пикфорд и выдающимся русским актером Игорем Ильинским в фильме "Поцелуй Мэри Пикфорд".

       К концу 1927 г. артистическая слава Малиновской достигла зенита, предопределив решительный поворот в её дальнейшей судьбе. Она обратила на себя внимание зарубежных продюсеров. В 1928 г. германская кинокомпания "Emelka" предложила молодой славянской красавице пробный ангажемент в фильме "Ватерлоо" — масштабной костюмной постановке ученика Макса Рейнгардта и автора нашумевшей "Улицы" (1923) Карла Грюне. Актриса приняла приглашение и сумела убедить официальные инстанции в необходимости своей творческой командировки в Германию.

       Перед Малиновской открылся новый заманчивый мир, ни в чем не похожий на тот, который она оставила в Москве. Однако и в этом фильме, и в последующих её ожидали лишь маленькие второплановые роли. Карьера по сути была завершена. Приход звука в кино окончательно похоронил надежды актрисы на возможный успех: подобно многим соотечественникам, её знание иностранных языков и произношение оставались неисправимо "русскими".

       Срок заграничной командировки актрисы давно истек, и её ждала Москва, но тут в дело вмешались грозные исторические обстоятельства. Летом 1929 г. "эра процветания" внезапно взорвалась биржевым крахом, принеся на Запад долгую Великую Депрессию. В СССР же начался "великий перелом": были раздавлены остатки нэпа, и начались повальные чистки, показательные судебные процессы, массовые расстрелы и лагерные этапы. Советские граждане за границей оказались в незавидном положении: в приказном порядке или под всевозможными предлогами их отзывали домой, где многих ждали аресты по обвинению во вредительстве или шпионаже.
      
       Эти "новации" советской жизни спровоцировали невиданное до тех пор явление — массовое "невозвращенчество". Среди тех, кто предпочел свободу возвращению, были и перворазрядные московские кинематографисты — актеры Вера Барановская, Анна Стэн, Валерий Инкижинов, Иван Коваль-Самборский, режиссеры Фёдор Оцеп и Алексей Грановский.

       Невозвращенкой стала и Малиновская, хотя её личный выбор едва ли был обусловлен политическими мотивами. Когда-то почитатель и покровитель Малиновской нарком Луначарский полушутя заметил, что её истинное призвание заключается не в сцене и кино, а в любви и в искусстве жить, и, в отличие от многих других своих высказываний, в этом случае оказался прав. В разные годы Малиновскую связывали самые тёплые отношения с такими разными по характеру и темпераменту художниками как Максим Горький и Ромен Роллан, принимавшими горячее участие в её делах и заботах. Она была дружна с немецким писателем Эрихом Марией Ремарком и его женой, и именно эта пара спасла её от нацистов.
      
       Тут уж лучше предоставить слово Мэри Пикфорд. В 1927 году, по возвращении из Советской России, она дала пространное интервью одной из калифорнийских газет, в котором был такой пассаж: "В России я встретила очаровательную молодую русскую "звезду" — высокую девушку с длинными белокурыми волосами. Она была героиней лучшей картины, которую я видела там, — "Коллежский регистратор". Возможно, что она приедет в Америку при содействии Дугласа и моём. Нечего и говорить о том, как ей этого хочется". И далее, рассказывая о своем пути в Москву, великая американка вновь вспоминает Малиновскую: "Пять или шесть актеров приехало встретить нас в Минск. Среди них была та самая "звезда", о которой я только что упомянула. На ней было простое шифоновое платье, выглядевшее так, словно ему не меньше четырёх лет, но оно вычищено и починено".

     И хотя комментатор нашей "Красной панорамы" (там был опубликован перевод этого интервью) вдоволь поиздевался над мещанским кругозором заокеанской гостьи, глазомер у неё был точный — и по части платья, и по части настроя русской красавицы. Через год Малиновская покинула страну Советов — правда, без содействия американцев. Почти одновременно с ней сумела уехать и Анна Стэн. Обе предпочли не быть советскими кинозвездами.

       Бывшая актриса провела много лет в Италии, пережив помпезное правление дуче и его бесславное падение, союзную оккупацию и все потрясения послевоенной жизни и, в конце концов, — смерть любимого мужа. О возвращении на Родину она не помышляла, однажды заметив, что не в силах жить в стране, где у женщины есть всего два платья — домашнее и рабочее.

       Летом 1979 г. она приехала в Москву в качестве гостьи XI МКФ, где её весьма благожелательно встретили хозяева и уже немногочисленные друзья. Они были потрясены тем, что в свои годы актриса в полной мере сохранила молодую осанку и лёгкость походки, присущие воспитанницам балетных школ.
      
       Ушла из жизни в Монако в 1988 году.




           ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~


Рецензии