Материализация искусства

Сейчас услышала в новостях о новых подробностях дела о крушении самолета по предполагаемой вине второго пилота Анреаса Любитца. Это предположение уже доказано на основе данных найденного второго самописца. На нем видно, что все двигатели самолета работали исправно, дыхание второго пилота, оставшегося в одиночестве в кабине-ровным и глубоким. Что исключает версии потери сознания, почему он мог не откликаться на громкие стуки первого пилота и проводников в заблокированную дверь кабины, а также одновременные независимые призывы авиадиспетчеров срочно набрать высоту летящего чуть не штопором вниз самолета. 10 минут самолет плавно снижался(бортовые компьютеры исключают свободный полет, блокируют его). Не раз по данным черного ящика Любитц намеренно нажимал на кнопки управления, раз за разом ведя самолет к снижению и выбирая такие параметры, чтобы самолет врезался в гору и не оставил никому шансов выжить.

 Уже много сказано в СМИ о психологических проблемах второго пилота, о проблемах с его зрением, что ставило крест на летной каръере и могло спровоцировать вкупе нехорошие мысли, привести к острой депрессии и неадекватной ярости и агрессии. Ведь мечта стать летчиком была у него с детства.

 Но вот что особо примечательно. В новостном сюжете появилась интересная деталь. Оказывается, за несколько дней до катастрофы лайнера, Андреас Любитц посмотрел новый х/ф, широко разрекламированный. В традициях остросюжетного западного боевика в нем представлен сюжет…который почти один к одному был реализован затем самим Любитцем!..Мистика? Отнюдь. Да, этот фильм смотрели тысячи, но нужно было быть пилотом гражданского самолета. А еще нужно было иметь давние проблемы с психикой. Нужно было получить неутешительный вердикт  о неизбежности в скором времени отстранения от полетов из-за прогрессирующего заболевания глаз. Нужно было иметь запутанные проблемы личной жизни. Нужно было считать свою жизнь вне профессии летчика невозможной. Нужно было иметь некоторые предрасположенности. Например, быть сыном церковной органистки-весьма вероятна чувствительная психика, а также с детства атмосфера религиозности в доме, что наложлось на и без того нестойкую психологию парня.

А как сильно нужно было мечтать о геростратовой славе-если верить словам его бывшей девушки о желании Любитца "однажды поразить мир" чем-то чудовищным. "Я изменю всю систему и меня запомнят"-что ж, свои 15 минут славы он получил...Систему тоже изменил, зная о слабых ее местах. В европейское законодательство срочно проводят поправки о обязательности не менее двух человек в кабине самолетов. Мало ли что стукнет в башку одному оставшемуся у пульта управления. По словам французского президента Олланда, второй пилот Любитц не только забаррикадировал дверь, он изменил пароль доступа в кабину, которые после терактов 11 сентября 2001 г стали обязателеньны для летчиков, чтобы исключить прорыв террористов в кабины летчиков. Любитц не оставил шансов вернуться в кабину первому пилоту-а будь рядом хоть борпроводник, тот мог бы разблокировать дверь. Напрасно с ней боролся, пытаясь выломать, первый летчик:дверь была бронированой.

Чудовищно совместил желание свести счеты с жизнью с "креативным" вариантом массового убийства и получением навеки мрачной славы. И еще неизвестно что в нем доминировало. Думаю, именно жажда славы, эго, жаждавшее внимания мира, иначе он совершил бы намерение суицида  в одиночку, не таща за собой еще 149 ни в чем неповинных человеческих жизней. Более того:я думаю, что и выказываемые стремления суицида были показными, рассчитанными на внешний эффект. Иначе зачем незадолго до - он купил целых два дорогих автомобиля, себе и своей девушке и с ней же снимал дорогие аппартаменты в отелях(и на какие доходы, в то же время ей  же жалуясь на безденежье?)-если смысл жизни был для него потерян? Ох, все непросто. Спонтанность, тайна?

Как много всего было нужно, чтобы сойтись, словно лучи в призме. Нужен был лишь внешний толчок.

 За некоторое время до трагедии Любитц искал в интернете информацию о способах суицида. Таковы данные проверки изъятого компьютера Любитца. Еще раннее американские СМИ нашли в соцсетях снимок Любитца на известном «мосту самоубийц», известному тем, что с него частенько прыгают-что уже было симптоматично, хотя пока это ни о чем не говорило. И, скорее всего, имея столь давний опыт труднопереоборимых проблем и склонности к суициду, в чем западная психиатрия так и не сумела ему помочь преодолеть, он совершил бы задуманное, но как-то иначе. Традиционнее, что ли. А тут такое кино…Словно специально на него созданное! И словно подсунутое, надо было ему увидеть этот злосчастный боевик. В котором второй пилот, забаррикадировавшись в кабине, точно также направляет самолет к земле, погубив помимо себя еще всех пассажиров и коллег. Ключ пришелся к замку его уже готовой психики…И он сделал это.

Ничто неслучайно…В личном плане. Но в общественном помимо уже названных проблем несовершенства европейской авиации, сделавших возможным реализацию подобного сценария(в России и в США, а также в Испании такой сценарий был практически невозможен, чтобы оставшийся один в кабине летчик действовал по своему усмотрению)-остается еще проблема ответственности создателей произведений искусства, особенно, массового.

 Уже был случай в Европе с девушкой, с 9 до 19 лет проведшей в подвале маньяка, похитившего ее и держащего в рабстве в своем подвале столько лет. Она наконец была чудесно избавлена и вызволена. И тогда СМИ нашли аналогию с знаменитым романом Джона Фаулза »Коллекционер». Да, действительно. Только финал романа трагический, девушка-художница Миранда погибает. В реальности же под поезд бросился насильник, но свое преступление он совершил как в сюжете романа, который был также экранизирован и рекламирован на Западе.

  А когда в Париже в день Взятия Бастилии 14 июля несколько лет назад едва не случилось покушение на открытый автомобиль президента, чудом отведенной   рукой бдительного рядового зрителя, а отнюдь не охраны, и тогда СМИ вспомнили, что сюжет заимствован из известного романа в жанре политического детектива Фредерика Форсайта:«Цель:президент».

Взяла роман в библиотеке, прочла. Довольно нудноват для детектива, в нем инвалид войны страшно обозлен на Шарло. Так называли генерала Шарля де Голля, популярнейшего президента Французской Республики послевоенных лет…Охрана снисходительно пропускает в дом в оцепленном полицией квартале, беспомощного  инвалида с костылями за несколько часов до проезда де Голля. Хотя был четкий приказ:никого не пропускать за ограждение и взять все окна под наблюдение!Если не изменяет память, то в романе также действие происходит 14 июля.

 Можно еще вспомнить подобных историй реализации в реальности сюжетов вымышленных произведений литературы, кинематографа.

 К примеру, одна из нескольких женщин за всю историю СССР, к которой была применена высшая мера наказания(расстрел)-в годы Великой Отечественной войны работала у немцев карателем партизанов. Лично расстреляла из пулемета полторы тысячи советских граждан. После войны долго маскировалась под ветерана войны, вела обычную жизнь, создала семью и даже имела звание передовика а в школах рассказывала о своих мнимых подвигах на войне. Получала все привилегии, вычислена была случайно. Правоохранительные органы знали с воспоминаний местных жителей о карательнице и десятилетия искали ее-а поняв, что это она, не хотели долго верить и арестовывать. Не верилось по словам следователей, медливших с задержанием, что это она по показаниям многочисленных независимых свидетелей: фронтовичка, передовик труда...Хотя она  постарела, но все свидетели навсегда запомнили особый взгляд:полный хладнокровной жестокости. Можно говорить о том, что она просто хотела выжить, так говорили даже следователи, что у нее были проблемы с психикой и т.д. Но вот факт:еще до войны она, как и все ее поколение, пересмотрела бесчетно фильм эпохи »Чапаев», но ходила снова и снова в кино для того, чтобы смотреть не Чапая и Петьку, а Анку-пулеметчицу! Она завидовала ей и мечтала повторить ее «подвиг», как лихо она пуляла по белогвардейщине. В войну немцам сдалась сама. Не списал ли Борис Бабочкин историю Анки-пулеметчицы с Марютки из повести Лавренева «Сорок первый»? «Марютка, гляди:офицер!».

То, как карательница из любимого пулемета расстреливала людей, кидало в дрожь даже немцев. И только в первый раз по ее же показаниям набралась для храбрости 100грамм, дальше всегда была абсолютно трезва. Между прочим, в вынесенный приговор советского суда она до конца не верила, спрашивая работниц СИЗО, не пригодятся ли им ее «навыки и опыт»…

Как важно знать, какую духовную пищу потребляют твои близкие, да и мы сами…
Как важна отвественность общества за то, какой духовной пищей окормляются массы. В этом плане наша культура полна насилия и деградирующего одичания. Нет, чтобы там не говорили о «компенсации» и выплескивании негатива при просмотре боевиков и особо полных насилия детективов и проч., якобы это безопасная пища для ума-реальность опровергает эти доводы. О компьютерных играх и говорить не приходится, это уже притча во языцех:тема легкости взаимоперехода моделирующей игры и реальности. Концентрация насилия на экранах и в литературе не должна доходить до черты, за которой цена человеческой жизни в глазах восприимчивого нового поколения стремительно приближается к нулю…

4 апреля 2015г.

илл.:Сальвадор Дали. Загадка Гитлера.

Испорченный телефон, как аналогия потери адекватного контакта с реальностью?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.