Глава III
Киевская Русь.
Как во городе стольно-Киевском
Володимир князь со боярами
Пировал, гулял со дружиною,
Со дружиною со хороброю.
Пировал, гулял, ликом светел был,
Ликом светел был, буен волею.
Глумотворцев звал, гудецов скликал,
Плясецам-глумцам сам потворствовал.
А князья его и бояровья
Вслед за светлыим в перепляс пошли.
В перепляс пошли, соглумлялися,
Соглумлялися над ятвягами,
Что в полон взяты под Двиной-рекой.
Соглумлялися-потешалися,
Над рабынями надругалися.
Сам великий князь в терем светел свой
Отбирал искал их в наложницы,
Отбирал искал, миловал, ласкал,
Миловал, ласкал, казни миловал.
* * *
А один юнец, из варягов бысть,
Не смолчал-стерпел буйства хамского.
Не смолчал-стерпел, о Христе сказал,
О Христе сказал слово верное:
«Кто с мечом придёт – от меча падёт.
От меча возьмёт славу подлую»!»
7.============================
Слово дерзкое – лицо мерзкое,
Тело крепкое – ненавистное,
Ненавистное и завистное.
И сказал один из дружинников
Князю светлому таковы слова:
«А и светлый князь, большой-набольший,
Воробью ль чижу соколов учить,
Соколов учить, язык-нож точить?
А проверим- ка Бога ихнего
Перед волею пред Перуновой.
Аль забыл ты, князь, веру прадедов?
Боги жертвы ждут победителя»!
Больно вдарил князь в грудь наушника,
Рассерчал-взревел аки зверь лесной,
Рассерчал-взревел, слово вымолвил:
«А казнить юнца непокорного»!
* * *
На холме крутом, на холме большом
Возгорел костёр, костёр жертвенный
А волхвы-жрецы со куднесники
Говорят-творят заклинания.
Страшный суд творят перед идолом.
В полукруг стоят, дожидаются.
И ведут юнца, юнца славного,
Юнца славного, горемычного.
Как из терема его вывели
Грудью встал отец перед юношей.
Смело взор вперил в очи светлому
И посмел сказать слова дерзкие,
Слова дерзкие поострей меча:
« Что стоишь ты, князь, аки царь царей,
Дикой мерзостью похваляешься,
Похваляешься, упиваешься
Кровью слабых сих обездоленных?
Аль не ведаешь, что и ты есть раб!
Раб великого Вседержителя –
Бога нашего христианского?
Он един есть Царь! И ему судить
Не по знатности, по смирению!
8=============================
Слепнешь злобой, князь, злобой лютою
И не видишь вкруг нова времени.
Ты убей моё тело тленное,
Но души моей не убить тебе!
Не убить тебе, князю-варвару
Всех князей, бояр, Христу преданных!»
Возгорелся князь гневом лютыим,
Злобой взор его затуманился,
Но в ответ не мог слова вымолвить,
Лишь взмахнул рукой, отвернулся прочь.
И не видел он, как дикой народ
Рассекал-рубил – кровью пьяным был,
Бездыханных тел на костёр тащил.
* * *
Долго князь серчал, злобу-злость скрывал.
На себя серчал: «Почему смолчал?
Почему не мог слова вымолвить?
Почему убил добра молодца,
Добра молодца—храбра воина?
Аль и впрямь Перун больно немощен,
Коли жрёт-пожрёт мясо детское
Мясо детское-молодецкое?!
Аль и впрямь их Бог посильней иных,
Коль на смерть идут с велей радостью?!
А не в том ли есть сила сильная,
Вера крепкая всепобедная?!»
Тако думал князь, думой маялся,
И ломал-кромсал ум сомненьями.
Так не мог решить дела главного,
И созвал мужей на большой совет:
- Вы князья мои, вы, бояровья,
Старцы мудрые поседелые.
А скажите мне слово крепкое,
Слово крепкое, откровенное:
Бысть округ Руси страны разные,
Страны разные, просвещённые,
Да не силою, не отвагою,
А иной от нас верой крепкою.
Вы попомните того юношу,
Телом крепкого, духом смелого;
Снаряди его в латы крепкие,
Дай копьё ему стопудовое,
9==========================
Посади его на добра коня –
Храбрый витязь был на Руси родной.
А Перун его, как щенка слизал,
Как щека слизал – не насытился!
Аль и впрямь наш бог больно немощен,
Коли жрёт-пожрёт наших воинов?
Не довольно ль нам славных отроков,
Молодых девиц понапрасну жечь
Огнём жертвенным ненасытныим?
Не довольно ль нам жён, детей губить
Тризной буйною, безрассудною?
Не довольно ль нам в злобе-корысти
Убивать своих братьев кровныих?
А идут-плывут к нам посланники,
Проповедники и законники.
Говорят они речи длинные,
Речи длинные, слова сладкие.
От болгар идут, от козар идут,
И от грек идут, от католиков.
Всяк своим богам поклоняется,
Своей верою похваляется.
А какую взять, а какой служить –
Вам, мудрейшие, суждено решить!»
Совещашася, старцы молвили:
- Знаешь, княже, сам хвалит всяк своё.
Сказкой-присказкой язык тешится,
А уму совет зоркий глаз даёт.
Ты пошли-ка, князь, в край полнощных стран
Мужей праведных, правде преданных.
Что им глянется, что им слюбится,
То и русичам да прибудется!
* * *
И пошли послы на восход зари
В земли Камские да Болгарские.
Сладок был в устах Магометов рай,
Гурий пышный сад… Да жесток Аллах.
Ниц упав, лежат - ему молятся
И печаль-тоска в том великая.
На заход пошли в земли готфские –
Храмы мрачные католицкие,
Сердцу русскому непривычные.
10.=============================
И пошли послы в землю грецкую,
В землю грецкую - Византийскую.
И вошли они во Софийский храм.
И увидели диво дивное:
Патриарх блистал ризой светлою,
И служили с ним мужей двадесят –
Все в сверкающем облачении;
Все в величие и смирении.
И горел алтарь ярким золотом,
Ярким золотом да каменьями.
И глядят на них лики светлые,
И текут из глаз слёзы жемчугом.
И струится вниз, вниз от купола
Пенье тихое поднебесное.
По стенам-углам, закоулочкам
Фимиамом храм наполняется,
А свечей огни колыхаются,
Колыхаются-разливаются.
Сам великий Бог служит в храме сем,
И душа с душой сочетаются.
И пришед назад в светлый Киев-град,
Князю молвили послы мудрые:
« Бог един на всех, о великий князь!
Но по разному ему молятся.
Вкусив сладкого – бежишь горького,
Вкусив светлое – бежишь мрачного.
Так и мы теперь не хотим иной
Веры, храмины, кроме греческой!»
Старцы мудрые седовласые
Ольгу* вспомнили премудрейшую;
«Коль звезда зажглась в небе утреннем,
Быть и солнышку негасимому.
Окропит роса зелену траву,
Скрасит солнышко цвет лазоревый,
Скрасит солнышко цвет лазоревый,
Тепло-жизнь воздаст семенам земли
Плод зерном велик. Коли то зерно
Не падёт в песок, минут плевелы,
Коль падёт оно в землю добрую,
В землю добрую, да взрыхленную –
Знатен будет злак и величествен!
Так подумай, князь, всё тебе решать».
---------------------------
*Святая Ольга – бабка князя Владимира,
первая христианка из великих русских княжон.
Свидетельство о публикации №115032908050