11 февраля день рождения Любови Орловой. О сериале

Впечатления о сериале Орлова и Александров

А ведь непохожа!
Непохожа Олеся Судзиловская на Любовь Орлову!
Даже самый умелый грим и освещение не сотворят взгляда и улыбки, тембра голоса и пластики Любови Орловой. "Орлова у нас одна! Берегите Орлову!"(тов. Сталин строго выговаривал Александрову).

Но если отвлечься от этого(хотя и сложно отвлечься, если речь идет о портретном несходстве культовой исторической личности с актером(актрисой), воплощающей эту личность на сцене, а тем более на экране)-то удалось ли Судзиловской воплотить какие-то иные грани Любови Орловой? Ну разве ее точеную фигурку...Нет, актриса сама по себе интересная! И актриса, и тележурналист. Занималась в детстве гимнастикой, как следует из вики-статьи, что близко балету, которым много занималась Орлова. Но взгляд не Орловой, и голос. И интонации. Нет той искры блистательной сияющей Орловой. Она все же более драматического амплуа, Олеся Судзиловская, по своей актерской органике, чем комедийно-музыкального, в чем равных Любови Орловой до сих пор не появилось. Правда, стоит отметить, что создатели сериала как раз много внимания уделили именно драматическим коллизиям звездной четы на фоне суровой эпохи; коллизий, сокрытых от взоров миллионов восхищенных зрителей, не подозревавших, как все непросто за этим фасадом блеска и успеха. Так что в этом ключе возможно и оправдан выбор актрисы, сыгравшей не столько оригинал, сколько определенный режиссерский замысел.

Воплощение роли Любови Орловой недосягаемо почти ни для кого, ибо феномен Любови Орловой-это сложный сплав происхождения, аристократического воспитания, многогранного артистическо-музыкального образования в виде и фортепианного факультета консерватории, и работы тапером в кинотеатрах на демонстрациях немых фильмов, и занятий у станка балетной хореографией, упражняться в чем не переставала до последних дней. И, конечно, ее дивное лирическое сопрано. Ф.И.Шаляпин пророчески воскликнул, подхватив пятилетнюю Любочку Орлову из семьи своих  друзей, что быть ей великой артисткой. Словно благословил на удачу! Сплав талантов, немалого опыта предшествовавшего кино-в жанре музыкальной комедии(оперетты). В кино Любовь Орловой вступила не юной, но уже состоявшейся Артисткой. Блистательное кинодесятилетие от "Веселых ребят" до "Весны"-целая эпоха. Где найти такую актрису, что сыграла бы Любовь Орлову во всем этом великолепии вкупе с ее обаянием? Фаина Раневская, будучи подругой, но и коллегой по цеху, не без доли хорошей зависти признавалась, что природа редко творит такой тип артистической индивидуальности. Такую легкость, обаяние и искрометность.

Вот где обнажается единичность и неповторимость Большого Артиста:трудно сыскать кому его или ее играть! Труднее, чем режиссеру из х/ф "Весна" было найти похожую на ученую Никитину женщину, хоть из актрис, хоть прямо из толпы.

Жаль, что создатели сериала отсняли целых 16 серий(что немыслимо-длинно для, к примеру, советского кино), но остановились ровно на моменте съемок "Весны" эффектной чечеткой Орловой и Александрова под джазовую версию "Журчат ручьи". Диктор за кадром зачем-то произнес несколько пафосных слов, и точка. В 16 серий, и даже меньше, сгущенно вполне вместилась бы вся биография звездной четы. Хотелось бы увидеть что было в их жизни после "Весны". Да, фактического завершения кинокаръеры Любови Орловой, хотя редкие роли в кино потом еще были, но о них всегда как-то стыдливо отзываются...Как о, мягко говоря, неудачах и нелепых попытках постаревшей Дивы обмануть время, сыграв молодые роли. И тем не менее... Даже неудачи великих подчас интереснее триумфов и по своему поучительны. А ведь еще были работы в театре Моссовета. Была сложная интрига отношений с гранд-дамой советского театра Верой Марецкой. Чем не сюжетная канва для продолжения? Да и не все ее роли в зрелые годы были неудачны.

В х/ф "Мусоргский", в котором она блеснула в эпизоде в образе сестры композитора она еще привлекательна, хотя  уже не очень похожа на своих прежних юных героинь кинокомедий, которых, к слову, играла отнюдь не в юные лета, а сложившейся зрелой артисткой, что добавляет восхищения ее талантом. Ведь недостаточно молодо выглядеть, нужно еще уметь быть органичной в создаваемых образах. Жаль, что  фильма "Мусоргский" мы не видим по ТВ. Но кадры дают представление. Лишь самые последние ее роли настолько были плохи своим несоответствием задуманному безумству, что она сама их запретила к прокату. Она была настоящей Актрисой...И все же любопытно было бы посмотреть "Русский сувенир", и "Скворец и лиру". А еще больше:ее роли в тетре музкомедии до кино и в драм. театре Моссовета после кино, она охватила все грани Сцены. Но увы... А между тем, сама напрашивается композиция сериала: до кино-детство, юность-революция оперетта, работа тапером. Кино-Богиня советского экрана. И после кино.  Суровая борьба за каждую роль в театре-да, ей несмотря на имя и статус, это предстояло.

После кино еще была целая жизнь, оставшаяся за рамками длинного сериала, которого все же не хватило создателям чтобы рассказать  всю биографию Любови Орловой. Были встречи с мэтрами западного искусства. Дружба четы с Чарли Чаплиным. Полеты в любое время Любови Петровны в Париж "за парой перчаток", вызывая зависть всего цеха коллег таким несоветским стилем жизни и привилегий. Были упорные слухи о пластических операциях, каких тогда в СССР не делали, как причине неувядаемости Орловой. Чего же страшились создатели сериала показать стареющую Орлову, если она всегда, до конца оставалась объектом зависти и преклонения, обожествления и подражаний?

Наконец, она еще долго давала сольные концерты, в которых исполняла и песни из своих фильмов, и арии из оперетт, в которых блистала до кино, и классические романсы. Эта сторона ее столь многогранной каръеры как-то мало известна, а между тем составляла значительную долю. Правда, сама она относилась к этому, как к источнику дополнительных доходов в семейный с Александровым бюджет, смеясь, говоря какой концерт  оплатил забор в их даче, а какой-ремонт...

Я, автор этих строк, ищу классический вокал Любови Орловой, в отличие от песен из кинофильмов, практически несохранившийся. Но были ведь ее роли в Оперетте до кинематографа. Были сольные концерты и во время кино, и после. Классика всегда занимала отделение ее сольных концертов:арии из оперетт, русские романсы Чайковского, Мусоргского, Глинки...Где все это?   

На мой взгляд, великолепна игра арт. Белова, сыгравшего Григория Александрова. По голливудски импозантен, статен, одет с иголочки-полное соответствие "белокурому богу" из Голливуда воротившегося, в которого влюбилась Любка Орлова. Деликатна подана в сериале тема их личных отношений:от ставшего давно притчей обращения супругов на "вы" всю жизнь до болезненных моментов драмы распада первой семьи Александрова на фоне триумфов Любови Орловой, ворвавшейся в его судьбу. Комичную струю сюда вносит изображение несостоявшегося "романа" Александрова с молоденькой и смазливой провинциальной артисточкой Леной Курочкиной, чья вульгарность так изысканно противопоставлена в сцене ресторана аристократизму Любови Орловой. Эта сцена и объяснение супругов после нее-одна из самых сильных по подаче их отношений во всем сериале. Кстати, актер Белов-великолепный чтец:экспрессия прочтения им в сцене в осеннем саду знаменитого стихотворения Осипа Мандельштама о кремлевском горце впечатляет!

Актер, сыгравший Сталина тоже не ахти похож на оригинал, но ректор Щукинского училища, уже блистательно сыгравший роль Вольфа Мессинга, нашел интересное решение роли Вождя, влюбленного, страдающего, человеческие слабости диктатора.
Образ сталинского сатрапа Берии прочно поселился в фильмах о той эпохе, он всегда стандартен:несколько одномерно-картонный злодей, злой гений эпохи.

Юлия Рутберг в роли Фаины Раневской удивила похожестью, и не натужной, как в попытках представить Олесю Судзиловскую Любовью Орловой-а совершенно естественной! Те же черты, тот же тембр и "прононс" Фаины Раневской. Пара острот легендарного острослова:слава Фаины Раневской давно перешагнула ее роли, ушла в народ как автора, действительного или приписываемого, многочисленных иронических и хлестких характеристик и мудрых и остроумных афоризмов. Жаль, что ее несомненный драматический талант был реализован лишь очень ограниченно, в ролях комического амплуа. Не будучи красавицей в классическом смысле, она была все же колоритна и внешне.

Проходят по сералу и такие режиссеры эпохи, как Сергей Эйзенштейн, чья драма художника показана с пронизывающей силой. Иван Пырьев.
Создатели сериала, следуя манере Татьяны Лиозновой, "снимают под документ", вставляя кадры военной кинохроники.

Но вот тягостное впечатление оставляет чей-то слабогласый вокал вместо восхитительного звонкого и задорного, как сама эпоха-голоса эпохи-пения Любови Орловой. Правильнее было бы вставлять ее записи.

В общем, хорошо уже то что эта работа проделана, это доброе начинание. Возможно, что будет и продолжение, и новые версии воплощения в художественных произведениях образа Любови Орловой навсегда.

27/03/2015
Расширено-25/07/2016

http://stihi.ru/2021/02/07/589
Фильм Л. Орловой Весна. Тайные знаки будущему


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.