Кудаева Ф. М. 2015
Рецензент: Кудаева Фарида Малиловна, журналист и писатель. Гл.ред.газеты "Звезды Северного Кавказа".
Я думала время поэзии серебряного века ограничилось концом 19 и началом 20 веков, пока я не познакомилась с произведениями молодого адыгского поэта Адама Ачмиз.
Космическое мышление, глубина мысли и смелость и широта взглядов, пожалуй, - это то, что его, на первый взгляд, роднит с представителями того времени. Но самое главное – это его поэтическая узнаваемость. Стихи Адама невозможно при этом спутать с произведениями других поэтов, потому что он выработал свой собственный поэтический почерк. Никакой банальности, никакого повторения, никакой стереотипности, от которой трудно отказываются художники слова. Это говорит о том, что поэтический дар дался ему свыше.
В его стихах все ново: и поэтический слог, и казалось бы, вечные темы, рассматриваемые им совершенно по-новому.
Ачмиз владеет универсальной техникой написания стиха, без которой он и не состоялся бы как поэт.
Рифмы красивые и неожиданные, не избитые, что доставляет немало удовольствия читателю. Это приятно ласкает слух.
Осев на дно, в объятиях кулисных,
С улыбкой щедрой тусклых фонарей,
Все стихи Адама Ачмиз читаются на одном дыхании, потому что в них сила сильного, воля вольного, любовь любящего, картины видящего, философия мудрствующего.
Ты прошлого завядшая сирень
И настоящего живая орхидея.
Лучше и не скажешь. Орхидея - цветы зрелости, цветы, символизирующие совершенство, любовь, красоту и роскошь. А сирень – где-то символ непорочности, надежды, но и разлуки и несчастья.
На интуитивном уровне приведены эти сравнения, точно описывающие образ Медеи.
С этими строками перекликаются другие, в которых он, обращаясь к Медее, пишет:
То хрупкая ты, то порой прочнее стали,
Терпеньем закаленная в печи.
Сирень-орхидея, хрупкая –прочная -контекстные антонимы, точно выражающие мысль автора.
Я думаю, что каждая зрелая дама без труда узнает себя в этом произведении, а каждая юная девушка увидит себя в будущем. В этом и состоит сила поэта.
В проклятье оберну благословенье,
Поклявшись: «О любви не напишу!»
Печально, как поэт без вдохновенья,
Любовь в себе я ко всему душу…
Это не слова разочаровавшегося циника, как может показаться на первый взгляд. Это строки сильного человека, «кто любит без любви, но не без чувств».
Слово любовь подменяется словом чувство во множественном числе, и это слово намного больше выражает, чем слово любовь, которое никогда не будет звучать банально из его уст, ибо им, поэтом, и движет любовь.
Создание поэтического образа, цельность и законченность им придают художественно-изобразительные средства, которыми Ачмиз апеллирует легко.
Ты тонешь в нежности садов цветущих ранних.
Роняешь листья прошлого на тень,
Но отражаясь в зеркале времен тех давних,
Бросаешься на свет грядущих дней.
В этих строках используется антитеза не только как средство усиления выразительности при сопоставлении понятий, контрастирующих между собой, но и как средство соподчинения. Помимо этого, в этих же строчках используется инверсия –изменение порядка слов в расположении частей предложения. При этом, подобного рода изменения могут преследовать как логические, так и звучальные, как мы наблюдаем здесь: садов цветущих – времен тех давних.
Метафоричность речи, по словам величайших литературных критиков, - самое большое достижение любого поэта. Адам Ачмиз сумел вооружиться этим языковым средством.
Сжимаю я в груди ночь воскресенья,
Срываю с плоти будние чехлы…
или
А люди могут сжать тебя словами,
Ты с ними будешь молча говорить.
Под его пером оживает дождь. И не только. Земля и небо тоже одушевляются. Так называемая персонификация или, выражаясь литературным термином, олицетворение помогает поэту раскрыть то или иное понятие в своих произведениях.
Пример:
Наступят дни, когда дожди вдруг перестанут
Скрывать тоску, смывая слезы с губ твоих.
Бороться за тебя не перестанут
Земля и небо, замыкая этот круг…
Все эти литературные приемы, тропы, стилистические и риторические фигуры обогащают поэзию Адама Ачмиз, заставляя читателя задуматься.
Любовь, имеющая большое философское начало, значение которого жизнь, - основная тема его стихотворений. Новаторство же его произведений заключается в том, что поэт показывает противоречия, которые разрывают человеческие души. В них где-то сарказм, где-то самоирония, а где-то и какая-то юношеская безысходность, но, в целом, поэзия Адама Ачмиз – это высокая духовность, а также удивительно сложное, но и вместе с тем изумительное явление нашего времени. За этим именем кроется большой поэт.
Свидетельство о публикации №115032611543