Стадион

В Затоне был замечательный стадион «ВОДНИК», отвечавший всем требованиям тогдашних спортивных стандартов. Здесь была прекрасная футбольная поляна, беговые дорожки, прыжковая яма и скамейки для зрителей, взамен которых в семидесятые воздвигли трибуны. По периметру были высажены несколько рядов акаций, а в дальнем углу шумела березовая рощица. Здесь проходили спортивные и праздничные мероприятия, а также танцы, для чего были построены летние эстрада и танцплощадка. Зимой заливался каток, строилась высоченная ледяная горка, играла музыка, светили прожектора.
Неустанно заботясь об эстетическом воспитании трудящихся масс, начальство решило украсить стадион скульптурой. Нельзя сказать, что этот вид искусства не был представлен в Затоне – в скверике у клуба были бюсты К.Маркса и Ф.Энгельса, на заводе В.И.Ленин в полный рост призывал к победе, а также у детских яслей тов. Сталин с девочкой на руках (нянчил советский народ). Но 1956 году скульптуру Сталина убрали, и чего-то стало не хватать.
По этой, или по какой другой причине, у входа на стадион появились две гипсовые скульптуры: фигуристая «девушка с веслом» и «пионер, играющий на горне». Понятно, что первая скульптура отражала водную тематику – все-таки подавляющее большинство населения Затона, так или иначе, связано с рекой; а вторая – как бы призывала каждого жителя приобщиться к физкультуре и спорту.
Статная «девушка» пришлась по душе мужскому населению Затона – все ее прелести, до которых можно было дотянуться, вскоре были залапаны до черноты. Женская половина стала распускать ехидные слухи, мол, что-то у нашей «девушки» плохи дела с личной гигиеной. Статую по праздникам отмывали, белили и даже, однажды, покрасили белой пароходной эмалью, отчего она стала блестеть, словно из белого полированного мрамора. Увы, это только добавило интереса к ней.
Да тут еще возникла новая беда – местная пацанва решила, что лучше мишени для испытания нового вооружения не найти. Надо сказать в Затоне периодически вспыхивали разные эпидемии рукотворчества: то все обзаводились рогатками, то в каждом дворе делали луки и стрелы или строгали арбалеты, а то начиналась пальба из поджигалов. Последняя эпидемия обычно заканчивалась чьим-либо оторванным пальцем или ожогом. Случались и мирные эпидемии: по весне в каждой приличной луже плавали парусные кораблики, а летом, над каждым двором, вдруг воспаряли воздушные змеи (обычно, простейшей прямоугольной формы, но, обязательно, с нарисованной страшной рожей).
Особенный урон «девушке с веслом» наносили стрелы с наконечниками из жести от консервных банок: все-таки гипс – не мрамор, в центре мишени появился небольшой, но заметный кратер. Скульптура стала выглядеть совсем непристойно – пришлось ее убрать.
«Пионер с горном» простоял не намного дольше. Сначала у него отломали левую руку, а затем разбили горн. Вместо них торчали гнутые куски арматуры. Потом какой-то шутник вместо горна пристроил бутылку из-под водки – получилось весьма символично: однорукий пионер, пьющий из горла, в роли зазывалы у ворот рая. Надо сказать, что питейных заведений в ту пору в Затоне не было, и мужики после работы частенько заруливали на стадион, где можно было спокойно раздавить шкалик, не мозоля глаза заводскому начальству и не выслушивая домашних проклятий. «Пионера» тоже убрали.
В середине 60-тых администрация района вновь взялась благоустраивать стадион. На входе появились каменные колонны с ажурными воротами и арка с надписью «стадион «ВОДНИК». Перед входом воздвигли внушительных размеров постамент, на котором водрузили весьма динамичную скульптурную композицию: «два футболиста в борьбе за мяч». Нападающий на бегу занес ногу для удара, а защитник возражал ему, пытаясь отобрать мяч. Обе фигуры были точно схвачены в движении.
Эта скульптурная композиция простояла больше 5 лет. Полагая, что ей надо придать более реалистичный вид (в соответствии с тогдашним состоянием отечественного футбола), неравнодушные болельщики творческого склада приняли живое участие в доработке скульптуры. Для начала, у защитника отломали руку (наверное, чтобы не фалил почем зря); потом у нападающего отшибли ступню правой ноги, занесенной для удара (все равно же промажет); и, наконец, выбили по одному глазу у обоих игроков (чтобы лучше видели поле).
Периодически на мяче появлялись намалеванные веселые рожицы с некомплектом зубов; вместо ступни, на торчащий кусок арматуры, надевали рваный ботинок, причем, задом наперед. А однажды, кто-то умудрился напялить на одного из игроков теплые женские рейтузы. Скульптуру убрали, и лишь каменный мяч остался сиротливо маячить на внушительном постаменте. Злые языки утверждали, что футболисты сами сбежали, не было мочи терпеть позор за нашу сборную.
Свято место пусто не бывает – рядом с мячом на постоянной основе прописался «хрусталь». Дело в том, что неподалеку открылся приемный пункт стеклопосуды, а капризные приемщики «пушнины» не любили «огнетушители» и прочий, как сейчас говорят, неформат (иными словами – все нестандартное). Огорченные «коллекционеры» водружали эксклюзив на пьедестал.
Таким образом, скульптурная композиция приобрела, на мой взгляд, законченный вид. В этой инсталляции ни прибавить, ни убавить ничего не возможно – это квинтэссенция сюрреализма, постмодернизма, символизма, поп-арта и прочие умные слова (например, Энди Уорхол – отдыхает!).
Когда наша сборная еле-еле переставляет ноги, после бурно проведенной в отеле ночи, мне всегда вспоминается мяч и бутылка рядом на внушительном постаменте. Жаль, что его вскоре разобрали, а на рубеже 80-тых закрыли и стадион. На этом месте воздвигли девятиэтажки и гаражи.
Жители конечно возмущались, писали в разные высокие инстанции – ничего не помогло. Приезжали большие начальники, уверяли, что запланировано строительство громадного современного стадиона, и что Затон, непременно, станет республиканским центром физкультуры и спорта. На что Зеба заметил: «Их дело петушиное: прокукарекал, а там – хоть не расцветай!». Как в воду глядел!
А кто такой Зеба? О нем вы узнаете сразу после короткой рекламы, не переключайтесь!


Рецензии